Дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами Проект 665
17 коммент // Версия для печати // Отправить по почте знакомым
Первыми ПЛ вооруженными СКР П-5 стали подводные лодки проекта 644, переделанные из проекта 613. Им были присущи следующие недостатки — малый боекомплект (2 СКР П-5), малая дальность плавания и автономность (как у торпедной ПЛ проекта 613). Естественно это не повышало боевые качества ракетной ПЛ. СКБ-112 разработало техническое предложение по созданию на базе торпедной ПЛ проекта 613 новой ДПЛРК проект 665 (главный конструктор Б.А. Леонтьев) с 4 ракетами комплекса П-5, дальностью плавания и автономностью, удовлетворяющими требованиям ТТЗ ВМФ.
За основу вновь была взята ДПЛ проекта 613, имевшая сравнительно небольшие размеры. Чтобы избежать серьёзных переделок корпуса и уложиться в заданные габариты ракетные контейнеры установили в ограждении рубки, под углом старта ракет (15°). Ограждение при этом значительно возросло по длине и ширине. Такая необычная компоновка позволила разместить 4 крупногабаритных контейнера на лодке. Кроме этого в ПК был врезан дополнительный отсек, установлена дополнительная группа АБ. Всего было три группы АБ, каждая из 112 элементов. Кроме того, были полностью демонтированы кормовые ТА, и пришлось отказаться от всех запасных торпед. При этом водоизмещение возросло в 1.4 раза по сравнению с исходной ПЛ проекта 613. Дальность подводного плавания возросла с 260 до 400 миль, а дальность плавания в режиме РДП с 5000 до 8500 миль. Автономность составила 45 суток. ГЭУ аналогична установленной на ПЛ проекта 644. На флоте получила прозвище — «каракатица».
Пуск ракет происходил также из надводного положения. Управление ракетной стрельбой осуществлял комплекс «Север-А».
РЭВ включало в себя:
— Навигационный комплекс «Север-Н»
— Гидролокационная станция «Плутоний»
— Шумопеленгаторная станция «Кола»
— Станция обнаружения гидролокационных сигналов «Свет-М»
— Средства звукоподводной связи «Свияга»
— Радиолокационная станция «Флаг»
— Станция обнаружения радиолокационных сигналов «Накат»
Всего по проекту 665 было переоборудовано 6 лодок, вошедших в строй в 1959–1964 гг. На боевой службе ДПЛКР проекта 665 находились в течении 10 лет и были выведены из боевого состава ВМФ в 70-х годах.
ПЛ «С-61» («Комсомолец»)
26.06.1950 г. прошли гидравлические испытания ПК.
22.07.1950 г. спущена на воду при 70% технической готовности.
6.11.1950 г. при выходе из дока опрокинулась, при этом 2-ой, 6-й и 7-й отсеки заполнились водой. Опрокидывание произошло из-за несоблюдения инструкции по постановке ПЛ в док — не была принята вода в топливные цистерны, что привело к потере остойчивости и, также, не были задраены все входные люки.
12.01.1951 г. начало швартовых испытаний.
05.05.1951 г. перешла в ВМБ Севастополь.
14.07.1951 г. состоялись глубоководные погружения.
17.10.51–24.05.52гг. проходила государственные испытания.
24.05.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
получила наименование «Комсомолец».
09–10.1952 г. Государственные корабельные испытания артустановки СМ-24 (№102).
04–06.1953 г. продолжение государственных корабельных испытаний артустановки СМ-24 (№102). Общие итоги: объем выстрелов 2057шт.. выходов в море 25. погружений 77 на глубину 170–178м.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1982 г. выведена из состава флота. Разделана на металл.
ПЛ «С-64».
04.11.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1982 г. выведена из состава флота.
ПЛ «С-142»
19.05.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.
ПЛ «С-152»
28.09.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР. вошла в состав КСФ.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.
ПЛ «С-155»
18.12.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР. вошла в состав КСФ.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.
ПЛ «С-164»
12.04.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1985 г. выведена из состава флота.
Тактико-технические характеристики Проект 665
Водоизмещение надводное, т 1660
Водоизмещение подводное, т 1490
Длина, м 85
Ширина, м 6,7
Осадка, м 4,8
Скорость в надводном положении, узлов 14,5
Скорость в подводном положении, узлов 11
Глубина погружения рабочая, м 170–200
Глубина погружения предельная, м 230
Дальность плавания в надводном положении, миль 8500
Дальность плавания в подводном положении, миль 400
Автономность, суток 45
Экипаж, чел. 58
Вооружение ракетное: КР «П-5» — 4 шт.
Вооружение торпедное: НТА — 4 шт. (4 торпеды)
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
Ребята служившие на С-142 (в/ч 99038) в г. Лиепая в 1981 – 1982гг. – отзовитесь на e-mail: brikanat@gmail.com С удовольствием побеседую и обменяюсь фото тех последних годов для нашего корабля.
[Написать ответ на этот комментарий]
Бакулин Михаил Reply:
Октябрь 12th, 2012 at 7:56 пп
!980-1982 март служил на С-152 старшим помощником. В этот период ПЛ С-142 командовал Александр Большухин- умер в Риге в 85 г.
[Написать ответ на этот комментарий]
Анатолий Reply:
Октябрь 16th, 2012 at 1:23 пп
Спасибо за информацию о Большухине А.И. Помню ст. команды электриков Леонида Крутогуза с С – 152. Наши лодки постоянно стояли рядом возле 14 пирса, если не изменяет память. А сколько продержалась 52-я после нашей?
[Написать ответ на этот комментарий]
Служил в в/ч 99038 с июля 1974 по ноябрь 1976 годов. Старшина электриков. Написал на майл
[Написать ответ на этот комментарий]
Да, забыл. Лодка называлась «Гомельский комсомолец». Командиром сначала был кап2ранга Закиров, а потом капитан-лейтенант Подобед М. М. Еще ссылки
https://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dsrs/665/S-142/S-142.htm
https://www.submarine.id.ru/thumbs/665/index.shtml
https://www.deepstorm.ru/
https://submarine.id.ru/sub.php?665
[Написать ответ на этот комментарий]
Последний выход в море С – 142 (в/ч 99038) состоялся в августе 1981г. Отрабатывали учебно – боевые задачи с авиацией и надводными кораблями ГДР и Польши. 2-го августа, примерно в 15-00, на глубине 60м. при стрельбе ВИПС зарядом была сорвана верхняя крышка ствола, т.к. открыта была не полностью, хотя механический указатель показывал 100%-е открытие. В итоге после открытия нижней крышки ствола, вода с ревом начала поступать в кормовой отсек. /submarin/submarin_629/ – comment-8934 В то время м-н Брик, ст.команды электриков: - Тогда отстояв вахту на станции ГГЭДов, спать не хотелось и мы с эстонцем ст.1ст. Рейсембуком играли в шахматы. В качестве болельщика с нами был моторист Мамонтов и еще, не помню фамилии, пару человек. В восьмом тогда было человек 7-8, а то и с десяток. Там было прохладно, не так как у нас в седьмом, вот и спать туда приходили многие. Мне было видно как Сулейманов с Радимановым открывали нижнюю крышку – их отбросило от этой крышки и в тот момент ворвался с ревом столб воды и отсек оказался в тумане. В секунды восьмой отсек опустел от присутствующих там, только Радиманов и Сулейманов пытались прикрыть ту гребаную крышку, но у них ничего не получалось, а вода начала переливаться уже в седьмой. На крики покинуть отсек Радиманов и Сулейманов не реагировали, тогда я как командир 7-го отсека приказал оставшимся закрыть переборочные двери, но защелку вирвало и пришлось уже спиной упираться, чтобы задраить переборку. Лодка начала заваливаться, м-са Мокряка, стоявшего на вахте и полностью вырубившего ход, получилось отбросить от станции и дать «самый полный», чтобы хоть как то остановить дифферент. Несмотря на закрученные барашки, вода свистела по всему периметру переборочных дверей. Пока зажимали барашки Мамонтов сообщил по «каштану» о пробоине в 8-м на ЦП. Оставшиеся в седьмом уже одели дыхательные аппараты и каждый наверное воображал как рвется переборка, рассчитанная, по моему на 1,2 или 1,5 кг. Вся жизнь мелькнула перед глазами, успел даже с родными проститься, но… Когда услышали пузырь в корму захотелось еще пожить. Если бы затопило и наш отсек, то шансов всплыть у нас бы просто не было.
- В то время ком. БЧ-4, Н РТС л-т Дверцов В.В. Провалились на 96 м. (по глубиномеру 6-го отсека, глубина места была 104.
1. Как не хрякнулись кормой о грунт?
2. Как переборка плоская между 7 и 8 от. расчитанная на 1 кг. выдержала десятикратную нагрузку.
Если бы не успели в 7 -м задраить переборку и Вяткин не успел бы из первого влететь в центральный и аварийно все дунуть (приписной мех. с С-152 стал дуть малым пузырем). То да, кормили бы треску балтийскую. ,.
После всплытия и откачки воды из восьмого отсека, к-н. л- т Родиманов и ст. 1ст. Сулейманов были транспортированы на базу г. Балтийск и помещены в барокамеру. Пока ожидали СКР вокруг нашей ПЛ кружил военный корабль под флагом ФРГ. Предлагал ли помощь? – не знаю, но то, что делалась фотосъемка членами экипажа – видел. Еще – бы, такое зрелище – нос корабля под водой, корма наверху, частые перекуры на мостике. На базу Балтийска пришли на одном двигателе, правый частично подмочило (не стали рисковать). Естественно был счастливый вечер с достаточным употреблением «шила». Командиром корабля, тогда еще кап. л – том Большухиным А. И. было озвучено предложение о ходатайстве перед вышестоящим командованием о награждении отличившихся государственными наградами, в частности: орденом «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» - м-н Вяткин, ст. команды трюмных команды. - м-н Брик А.А., ст. команды электриков. медалью «ЗА ОТВАГУ» – ст. 1 ст. Сулейманов. – к-н л-т Родиманов А.А. – ст. і ст Рейсембук – ст. ІІ ст. Мамонтов. Впоследствии, по приходу в родную базу г. Лиепая, на этом все и закончилось. Видимо командование эскадры не захотело «выносить сор с избы» и ухудшать свои показатели случившимся ЧП, в котором мог погибнуть корабль вместе с экипажем в мирное время, или чья то карьера оказалась выше. Отметив 30-ти летие корабля экипаж потихоньку начал «рассасываться» по другим лодкам, а сама ПЛ превратилась в бригадный склад запасных частей. Осенью 1982г. лодку перегнали своим ходом на пирс возле КПП «Тосмаре», где возле ангара она и закончила свою службу. После 11 ноября 82г. уже никто не нес дежурство по кораблю, лодку просто закрывали на замок. Последним исполняющим обязанности командира «умирающей» ПЛ был ст. л-т, или кап. л-нт Баранов, имя и отчество не помню, т.к был он всего 2-3 месяца. Приехав зимой 83г. в Лиепаю по делам, узнал, что С – 142 затонула возле пирса, видимо с чьей то помощью. После чего была поднята и порезана на металл на судоремонтном заводе. Вот и вся история последних годов «жизни» нашей ПЛ С – 142.
[Написать ответ на этот комментарий]
Сергей Бурлаков Reply:
Март 19th, 2014 at 3:21 пп
Служил на этой лодке с июня 1974 по октябрь 1976г. Жалко что так бесславно закончила свою историю.Если кто из служивших на С-142 в этот период ответит,буду рад поодщаться. Сейчас живу в Санкт-Петербурге.
[Написать ответ на этот комментарий]
Валерий Reply:
Июль 8th, 2014 at 5:54 пп
Сергей, ответь на мой почт.ящик ok69024@mail.ru
[Написать ответ на этот комментарий]
Мой отец служил радистом на С-64, участвовал в переходе по Севморпути на Дальний Восток, в военном билете записано ЭОН-62 (экспедиция особого назначения, 62 год кажись), командиром лодки был Яскевич. С Владивостока и на дембель ушел. Жаль значок не сохранил «За дальний поход»…
[Написать ответ на этот комментарий]
Евгений закасаренко Reply:
Август 27th, 2013 at 7:39 пп
Здравствуй Сережа, это пишет тебе сослуживец твоего отца – Евгений Закасаренко. Если ты возьмешь фотографию отца, где изображены » годки » сорокового года, то я нахожусь во втором ряду с верху, первый слева. После ДМБ я окончил институт, женился, родил сына, работал ведущим конструктором, сейчас на пенсии. Из годков переписывался только с Володей Величкиным, и заезжал Женька Соловьев. Напиши, Сережа, об отце, как вы живете. — Евгений –
[Написать ответ на этот комментарий]
Анатолий Reply:
Июль 31st, 2014 at 6:28 пп
Мой отец также служил на этой лодке в 1963-1966 годы, радиометрист Ахроменко Николай Егорович, он также мне рассказывал,что командиром был Яскевич, но когда заканчивал службу, командир сменился, у матери осталось несколько фотографий. К сожалению отец умер в прошлом году 1 мая. Хотелось бы найти его сослуживцев. Мой эл.адрес ahromenko2009@rambler.ru. Отец был с Алтая, где и прожил всю жизнь, отец был с 1943 года. Меня зовут Анатолий.
[Написать ответ на этот комментарий]
Необходим Email Сергея Калиниченко, очень хочется вспомнить и рассказать ему о службе с его отцом на пл. С- 64, с 1961 по 1963 годы.
[Написать ответ на этот комментарий]
сергей калиниченко Reply:
Сентябрь 27th, 2013 at 2:35 пп
Здравствуйте! пишите https://www.s.kalinichenko@sbsystem.ru
[Написать ответ на этот комментарий]
Ахроменко Анатолий Reply:
Июль 31st, 2014 at 6:50 пп
Отец точно так и рассказывал,что гнали их лодку северным морским путем, как рассказывали старослужащие, для защиты от льда была обшита деревом, у отца также был значок за дальний поход, (лодки старых проектов 10 штук продали в Индонезию и они со смешанными экипажами гнали их туда) и он уже на гражданке подарил его своему другу тоже подводнику. Рассказывал про своих сослуживцев жаль не записал,когда был жив. Отзовитесь, кто его знал.
[Написать ответ на этот комментарий]
Да, Анатолий, когда перегоняли нашу лодку Севером, была сделана ледовая обшивка, но только не деревянная, была обшита акустическая станция на носу лодки, усилен металлическими листами носовая часть легкого корпуса, обварены горизонтальные рули. Вот такая, Анатолий, была обшивка. Что касается твоего отца, то я его смутно помню, потому что когда они пришли на лодку мы готовились к ДМБ, замену мы подготовили из ребят 1942 года рождения. Твой отец был спокойным, уверенным и очень любознательным матросом, Сальников, его командир отделения, очень хвалил его, говорил, что у него замена уже почти готова. Очень жаль, что его уже нет в живых. Примите мои соболезнования.
[Написать ответ на этот комментарий]
Ахроменко Анатолий Reply:
Август 4th, 2014 at 5:38 пп
Здравствуйте Евгений! Хотелось бы узнать Ваше отчество и обращаться к Вам по имени и отчеству. Большое спасибо за Ваш ответ. Отец рассказывал,что на лодке служил армянин, который прослужил почти 5 лет, если вы служили раньше, наверно, его помните, он называл и фамилию его, и имя. Служил парень с Томска, учился в Томском университете, выписывал математические журналы, отец удивлялся, как он решал задачи по высшей математике. Отец после армии работал на заводе, в Барнауле, потом уехал в село, откуда был родом, работал электриком в совхозе, сам мог отремонтировать и телевизор, и жигули, у нас была «копеечка». Рассказывал как их учили в учебном отряде, какие были преподаватели,сильные специалисты. Его супруга, моя мать, работала учителем, 13 лет была директором школы, вырастили двух детей – меня и мою сестру, помогли нам получить по два высших образования. Рассказывал, что не хватало радиометристов, поэтому при приходе с моря нередко приходилось уходить опять в море на другой лодке, за время службы пришлось побывать почти на всех лодках,которые были в базе. Прослужил он 3,5 года потом у него стало прыгать давление, лежал в госпитале, но стабилизировать не могли и комиссовали по состоянию здоровья. У отца есть фотография, которую он каким-то чудом сохранил, где он сидит у себя в рубке в наушниках, есть фотографии всего экипажа, я постараюсь и их сканировать и поделиться с Вами. Если можно, пожалуйста, напишите адрес своей электронной почты, я бы фотографии потом отправил Вам, вероятно, офицеры и мичманы, с которым вы служили, также есть на них. Еще раз большое спасибо за ответ, за добрые слова.
[Написать ответ на этот комментарий]
Я служил на пл 142 с августа 1970 по ноябрь 1972 года. Командирами пл были Верховцев, Богданов при дмб кап 3 ранга Закиров, замполит Сенченко. Мои годки рулевой Дубина, радист Кюркчю, электрик Боровлев из Москвы, мотрист- Артюшенко Ленинград, электрик Духович Украина(Иваново-Франковск), Мельниченко, кок Башков, Азов. Наша лодка называлась «Гомельский комсомолец», рядом с нами стояла С143 «Ульяновский комсомолец» и С152 и С155. В 1971 году наш экипаж посетил Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Горшков и начальник политуправления генерал -полковник Епишев. Я начал службу С Султановым Салимом из Саратова, общались с ракетчиком Аглиуловым из Татарии, переписываюсь с радистом Кюркчю из Молдавии.. Если кто прочтет наши, отзовитесь!
[Написать ответ на этот комментарий]