









Первыми ПЛ вооруженными СКР П-5 стали подводные лодки проекта 644, переделанные из проекта 613. Им были присущи следующие недостатки — малый боекомплект (2 СКР П-5), малая дальность плавания и автономность (как у торпедной ПЛ проекта 613). Естественно это не повышало боевые качества ракетной ПЛ. СКБ-112 разработало техническое предложение по созданию на базе торпедной ПЛ проекта 613 новой ДПЛРК проект 665 (главный конструктор Б.А. Леонтьев) с 4 ракетами комплекса П-5, дальностью плавания и автономностью, удовлетворяющими требованиям ТТЗ ВМФ.
За основу вновь была взята ДПЛ проекта 613, имевшая сравнительно небольшие размеры. Чтобы избежать серьёзных переделок корпуса и уложиться в заданные габариты ракетные контейнеры установили в ограждении рубки, под углом старта ракет (15°). Ограждение при этом значительно возросло по длине и ширине. Такая необычная компоновка позволила разместить 4 крупногабаритных контейнера на лодке. Кроме этого в ПК был врезан дополнительный отсек, установлена дополнительная группа АБ. Всего было три группы АБ, каждая из 112 элементов. Кроме того, были полностью демонтированы кормовые ТА, и пришлось отказаться от всех запасных торпед. При этом водоизмещение возросло в 1.4 раза по сравнению с исходной ПЛ проекта 613. Дальность подводного плавания возросла с 260 до 400 миль, а дальность плавания в режиме РДП с 5000 до 8500 миль. Автономность составила 45 суток. ГЭУ аналогична установленной на ПЛ проекта 644. На флоте получила прозвище — «каракатица».
Пуск ракет происходил также из надводного положения. Управление ракетной стрельбой осуществлял комплекс «Север-А».
РЭВ включало в себя:
— Навигационный комплекс «Север-Н»
— Гидролокационная станция «Плутоний»
— Шумопеленгаторная станция «Кола»
— Станция обнаружения гидролокационных сигналов «Свет-М»
— Средства звукоподводной связи «Свияга»
— Радиолокационная станция «Флаг»
— Станция обнаружения радиолокационных сигналов «Накат»
Всего по проекту 665 было переоборудовано 6 лодок, вошедших в строй в 1959–1964 гг. На боевой службе ДПЛКР проекта 665 находились в течении 10 лет и были выведены из боевого состава ВМФ в 70-х годах.
ПЛ «С-61» («Комсомолец»)
26.06.1950 г. прошли гидравлические испытания ПК.
22.07.1950 г. спущена на воду при 70% технической готовности.
6.11.1950 г. при выходе из дока опрокинулась, при этом 2-ой, 6-й и 7-й отсеки заполнились водой. Опрокидывание произошло из-за несоблюдения инструкции по постановке ПЛ в док — не была принята вода в топливные цистерны, что привело к потере остойчивости и, также, не были задраены все входные люки.
12.01.1951 г. начало швартовых испытаний.
05.05.1951 г. перешла в ВМБ Севастополь.
14.07.1951 г. состоялись глубоководные погружения.
17.10.51–24.05.52гг. проходила государственные испытания.
24.05.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
получила наименование «Комсомолец».
09–10.1952 г. Государственные корабельные испытания артустановки СМ-24 (№102).
04–06.1953 г. продолжение государственных корабельных испытаний артустановки СМ-24 (№102). Общие итоги: объем выстрелов 2057шт.. выходов в море 25. погружений 77 на глубину 170–178м.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1982 г. выведена из состава флота. Разделана на металл.
ПЛ «С-64».
04.11.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1982 г. выведена из состава флота.
ПЛ «С-142»
19.05.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.
ПЛ «С-152»
28.09.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР. вошла в состав КСФ.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.
ПЛ «С-155»
18.12.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР. вошла в состав КСФ.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.
ПЛ «С-164»
12.04.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1985 г. выведена из состава флота.
Тактико-технические характеристики Проект 665
Водоизмещение надводное, т 1660
Водоизмещение подводное, т 1490
Длина, м 85
Ширина, м 6,7
Осадка, м 4,8
Скорость в надводном положении, узлов 14,5
Скорость в подводном положении, узлов 11
Глубина погружения рабочая, м 170–200
Глубина погружения предельная, м 230
Дальность плавания в надводном положении, миль 8500
Дальность плавания в подводном положении, миль 400
Автономность, суток 45
Экипаж, чел. 58
Вооружение ракетное: КР «П-5» — 4 шт.
Вооружение торпедное: НТА — 4 шт. (4 торпеды)
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
[Написать ответ на этот комментарий]
Бакулин Михаил Reply:
Октябрь 12th, 2012 at 7:56 пп
[Написать ответ на этот комментарий]
Анатолий Reply:
Октябрь 16th, 2012 at 1:23 пп
[Написать ответ на этот комментарий]
[Написать ответ на этот комментарий]
https://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dsrs/665/S-142/S-142.htm
https://www.submarine.id.ru/thumbs/665/index.shtml
https://www.deepstorm.ru/
https://submarine.id.ru/sub.php?665
[Написать ответ на этот комментарий]
- В то время ком. БЧ-4, Н РТС л-т Дверцов В.В. Провалились на 96 м. (по глубиномеру 6-го отсека, глубина места была 104.
1. Как не хрякнулись кормой о грунт?
2. Как переборка плоская между 7 и 8 от. расчитанная на 1 кг. выдержала десятикратную нагрузку.
Если бы не успели в 7 -м задраить переборку и Вяткин не успел бы из первого влететь в центральный и аварийно все дунуть (приписной мех. с С-152 стал дуть малым пузырем). То да, кормили бы треску балтийскую. ,.
После всплытия и откачки воды из восьмого отсека, к-н. л- т Родиманов и ст. 1ст. Сулейманов были транспортированы на базу г. Балтийск и помещены в барокамеру. Пока ожидали СКР вокруг нашей ПЛ кружил военный корабль под флагом ФРГ. Предлагал ли помощь? – не знаю, но то, что делалась фотосъемка членами экипажа – видел. Еще – бы, такое зрелище – нос корабля под водой, корма наверху, частые перекуры на мостике. На базу Балтийска пришли на одном двигателе, правый частично подмочило (не стали рисковать). Естественно был счастливый вечер с достаточным употреблением «шила». Командиром корабля, тогда еще кап. л – том Большухиным А. И. было озвучено предложение о ходатайстве перед вышестоящим командованием о награждении отличившихся государственными наградами, в частности: орденом «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» - м-н Вяткин, ст. команды трюмных команды. - м-н Брик А.А., ст. команды электриков. медалью «ЗА ОТВАГУ» – ст. 1 ст. Сулейманов. – к-н л-т Родиманов А.А. – ст. і ст Рейсембук – ст. ІІ ст. Мамонтов. Впоследствии, по приходу в родную базу г. Лиепая, на этом все и закончилось. Видимо командование эскадры не захотело «выносить сор с избы» и ухудшать свои показатели случившимся ЧП, в котором мог погибнуть корабль вместе с экипажем в мирное время, или чья то карьера оказалась выше. Отметив 30-ти летие корабля экипаж потихоньку начал «рассасываться» по другим лодкам, а сама ПЛ превратилась в бригадный склад запасных частей. Осенью 1982г. лодку перегнали своим ходом на пирс возле КПП «Тосмаре», где возле ангара она и закончила свою службу. После 11 ноября 82г. уже никто не нес дежурство по кораблю, лодку просто закрывали на замок. Последним исполняющим обязанности командира «умирающей» ПЛ был ст. л-т, или кап. л-нт Баранов, имя и отчество не помню, т.к был он всего 2-3 месяца. Приехав зимой 83г. в Лиепаю по делам, узнал, что С – 142 затонула возле пирса, видимо с чьей то помощью. После чего была поднята и порезана на металл на судоремонтном заводе. Вот и вся история последних годов «жизни» нашей ПЛ С – 142.
[Написать ответ на этот комментарий]
Сергей Бурлаков Reply:
Март 19th, 2014 at 3:21 пп
[Написать ответ на этот комментарий]
Валерий Reply:
Июль 8th, 2014 at 5:54 пп
[Написать ответ на этот комментарий]
[Написать ответ на этот комментарий]
Евгений закасаренко Reply:
Август 27th, 2013 at 7:39 пп
[Написать ответ на этот комментарий]
Анатолий Reply:
Июль 31st, 2014 at 6:28 пп
[Написать ответ на этот комментарий]
[Написать ответ на этот комментарий]
сергей калиниченко Reply:
Сентябрь 27th, 2013 at 2:35 пп
[Написать ответ на этот комментарий]
Ахроменко Анатолий Reply:
Июль 31st, 2014 at 6:50 пп
[Написать ответ на этот комментарий]
[Написать ответ на этот комментарий]
Ахроменко Анатолий Reply:
Август 4th, 2014 at 5:38 пп
[Написать ответ на этот комментарий]
[Написать ответ на этот комментарий]