Новости России




Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100



Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 667Б «Мурена»


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Голосов: 16)

Loading ... Loading ...
детские колготки с доставкой.
21 коммент // Версия для печати Версия для печати // Отправить по почте знакомым Отправить по почте знакомым

Планом военного кораблестроения на 1969–1980 гг. предусматривалось создание устойчивой стратегической ракетно-ядерной подводной системы с оружием большой дальности, дополняющей межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, составляющие в то время основу ракетно-ядерного арсенала страны.

В рамках программы военного кораблестроения намечалось строительство новых атомных подводных ракетоносцев, являющихся дальнейшим развитием подводных лодок 2-го поколения 667-го проекта.

На смену семейству ракет типа «Поларис» в США разработали МБР «Посейдон», дальность стрельбы которыми была 5200 км, а РГЧ типа МИРВ обладала уже 10–14 боезарядами. Ими вооружили новые ПЛАРБ типов «Лафайет» и «Мэдисон», а лодки прежних серий «Дж. Вашингтон» и «Э.Аллен» полностью перевооружили на «Поларис АЗ». В ВМФ СССР решали в это время другую задачу — защита своих ПЛАРБ от противолодочных сил США. Поэтому руководство в лице Главкома постоянно требовало увеличить дальность стрельбы БР ПЛ, чтобы приблизить районы боевого патрулирования отечественных ПЛАРБ к берегам СССР и вывести их из районов наибольшей активности противолодочных сил вероятного противника. Эта задача была наконец решена В.П.Макеевым в двухступенчатой БР РСМ-40. Она уже обладала гораздо большей дальностью стрельбы, чем у разрабатываемой в США о то время ракеты «Трайдент-1». Ее головная часть имела способность корректировать траекторию своего полета с помощью системы астрокоррекции и имела в последующем разделяющиеся заряды. Эта ракета стала практически первой в мире межконтинентальной морской БР (МБР).

Развитие Советских стратегических подводных ракетоносцев второго поколения шло, в первую очередь, в направлении повышения дальности их ракетного вооружения. Новый ракетный комплекс Д-9, находящийся в разработке с 1963 года, должен был обладать дальностью, в три раза большей, чем Д-6.

Тактико-техническое задание на атомную подводную лодку, оснащенную комплексом Д-9, было утверждено в 1965 году. Разработка корабля, получившего проектный номер «667Б» и шифр «Мурена», велась в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главный наблюдающий ВМФ вначале был капитан 1 ранга М.С.Фадеев, затем капитан 2 ранга С.А.Новоселов. Конструкция осталась прежней — двухкорпусная ПЛ с ракетными шахтами, размещенными в прочном корпусе.

Работы по созданию ракетоносца шли довольно быстрыми темпами, несколько опережающими сроки создания ракетного комплекса. В результате опытные пуски БР начались уже после ввода в строй головного корабля серии. Ракетный комплекс был официально принят на вооружение лишь 12 марта 1974 г.

Строительство серии из 18 атомных подводных лодок проекта 667Б велось на Севмашпредприятии в г. Северодвинске, где было построено 10 ПЛАРБ, а также на заводе им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре), построившего восемь кораблей.

Главная энергетическая установка мощностью 52.000 л. с. включала два водо-водяных реактора ВМ-4Б и две паровые турбины ОК-700 с турбо-зубчатыми агрегатами ГТЗА-635. Имелись два дизельгенератора ДГ-460 и два электродвигателя экономичного хода (2х260 л.с.). Для снижения гидроакустической заметности корабля была введена двухкаскадная амортизация виброактивных механизмов паротурбинной установки.

Корабль получил новую боевую информационную управляющую систему. Впервые на отечественных подводных лодках на проекте 667Б для управления ракетным оружием была применена автономная корабельная цифровая вычислительная система (КЦВС), решающая задачи ракетной стрельбы. Весь ракетный боекомплект подводной лодки мог быть выпущен в ходе одного залпа.

В состав ракетного комплекса Д-9 вошли 12 двухступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29 (4К75, РСМ-40 (мод.1), западное обозначение — SS-N-8) с максимальной дальностью стрельбы до 7800 км., что позволяло наносить удары по территории противника, патрулируя у берегов СССР, вне районов наибольшей активности противолодочных сил вероятного противника.

Р-29 стала и первой отечественной морской ракетой, оснащенной средствами преодоления ПРО противника. Легкие ложные цели в сложенном состоянии размещались в специальных цилиндрических контейнерах, вваренных в бак горючего второй ступени.

Пуск ракет мог выполняться из подводного положения с глубины 55 м при скорости лодки до 5 узлов и волнении моря до 6 баллов как залпом всего боекомплекта, так и одиночными ракетами. Допускалась ракетная стрельба как из подводного, так и из надводного положения, при нахождении корабля в базе (такая возможность обеспечивалась межконтинентальной дальностью ракеты). Предстартовая подготовка и производство самого старта осуществлялись в автоматическом режиме. Если для комплекса Д-5 широта точки старта ограничивалась 85°, то Д-9 стал первым в мире всеширотным ракетным комплексом.

В 1978 году на вооружение флота поступил модернизированный комплекс Д-9Д с усовершенствованной МБР Р-29Д (РСМ-40, мод.2), обладающей дальностью, увеличенной до 9100 км, а также повышенной точностью (КВО порядка 1000 м).

Комплекс Д-9Д был установлен на нескольких лодках проекта 667Б в ходе их капитального ремонта и модернизации. В 1986 году была вновь проведена модернизация комплекса.

В носовой части подводной лодки располагалось четыре 533-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом из 12 торпед, а также два 400-мм ТА для ГПД МГ-44.

Головной корабль проекта 667Б — К-279 — поступил в 1972 г. на вооружение дивизии стратегических подводных лодок СФ, базирующейся в бухте Ягельная. Его первым командиром стал капитан 1-го ранга В.П. Фролов, вскоре после этого получивший звание контр-адмирала (это был первый случай в истории послевоенного отечественного флота, когда командиру корабля было присвоено адмиральское звание). В том же году было принято решение о формировании 41-й дивизии, оснащенной только кораблями проекта 667Б. В 1974 году новое соединение было перебазировано в Гремиху, войдя в состав 11-й флотилии подводных лодок.

На ТОФ атомоходы проекта 667Б вошли в состав 25-й дивизии стратегических подводных лодок, базирующейся на Камчатке (первому командиру Тихоокеанской лодки, О.Г.Чефонову, также вскоре было присвоено контр-адмиральское звание). Однако «звездопад» на погоны командиров подводных крейсеров продолжался сравнительно недолго: штат кораблей проекта 667Б был изменен и командирская должность вновь стала соответствовать званию капитана 1-го ранга.

В конце 70-х годов часть ракетных подводных крейсеров стратегического назначения была переведена на базу Павловское в Приморье.

Зона боевого патрулирования ПЛ проекта 667Б Северного флота располагалась, как правило, между Гренландией и Новой Землей и была достаточно надежно защищена силами СФ. Переход из пункта базирования в район несения боевой службы занимал не более двух-трех суток.

На Тихоокеанском флоте боевая служба кораблей проекта 667Б началась в 1976 году. Лодки несли боевое дежурство в районах, находящихся на относительно небольшом удалении от берегов Камчатки.

Поступление на вооружение атомоходов проекта 667Б с межконтинентальными баллистическими ракетами существенно повысило стабильность морской компоненты советской стратегической ядерной триады. Теперь стратегическим ракетоносцам уже не требовалось прорывать противолодочные рубежи НАТО в Северной Атлантике или приближаться к западному побережью США, также надежно прикрытому средствами ПЛО. По западной классификации «букашки» (как прозвали ПЛАРБ проекта 667Б на флоте) получили обозначение «Delta».

В 1994 году началось постепенное списание лодок проекта 667Б. К концу 1997 года продолжали нести службу лишь К-447, К-457 (СФ). К-500 и К-530 (ТОФ).

Казалась, биография проекта 667Б окончательно завершилась. Однако неожиданно у этих кораблей появилась перспектива «второго рождения». На одном из последних заседаний Совета безопасности России, состоявшемся в конце 1999 года, и проходившем под руководством Владимира Путина, было рассмотрено и получило одобрение предложение об использовании выведенных из боевого состава флота РПКСН в качестве грузовых подводных судов для использования в Арктике.

Реализация идеи арктической подводной магистрали для транспортировки твердых и жидких грузов уже ведется (пока только теоретически) по нескольким направлениям. В конце ноября 1999 г. между Центром российского атомного подводного судостроения (ГРЦАПС) и РАО «Норильский никель» было подписано соглашение о переоборудовании нескольких списанных атомных подводных лодок, ожидающих утилизации в Северодвинске, в подводные транспорты.

Другой договор, подписанный генеральным директором ГРЦАПС Давидом Пашаевым и генеральным директором ЦКБ «Рубин» Игорем Спасским, предусматривает разработку проектов переоборудования в подводные транспортные суда выведенных из состава ВМФ РПКСН, а также новых транспортных АПЛ специальной постройки.

В подводные транспорты намечено, в первую очередь, трансформировать корабли проектов 667Б и 667БД, имеющие ракетные отсеки объемом более 1000 м3. При замене этих отсеков на специальные грузовые емкости в них можно перевозить до 2000 т грузов.

Практическая реализация проекта создания транспортных атомных подводных лодок (ТАПЛ) позволит на ближайшие 10–15 лет отложить болезненный и дорогостоящих процесс утилизации почти двух десятков РПКСН, заставив эти корабли «зарабатывать деньги».

Использование ТАПЛ позволит активизировать работы по освоению подводных нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе российского сектора Арктики, а также возродить Северный морской путь.

ПЛ «К-457»

30.12.1973 г. ПЛ вступила в строй ВМФ СССР и 07.02.1974 г. вошла в состав СФ (41 дивизия ПЛ, п. Гремиха).
В 1980 г. лодка выполнила первое проламывание льда для использования ракетного оружия.
В 1983 г. награждена вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть».
10.12.1986 г. при возвращении с боевой службы в Баренцевом море столкнулась с ПСРТ «Калининск» и, получив повреждения легкого корпуса, встала в аварийный ремонт.
В 1987 г. и 1993 г. ПЛ завоевала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.
В августе 1995 г. переведена в состав 31 дивизии ПЛ (г. Скалистый, затем г. Гаджиево).
02.09.1997 г. произвела показательный ракетный пуск в присутствии Министра обороны РФ.

ПЛ К-500

5.02. 1977 г. ПЛ включена в состав КТОФ, вошла в состав 25 ДиПЛ 2 ФлПЛ с базированием на б. Крашенинникова. Находилась в боевом строю до 1997 г. В 2000 году выведена из боевого состава.

Тактико-технические характеристики Проект 667Б «Мурена»
Водоизмещение надводное, м. куб. 8900
Водоизмещение подводное, м. куб. 11000
Длина, м 139,0
Ширина, м 11,7
Осадка, м 8,4
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 180
Скорость в надводном положении, узлов 17,5
Скорость в подводном положении, узлов 25
Глубина погружения рабочая, м 320
Глубина погружения предельная, м 400
Автономность, суток 80
Экипаж, чел. 120

Вооружение ракетное: тип ракетного комплекса Д-9 или Д-9Д, боекомплект (тип) БР 12 Р-29 (РСМ-40 мод. 1) или Р-29Д (РСМ-40 мод. 2). Вид старта подводный и надводный из РШ в ПК.
Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм. 4 х 533, боезапас (тип) торпед 16 СЭТ-65, САЭТ-60, 53–65К или 53–65М), количество и калибр ТА, мм 2 х 400, боезапас (тип) торпед 4 (СЭТ-40).
Вооружение радиоэлектронное: БИУС «Алмаз-Б», НК «Тобол-Б», КСС «Молния-Л» или «Молния ЛМ-1».



Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”


21 Комментов

  1. виктор:

    апл проект 667б

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Kupuk Reply:

    люди подскажите где можно найти видео-ракетный пуск 02.09.1997 г.и есть ли оно вообще?

    [Написать ответ на этот комментарий]

  2. Сержантов А.Ю.:

    Первый командир К-366 – капитан 1 ранга Бажанов В.Г.(1974-1977).
    В 1975 году Чефонов Олег Герасимович был старпомом по БУ во втором экипаже.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    алексей Reply:

    у меня отец на ней служил 1 экипаж! акустики ! Савченко.Н.В

    [Написать ответ на этот комментарий]

  3. Merl:

    отец служил срочную на к-450 1979-1981г экипаж Щербака В,П,вспоминает часто,

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Василий Пеньков Reply:

    Тоже служил на экипаже В.П. Щербака 1978-1980гг. киповцем

    [Написать ответ на этот комментарий]

  4. Владимир:

    Служил срочную на К-279, экипаж Фролова. 1972-1975. Ищу сослуживцев!

    [Написать ответ на этот комментарий]

    A.A. Reply:

    На их сайте смотрите: k-279.ru

    [Написать ответ на этот комментарий]

  5. Будишевский Вячеслав Евгеньевич:

    СЛУЖИЛ 05,1975-12,1976 В в\ч 15077 командир КОЗЛОВ А,Н, 11,1976-11,1977 в в\ч 22806-А командир ОРЛОВ Б,А ищу сослуживцев звонит тел,89049408006

    [Написать ответ на этот комментарий]

    кобзев александр Reply:

    я дембельнулся осенью 76 если помниш мотаристом моя фамилия кобзев александр я помню тебя мой адрес sinoptic2006@yandex.ru пиши

    [Написать ответ на этот комментарий]

  6. Зайцев Владимир:

    служил АПЛ К-450, б/н 317 1971-1974г . Ищу сослуживцев!

    [Написать ответ на этот комментарий]

  7. Черных Андрей:

    Служил у Г. Дунаева на К-258 турбинистом, 1983-1986. Ищу сослуживцев.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  8. Анатолий Карамнов:

    Служил 81-84г проект 667буки к450 командир Кравчун В.С отзовитесь 89057025818

    [Написать ответ на этот комментарий]

    sergey ikonnikov Reply:

    84-87спец.трюм.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  9. владимир:

    Служил на К-500 1976-1982гг. Прошу сослуживцев выйти на контакт.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Сергей Reply:

    Служил на к 500 79-82 срочную,турбинистом в эк . Зверева.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    алексей Reply:

    Отец служил у Зверева ! Жалко мужика !

    [Написать ответ на этот комментарий]

  10. ВЛАДИМИР жЕРДЕВ:

    Зайди на сайт К-500 экипаж Архипенко. Мы на этом сайте.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Владимир Reply:

    Ищу Вишнева К.И., служившего или на К-500, или на К-530

    [Написать ответ на этот комментарий]

  11. Акулов Александр:

    служил 1970 -1973г. экипажи Селиверстова, Травкина на проэктах 667А,Б.Отзовитесь сослуживцы, 8-916-248-25-40

    [Написать ответ на этот комментарий]

  12. Никитин Михаил:

    Служил на К-457 в 1979-1981годах турбинистом в экепаже Толоконникова М.Г.

    [Написать ответ на этот комментарий]

Обсуждение данной записи


© 2007-2021 Военный портал ·