Новости России

Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100
Вход Контакты

Дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами Проект П-613


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Loading ... Loading ...
1 комментарий // Версия для печати Версия для печати // Отправить по почте знакомым Отправить по почте знакомым

Предпринятые при разработке проектов первых отечественных ракетных ПЛ попытки их оснащения самолеты-снаряды (С-С), созданными для использования с самолетов и наземных пусковых установок, не дали положительных результатов. В 1955 г. директивными органами СССР было принято решение о разработке комплексов систем вооружения ПЛ с реактивными С-С, предназначенными для поражения наземных целей. В соответствии с этим решением в ОКБ-52 (КБ В.Н. Челомея) были развернуты работы по созданию ракетного комплекса «П-5». Главной отличительной особенностью комплекса был вид старта С-С — непосредственно из контейнера с т.п. «нулевых» (коротких) направляющих. Их длина не превышала длину С-С. В контейнере С-С находился со сложенными консолями крыла, которые после старта с помощью специального автомата раскрывались в полете. при этом обеспечивалась высокая надежность раскрытия и фиксации крыла, а также его работоспособность, проверенная в процессе проведения модельных и натурных испытаний.

Такие С-С, запускаемые из контейнеров подобно баллистическим ракетам, стартующим из ракетных шахт, стали называть крылатыми ракетами.

Параллельно с разработкой КР комплекса «П-5» в ЦКБ-18, в 1955–1956 гг. велись проектные работы по переоборудованию торпедной ПЛ С-146 проекта 613 в ракетную ПЛ для испытаний этих КР (проект П-613). Переоборудование ПЛ выполнялось на заводе «Красное Сормово» в 1956–1957 гг. В ходе его на палубе надстройки ПЛ за ограждением рубки был установлен предназначенный для хранения и пуска КР поднимающийся контейнер прочной конструкции длиной 12 м и диаметром в свету 1,65 м. Контейнер был снабжен с обоих торцов открывающими крышками с уплотнениями и кремальерными затворами, обеспечивающими его герметичность. Ракета хранилась в контейнере полностью заправленной, с БЧ и стартовыми РДТТ. Доступ к КР после ее погрузки в контейнер не требовался. Ракетная ПЛ была оборудована аппаратурой целеуказания КР для чего на ПЛ потребовалась установка новых навигационных приборов типа «Сила», а также корабельной системой управления ракетной стрельбой и аппаратурой предстартового контроля и производства старта. На ПЛ были установлены системы и устройства, обслуживающие ракетное оружие, в частности гидроподъемник для подъема и опускания ракетного контейнера и др. Установка на ПЛ ракетного оружия была произведена при сохранении неизменным ПК исходной ПЛ за счет снятия с корабля запасных торпед со стеллажами, демонтажа артиллерийского вооружения, перекомпоновки оборудования в носовых отсеках ПЛ и пр.

Учитывая новизну ракетного комплекса с КР, стартующими из контейнеров, которые предстояло испытывать па ПЛ проекта П-613, был смонтирован береговой стенд с натурными частями корпусных конструкций ПЛ, ракетным контейнером и пр. В 1957–1958 гг. на стенде была отработана динамика старта ракеты из контейнера, процесс автоматического раскрытия консолей крыла и пр. Стрельба КР с ПЛ предусматривалась в надводном положении при скорости хода до 8–10 уз и состоянии моря до 4–5 баллов.

Испытания ракеты комплекса «П-5» на переоборудованной ПЛ проводились в Белом море. Перед стартом КР контейнер, располагавшийся горизонтально в положении по — походному, поднимался на угол 15°. Стрельба осуществлялась в нос по курсу ПЛ поверх ограждения рубки. первый пуск КР был произведен 22.11.1957 г. На расчетную дальность КР запускалась с ПЛ в Баренцевом море. Стрельбовые испытания завершились в 1959 г., а в 1962 г. на этой же ПЛ в Кольском заливе были проведены испытания на взрывостойкость КР комплекса «П-5» после чего было принято решение о восстановлении опытной ракетной ПЛ проекта П-613 в торпедную ПЛ проекта 613.

В целом успешно проведенные морские испытания КР комплекса «П-5» позволили в 1959 г. принять эту ракету на вооружение ПЛ ВМФ СССР и развернуть серийное строительство отечественных ДПЛКР проектов 644, 665 и ПЛАРК проекта 659. В 1959 году Генеральный конструктор комплекса П-5 В.Н. Челомей и Главный конструктор ЦКБ-18 и подводной лодки П-613 П.П. Пустынцев были удостоены званий Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии. Большая группа конструкторов ЦКБ-18 (41 человек) были награждены орденами и медалями СССР.

ПЛ «С-146»
В 1953 г. вступила в строй, как торпедная лодка проекта 613.
В 1956–57 г. была переоборудована на заводе «Красное Сормово» в ракетную ПЛ (проект П-613).
В 1957–59 г. участвовала в комплексных испытаниях ракетного оружия.
22.11.57 г. первый пуск крылатой ракеты П-5.
29–30.11.57 г. второй пуск крылатой ракеты П-5.
03–04.1959 г. испытания с подводной лодки пусками двух ракет на расчетную дальность стрельбы (успешно).
В 1959 г. принятие комплекса П-5 на вооружение.
В 1962 г. в Кольском заливе были проведены испытания на взрывостойкость комплекса «П-5».
В 1962–63 г. переоборудована обратно в торпедную лодку (по проекту 613).

Тактико-технические характеристики П-613
Водоизмещение полное, т 1089
Длина, м 76
Ширина, м 6,3
Осадка, м 4,6
2 дизеля общей мощностью, л.с. 4000
Скорость в надводном положении, узлов 17,5
Скорость в подводном положении, узлов 11,5
Глубина погружения, м 200
Автономность, суток 20
экипаж , чел. 37

Вооружение ракетное: с-с «П-5» — 1 шт.
Вооружение торпедное: НТА — 4 шт., КТА — 2 шт.



Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”


1 Коммент

  1. Яниева Наталья:

    Интересный материал, но хотелось бы больше узнать об испытаниях ракет, которые проводились в Черном море, на полегоне в районе Балаклавы.

    [Написать ответ на этот комментарий]

Обсуждение данной записи


© 2007-2021 Военный портал ·