Книги по технологии Мюллер и сын вечерние и свадебные платья.
Новости России




Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100



Дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами Проект 651


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Loading ... Loading ...
Оставить комментарий // Версия для печати Версия для печати // Отправить по почте знакомым Отправить по почте знакомым

В 60-е годы наращивание отечественных подводных сил, предназначенных для борьбы с надводными кораблями и судами противника, осуществлялось не только путем создания атомных ПЛ, вооруженных ПКР — ПЛАРК проекта 675, но и ракетных дизель-электрических ПЛ проекта 651, вооруженных ПКР комплекса «П-6» (проектант — ЦКБ-18). Большие ПЛ проекта 651 были единственным типом отечественных ДПЛ специальной постройки, вооруженных КР. Они были построены при применении в качестве корпусных материалов стали повышенной прочности, энергетического оборудования новой разработки (дизелей, ГЭД, АБ и др.). ПЛ проекта 651 отличались от ДПЛКР проектов 644 и 665, ранее созданных путем переоборудования средних торпедных ДПЛ проекта 613, увеличенными скоростью и дальностью плавания, увеличенной автономностью, улучшенными условиями обитаемости экипажа и более совершенными средствами акустической и магнитной защиты за счет облицовки наружного корпуса акустическим покрытием и использования маломагнитной стали для изготовления наружного корпуса ПЛ.

ПЛРК проекта 651 предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских коммуникациях. Разработка 651-го проекта осуществлялась ЦКБ-18 (главный конструктор — А.С. Кассациер, главный наблюдающий от ВМФ — И.А. Коцюбин).

Технический проект дизель-электрический подводной лодки был утвержден в 1959 году, а в 1963-1968 гг. в состав ВМФ вошло 16 кораблей этого типа (их строительство осуществлялось в Ленинграде и в Горьком).

ДЭПЛ несла мощное ударное вооружение (впервые в мировой практике применительно к ПЛ) — противокорабельные оперативно-тактические крылатые ракеты комплекса П-6, расположенные в четырех герметизированных транспортно-пусковых контейнерах вне прочного корпуса, за и перед ограждением рубки. Перед пуском контейнеры поднимались на угол 15°. Вначале на ПЛ было предусмотрено использование КР двух типов: ПКР комплекса «П-6» для стрельбы по подвижным целям (кораблям) и «П-5» — по береговым целям. Соответственно на ПЛ устанавливались две системы управления ракетной стрельбой и двух типов бортразъемы для ракет «П-6» и «П-5». Вследствие этого при замене на ПЛ одного типа КР на другой требовалось от двух до трех суток. Однако, после снятия с вооружения КР комплекса «П-5» в 1966 г. необходимость в такой замене отпала. Состав и конструкция ракетных контейнеров, систем и устройств, обслуживающих ракетное оружие на ДПЛКР, были в целом такими же как и на ПЛАРК проекта 675.

ПКР комплекса «П-6» испытывались на ПЛ проекта 651. Одиночные пуски ракет дали хорошие результаты, однако при залповой ракетной стрельбе возникли те же проблемы, что и на ПЛАРК проекта 659 (отходящие газовые струи маршевого и стартового двигателей стартующей ракеты, попадая в воздухозаборник КР, готовящейся к старту, вызывали срыв потока и подъем температуры в маршевом двигателе, что приводило к падению его оборотов и даже остановке двигателя), При этом спроектированная у ПЛ форма газоотводов не оказывала существенного влияния на работу маршевого двигателя ракеты, В результате испытаний был установлен порядок запуска ракет и временной интервал между пусками, обеспечивающие залповую стрельбу всеми ракетами ПЛ.

ПКР комплекса «П-6» обладали большой дальностью полета, в связи с чем для ДПЛКР проекта 651 так же, как и для ПЛАРК проекта 675 проблемой являлось обеспечение целеуказания ракетам. Для этой цели на ПЛ была установлена система приборов «Успех-У», предназначенная для приема целеуказания с самолетов, патрулирующих в районе действия ДПЛКР.

Торпедное вооружение корабля включало шесть носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм (боезапас — шесть торпед), стрельба из которых обеспечивалась на глубинах от перископной до 100 м. Кроме того, имелось четыре 400-мм ТА (боезапас — 12 торпед) в кормовой части корабля (максимальная глубина стрельбы — 250 м).

Лодка имела двухвальную энергетическую установку в составе двух дизелей надводного хода 1Д43 (2 х 4000 л. с.), двух главных гребных электродвигателей подводного хода МГ-141 (2 х 6000 л. с.), дизель-генератора мощностью 1000 кВт (с дизелем 1Д42) и двух гребных электродвигателей экономического хода ПГ-140 (2 х 2000 л. с.).

Впервые в практике отечественного подводного кораблестроения на лодках 651-го проекта было решено применить серебряно-цинковые аккумуляторные батареи «30/3», имевшие значительно большую емкость по сравнению с традиционными свинцово-кислотными.

ПЛ имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, а также все поперечные водонепроницаемые переборки были выполнены из стали с пределом текучести 60 кгс/мм2. Это позволило увеличить предельную глубину погружения по сравнению с ранее построенными отечественными дизель-электрическими подводными лодками на 100 м.

Первые пять субмарин имели легкий корпус, изготовленный из маломагнитной стали. Однако в дальнейшем из-за коррозионного растрескивания вновь вернулись к использованию обычной стали.

Начиная с шестого серийного корабля на легкий корпус наносилось специальное резиновое противогидролокационное покрытие.

По тактико-техническим данным, мощности оружия, радиотехническому вооружению, корабельным системам, механизмам и устройствам подводные лодки 651-го проекта превосходили все существующие в 60-х годах отечественные и зарубежные дизель-электрические подводные лодки. Применение противогидролокационных покрытий, средств шумопоглощения, мер по звукоизоляции механизмов от корпуса корабля, нового движительного комплекса с малошумными гребными винтами в направляющих, насадках обеспечивало ПЛ 651-го проекта уровень шумности, меньший чем у лодок других проектов, при рекордно высокой для отечественных ДЭПЛ скорости полного подводного хода — более 18 узлов. Дальность плавания экономичной подводной скоростью 2,8 узла составляла 810 миль.

Данный проект имел две основные модернизации: 651К — ПЛ была оборудована приемной антенной и аппаратурой системы космического целеуказания КР «Касатка-Б», 651Э — ПЛ, оснащенная созданной в СССР малогабаритной вспомогательной атомной силовой установкой ВАУ-6. Также на базе этого проекта разрабатывался проект 683 (развития не получил).

Тактико-технические характеристики Проект 651
Водоизмещение надводное, т 3174
Водоизмещение подводное, т 3750
Длина, м 85,9
Ширина, м 9,7
Осадка, м 6,9
Скорость в надводном положении, узлов 16
Скорость в подводном положении, узлов 14,5
Глубина погружения рабочая, м 240
Дальность плавания в надводном положении, миль 30000
Дальность плавания в подводном положении, миль 350
Автономность, суток 90
Экипаж, чел. 78

Вооружение ракетное: КР «П-6» — 4 шт.
Вооружение торпедное: НТА — 6 шт. (6 торпед), КТА — 4 шт. (12 торпед)



Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”


Обсуждение данной записи


Rambler's Top100
© 2007-2010 Военный портал ·