Новости России




Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100



Дизельная подводная лодка Проект 641


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Голосов: 56)

Loading ... Loading ...
242 коммент // Версия для печати Версия для печати // Отправить по почте знакомым Отправить по почте знакомым

Во второй половине 50-х гг., когда настала пора заменить первые послевоенные корабли проекта 611, началась разработка новой большой дизельной подводной лодки. В то время уже разворачивалось строительство атомоходов, но, в отличие от американцев, отдавших предпочтение ядерным силовым установкам, в Советском Союзе не пренебрегали и классическими. Хотя бы потому, что гребные электродвигатели обладают существенным преимуществом: они менее шумны, нежели турбозубчатые агрегаты атомных лодок. Новые большие лодки предназначались, как и их предшественницы, для борьбы с потенциальным противником на дальних коммуникациях, минных постановок, разведки, прикрытия своего судоходства. Однако должны были обладать большими автономностью, дальностью плавания, глубиной погружения, новыми торпедами и минами, улучшенными условиями для службы и жизни экипажей.

По проекту 641, разработанному под руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина, удобообтекаемый корпус выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем, чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили обтекатели гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили выгородки для этой аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами, из которых можно было стрелять с глубины до 80 м. 2-й — жилым (также здесь находилась кают-компания), в нем под настилом находились аккумуляторные батареи повышенной емкости. в 3-м традиционно располагался центральный пост. в 4-м, как и во 2-м, было жилье (также располагался камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м — гребные электродвигатели, 7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение рубки спроектировали довольно высоким, над ним не выступали перископы и антенны, в обтекателе находились шахты устройства для работы дизелей под водой и газоотвода.

Вооружение состояло из 6 носовых и 4 кормовых аппаратов (носовые на Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки), боезапас насчитывал 22 торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части их при необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом «Ленинград-641».

В силовую установку входили три дизеля 37Д с газотурбонаддувом, были смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные шумовые выгородки) для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два бортовых электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с. и 140-сильный ПГ-104 для экономичного хода (на одном валу с ПГ-102). Все они работали на 3 гребных винта изменяемого шага. Кроме того, дизель-генераторы служили и для подзарядки аккумуляторов.

Новым было гидроакустическое, радио и локационное оборудование. К нему относились радиолокатор обнаружения надводных целей «Флаг», гидроакустическая станция МГ-10, принимавшая сигналы чужих «асдиков», «Арктика-М», действовавшая в активном режиме, аппаратура «Свет-М», фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов, система звукопроводной связи и средства радиотехнической разведки «Накат».

При строительстве кораблей был выявлен ряд недостатков (снижение поперечной остойчивости в подводном положении, отсутствие запаса по водоизмещению для модернизации). Поэтому последние корабли (которые строились на ЛАО) были перепроектированы. Были заменены 2-х тактные дизеля типа 37Д на 4-х тактные типа 2Д42 и АБ типа 46СУ на АБ повышенной емкости типа 48СМ, в результате был полностью перекомпонован 5-й отсек (в зарубежных источниках иногда называются как проект 641К).

В НАТО новым «букам» присвоили название «Foxtrot». Кроме советского флота, эти лодки поставлялись за границу. Польше передали два серийных корабля. В 1965 г. специально для экспорта в Индию была разработана модификация И641 (ЛПМБ «Рубин», главные конструкторы З.А. Дерибин и Ю.Н. Кормилицин). На этих кораблях оставили АБ типа 46СУ, увеличили запасы пресной воды и убрали 2 каюты в 4-м отсеке, за счет чего разместили установку кондиционирования СПХМ-ФУ-90. Индии были переданы 4 корабля, 2 из них модернизировали на «Дальзаводе» по проекту И641М. В 1972–1983гг было построено еще 13 кораблей (4 — Индия, 6 — Ливия (проект И641Л), 3 — Куба) по дополнительно доработанному проекту И641К, имевшему уменьшенный до 400-мм калибр кормовых торпедных аппаратов (главный конструктор Ю.Н. Кормилицин)

Спустя некоторое время на части лодок обновили оборудование и вооружение, однако это сочли недостаточным, и было решено провести более глубокую модернизацию. Усовершенствованный проект получил наименование 641Б.

ПЛ «Б-4» («Челябинский комсомолец»)

31.08.1961 г. вступление в строй ВМФ СССР.
18.01.1963 г. присвоено наименование «Челябинский комсомолец».
В 1961–1988 гг. находилась в составе подразделений Северного флота.
В 1962 г. вошла в состав 69 бригады ПЛ (бригада была создана для перехода на Кубу).
01.10.1962 г. начало операции «Кама» (знаменитого «Карибского» похода из Баренцева в Саргассово море и обратно).
20.10.1962 г. на двадцатые сутки плавания лодки (Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4), в условиях Саргассова моря, оказались в сложнейших условиях. Здесь четырем одиноким субмаринам противостоял почти весь многочисленный американский флот, включая 8 авианосцев и вертолетоносцев плюс корабли охранения и самолеты берегового базирования, имевшие своей задачей обнаружение и принуждение советских лодок к всплытию. В свою очередь, дизель-электрические подводные лодки того времени нуждались в периодическом всплытии для подзарядки аккумуляторных батарей. А обстановка как раз и не позволяла сделать это даже под РДП. К тому же, высокая температура в отсеках, доходившая до 60 градусов, осложняла несение вахт личным составом и в ряде случаев приводила к тепловым ударам. Предназначенная для применения в северных условиях техника в тропических условиях часто выходила из строя. Особенно опасными представлялись выходы из строя, даже кратковременные, приемников, позволявших получать информацию о работе РЛС патрульных самолетов США. Вынужденные подвсплывать каждые 4 часа для сеансов связи с Москвой, лодки рисковали демаскировать себя. Более того, находясь длительное время под водой и не зная обстановки, подводники только по отсутствию реальной бомбежки узнавали, находятся ли СССР и США в состоянии войны или еще нет. Не надо забывать, что лодки маневрировали с боевыми торпедами, поэтому малейшая ошибка или нервный срыв одного командира могли привести к непоправимым последствиям…
10–11.1962 г. в итоге Б-4, в отличие от других лодок американцам вообще не удалось поднять на поверхность. Правда, ее тоже периодически обнаруживали, благо, сверхнасыщенность «полигона» противолодочными силами иногда позволяла американцам это делать. Но каждый раз, применяя маневр по курсу и глубине, малошумный режим движения и уходя под слой температурного скачка, командиру Б-4 удавалось отрываться от преследования. Ночами лодка всплывала под РДП и заряжала аккумуляторную батарею. После отмены, в связи с изменившейся политической ситуацией, прорыва лодок на Кубу, Б-4 еще месяц, как и две другие лодки бригады, оставалась на назначенной ей боевой позиции, после чего получила приказ возвращаться в Кольский залив.
В 1966 г. переход Полярный – Александрия (Египет). Оказание помощи дружественному Египту в египетско-израильском конфликте 1966 года. Возвращение в Полярный.
В 1970 г. За успехи в боевой и политической подготовке экипаж награжден Почетной грамотой ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
В 1981 г. боевая служба в Средиземном море.
В 1988 г. исключена из состава ВМФ. Разделана на металл.

Б-15

1 июля 1963 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
10 октября 1963 года заложена на эллинге судостроительного завода «Судомех» в гор. Ленинграде как большая торпедная подводная лодка.
21 февраля 1964 года спущена на воду.
30 сентября 1964 года вступила в строй.
14 октября 1964 года включена в состав Краснознаменного Балтийского флота.
15 марта 1965 года перечислена в состав Северного флота.
В мае 1965 года переведена по внутренним водным системам из Ленинграда в гор. Северодвинск.
Летом 1966 года совершила межфлотский переход по Севморпути из Екатерининской гавани на Дальний Восток в бухту Финвал.
19 августа 1966 года перечислена в состав 182 отдельной бригады подводных лодок Камчатской военной флотилии Краснознаменного Тихоокеанского флота с местом базирования в бухте Финвал.
В 1974 году перечислена в состав 19 бригады подводных лодок Краснознаменного Тихоокеанского флота с местом базирования в бухте Малый Улисс (гор. Владивосток).
В 1975 году силами личного состава бригады начаты работы по подготовке ПЛ к консервации.
С 11 августа по 7 февраля 1977 года 1975 года прошла средний ремонт и подготовку к консервации.
31 декабря 1977 года выведена из боевого состава ВМФ и поставлена в консервацию.
1 марта 1983 года выведена из консервации и введена в строй.
29 октября 1992 года исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разделки на металл.
31 декабря 1992 года расформирован экипаж.
В 1993 году отбуксирована для разделки на металл в бухту Улисс и оставлена на плаву, где впоследствии затонула из-за неисправности забортной арматуры.
7 января 2004 года в 14.30 при попытке буксировки полузатопленного корпуса пл буксирами «Вега» и «Дубровник» судоходной компании «Римск», затонула из-за поступления в корпус критического количества воды. Пресс-службой ВМФ ошибочно сообщалось о затоплении корпуса «Б-101».
В июне 2004 года поднята на поверхность и вытащена на береговую отмель.
В августе 2004 года силами частной фирмы разделана на металл.

ПЛ «Б-29» («Dzik»)
06.09.1966 г. вступление в строй ВМФ СССР.
1966–1988 гг. находилась в составе соединений подводных лодок Балтийского флота.
07.12.1988 г. выведена из состава ВМФ СССР. передана ВМС ПНР в аренду. 04.02.89 получила наименование «Dzik» и номер 293.
1993 г. выкуплена Польшей. Находится в составе 3 Дивизиона ПЛ 3 Флотилии боевых кораблей, базируется в Гдыне (Gdynia).

Б-36

29 апреля 1958 года заложена на заводе № 196 («Судомех») в Ленинграде.
31 августа 1958 года спущена на воду.
30 сентября 1959 года вошла в строй.
В 1959–1962 годах находилась в составе подразделений Северного флота.
В 1962 году вошла в состав 69 бригады ПЛ КСФ (бригада была создана для перехода на Кубу).
1 октября 1962 года начало операции «Кама» (знаменитого «Карибского» похода из Баренцева в Саргассово море и обратно).
2–5 октября 1962 года уже в Норвежском море большинство лодок получило различные повреждения. Так, на Б-36 штормом сорвало крышку ВИПС в кормовом отсеке, ограничив глубину погружения 70 метрами.
20 октября 1962 года на двадцатые сутки плавания лодки (Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4), в условиях Саргассова моря, оказались в сложнейших условиях. Здесь четырем одиноким субмаринам противостоял почти весь многочисленный американский флот, включая 8 авианосцев и вертолетоносцев плюс корабли охранения и самолеты берегового базирования, имевшие своей задачей обнаружение и принуждение советских лодок к всплытию. В свою очередь, дизель-электрические подводные лодки того времени нуждались в периодическом всплытии для подзарядки аккумуляторных батарей. А обстановка как раз и не позволяла сделать это даже под РДП. К тому же, высокая температура в отсеках, доходившая до 60 градусов, осложняла несение вахт личным составом и в ряде случаев приводила к тепловым ударам. Предназначенная для применения в северных условиях техника в тропических условиях часто выходила из строя. Особенно опасными представлялись выходы из строя, даже кратковременные, приемников, позволявших получать информацию о работе РЛС патрульных самолетов США. Вынужденные подвсплывать каждые 4 часа для сеансов связи с Москвой, лодки рисковали демаскировать себя. Более того, находясь длительное время под водой и не зная обстановки, подводники только по отсутствию реальной бомбежки узнавали, находятся ли СССР и США в состоянии войны или еще нет. Не надо забывать, что лодки маневрировали с боевыми торпедами, поэтому малейшая ошибка или нервный срыв одного командира могли привести к непоправимым последствиям.
В октябре-ноябре 1962 года ПЛ имела контакт с силами ПЛО после прохождения Бермудского рубежа. Вынужденный задержаться на переходе из-за необходимости срочной операции аппендицита одного из членов экипажа, командир, чтобы наверстать график движения, принял решение всплыть и следовал дальше в надводном положении. Интересно, что, во время уклонения лодки от встреченных на переходе американских эсминцев, акустики Б-36 обнаружили, что местная гидрология позволяет гидроакустическими средствами обнаруживать цели намного дальше обычного. Командир лодки тут же стал активно использовать это и успешно уклоняться от преследователей. Это продолжалось до тех пор, пока из Москвы не поступил приказ занять выделенную лодке позицию и приступить к патрулированию. 36 часов подряд это удавалось. Однажды ночью, застигнутая врасплох в надводном положении, лодка даже уклонялась, как показалось акустикам, от выпущенной атаковавшим эсминцем торпеды. При каждой попытке подвсплыть американские противолодочные самолеты сбрасывали по курсу лодки гранаты или взрывпакеты. В конце концов, аккумуляторные батареи полностью разрядились и лодка была вынуждена всплыть почти у борта эсминца «Чарльз Б. Сесил». По воспоминаниям командира, американцы долго не позволяли ему установить радиосвязь с Москвой (радиограмму удалось передать с сорок восьмой попытки!). Использовав всплытие для вентилирования отсеков, ремонта поврежденной крышки ВИПСа и полной зарядки аккумуляторных батарей, командир неожиданно для американских кораблей произвел срочное погружение и, поднырнув под один из эсминцев, совершил классический отрыв от противолодочных сил с уходом на двухсотметровую глубину. Лодка продолжила патрулирование на указанной ей ранее позиции. После того, как 7 ноября вышли из строя сразу два из трех главных дизелей, Б-36 до самого получения приказа о возвращении несла службу под одним оставшимся дизелем, сопровождая на расстоянии вертолетоносец «Тетис Бей».
В 1993 году находилась в составе 153 бригады 14 дивизии подводных лодок Черноморского флота с базированием на на Южную бухту Севастополя.
В 1993 году выведена из состава флота, сдана на слом.

ПЛ «Б-37»
05.11.1959 г. вступление в строй ВМФ СССР.
1959–1962 гг. находилась в составе подразделений Северного флота.
11.02.1962 г. погибла в результате взрыва боезапаса в торпедном отсеке. Подводная лодка стояла у пирса в Екатерининской гавани базы поселка Полярный, экипаж проводил плановый осмотр и проворачивание оружия и технических средств. Переборочные люки во всех отсеках были открыты. Внезапно на лодке возник очаг пожара, который в считанные минуты вызвал взрыв боевого отделения торпеды, от которого сдетонировал весь боезапас из 11 оставщихся торпед. Два носовых отсека лодки были полностью уничтожены. Весь экипаж Б-37 погиб в результате воздействия ударной волны и отравления газообразными продуктами взрыва. Из всего экипажа в живых остались командир лодки, капитан 2-го ранга Бегеба, находившийся на пирсе (взрывом первой торпеды его сбросило в воду) и командир БЧ-5 капитан 3-го ранга Якубенко, вызванный в штаб базы. Вторым корпусом к Б-37 стояла ПЛ С-350 пректа 633. После взрыва в прочном корпусе первого отсека С-350 образовалась трещина и отсек стал быстро заполняться водой. На С-350 погибло 11 человек (включая 4-х курсантов). В результате взрыва погибли также несколько десятков моряков, занимашихся на расположенном вблизи пирса строевом плацу. Всего взрыв унес жизни 122 человек. Спасательные работы проводились силами АСС Северного флота в течении 22 суток. Полузатопленные лодки подняли на поверхность, установили в носовых отсеках глухие заглушки и отбуксировали в док. В результате работы правительственной комиссии однозначно установить причину взрыва не представилось возможным, были выдвинуты две версии. По одной из них причиной взрыва мог быть случайный выстрел при разряжании оружия сменившимся вахтенным по охране корабля. Однако более вероятной считается проведение с торпедой нерегламентированных ремонтных работ, вероятно, с использованием открытого огня (паяльной лампы). Возможно катастрофа произошла из-за дефекта торпеды (при погрузке торпед на Б-37 – на одной из них была повреждена боевая часть).
В 1962 г. выведена из состава флота.

ПЛ «Б-39»
28.12.1967 г. вступление в строй ВМФ СССР.
1971–1994 гг. находилась в составе соединений подводных лодок Балтийского флота.
05.07.1994 г. исключена из состава ВМФ.
1994 г. продана британской туристической компании «Armchair Travel Company».
1994 г. переведена из Риги в Фолкстон, переоборудована в музей.

ПЛ «Б-55» («Б-855»)
31.05.1962 г. зачислена в списки кораблей ВМФ.
20.09.1963 г. вступила в строй ВМФ.
30.09.1963 г. включена в состав Балтийского флота.
03.03.1964 г. перечислена в состав Северного флота.
20.04.1970 г. переименована в «Б-855».
В начале 1972 г. совершила межфлотский трансокеанский переход из Екатерининской гавани (г. Полярный) в б. Бечевинская на Камчатке.
В 1972 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.
21.08.1991 г. попытка СПК кап. л-та Медведева самовольно вывести корабль в море.
03.07.1992 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
31.12.1992 г. расформирован а и в б. Малый Улисс (г. Владивосток) поставлена на прикол.

ПЛ «Б-59»
10.06.1961 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1961 г. находилась в составе подразделений Северного флота.
В 1962 г. вошла в состав 69 бригады ПЛ (бригада была создана для перехода на Кубу).
01.10.1962 г. начало операции «Кама» (знаменитого «Карибского» похода из Баренцева в Саргассово море и обратно).
02–05.10.1962 г. уже в Норвежском море большинство лодок получило различные повреждения. Так, на B-59 вышла из строя наружная захлопка дизеля.
20.10.1962 г. на двадцатые сутки плавания лодки (Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4), в условиях Саргассова моря, оказались в сложнейших условиях. Здесь четырем одиноким субмаринам противостоял почти весь многочисленный американский флот, включая 8 авианосцев и вертолетоносцев плюс корабли охранения и самолеты берегового базирования, имевшие своей задачей обнаружение и принуждение советских лодок к всплытию. В свою очередь, дизель-электрические подводные лодки того времени нуждались в периодическом всплытии для подзарядки аккумуляторных батарей. А обстановка как раз и не позволяла сделать это даже под РДП. К тому же, высокая температура в отсеках, доходившая до 60 градусов, осложняла несение вахт личным составом и в ряде случаев приводила к тепловым ударам. Предназначенная для применения в северных условиях техника в тропических условиях часто выходила из строя. Особенно опасными представлялись выходы из строя, даже кратковременные, приемников, позволявших получать информацию о работе РЛС патрульных самолетов США. Вынужденные подвсплывать каждые 4 часа для сеансов связи с Москвой, лодки рисковали демаскировать себя. Более того, находясь длительное время под водой и не зная обстановки, подводники только по отсутствию реальной бомбежки узнавали, находятся ли СССР и США в состоянии войны или еще нет. Не надо забывать, что лодки маневрировали с боевыми торпедами, поэтому малейшая ошибка или нервный срыв одного командира могли привести к непоправимым последствиям….
10–11.1962 г. ПЛ прибыла в район действия сил ПЛО 25 октября и двое суток продолжала движение, оставаясь необнаруженной ни кораблями, ни самолетами США. Но 27.10 лодку все же обнаружил патрульный самолет «Нептун» и навел на нее противолодочные корабли. Почти сутки лодка пыталась оторваться от преследователей, но разрядившаяся аккумуляторная батарея не оставляла другого выхода, кроме как всплыть. Ранним утром 28 октября ПЛ всплыла на расстоянии прямой видимости от авианосца Рэндолф. Находившиеся в воздухе несколько штурмовиков типа «Треккер», поочередно, пролетая над лодкой, включали прожектора и вели огонь из пушек по курсу ПЛ. Затем к лодке приблизился эсминец «Бэрри», сделавший запрос о названии и государственной принадлежности лодки, а затем потребовавший застопорить ход. Весь следующий день 28 октября американцы держали лодку под прицелом своих орудий, сбрасывали в непосредственной близости глубинные бомбы и взрывпакеты, многочисленные вертолеты зависали над ней и фотографировали. К вечеру этого дня лодка, закончив зарядку батарей и произведя необходимый ремонт, неожиданно для американских кораблей оторвалась от них погружением на 250-метровую глубину с одновременным применением имитационных патронов. B-59 оставалась на своей позиции еще почти месяц, пока не поступил приказ из Москвы возвращаться на базу.
В 1991 г. находилась в составе 153 бригады подводных лодок Черноморского флота.
1991 г. выведена из состава флота, сдана на слом.

ПЛ «Б-94»
25.12.1958 г. вступление в строй ВМФ СССР.
1959–1985 гг. находилась в составе подразделений Северного флота. С 1977 по 1985 в составе 42 бригады ПЛ СФ (п. Лиинахамари).
1985 г. выведена из состава флота.

ПЛ «Б-95»
05.1958 г. переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
30.09.1959 г. вступление в строй ВМФ СССР.
22.12.1959 г. вошла в состав СФ.
15–20.10.1960 г. нанесла визит в Касабланку (Марокко).
16–23.12.1968 г. нанесла визит в Дар-эс-Салам (Танзания).
28.01.70–25.06.73 г. находилась на КМОЛЗ в Кронштадте.
22.02.1980 г. выведена из боевого состава, законсервирована и в губе Ура (пос. Видяево) поставлена на отстой.
19.04.1990 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
01.10.1990 г. расформирована.

ПЛ «Б-98» («Wilk»)
30.09.1962 г. вступление в строй ВМФ СССР.
1962–1987 гг. находилась в составе соединений подводных лодок Балтийского флота.
03.11.1987 г. выведена из состава ВМФ СССР. Передана ВМС ПНР в аренду. Получила наименование «Wilk» и номер 292.
1993 г. выкуплена Польшей. Находится в составе 3 Дивизиона ПЛ 3 Флотилии боевых кораблей, базируется в Гдыне (Gdynia).

Б-107

18 апреля 1964 года заложена на заводе №196 «Судомех» в Ленинграде.
25 июля 1964 года спущена на воду.
5 августа 1965 года вошла в строй.
В 1965 году включена в состав КСФ, вошла в состав 69 БрПЛ 4-й ЭсПЛ КСФ с базированием на Полярный .
В 1994 году исключена из боевого состава ВМФ, за время службы совершила 9 БС.
В 1998 году разделана на металл, рубка установлена около «Музея подводных сил России им. Маринеско» в Санкт-Петербурге.

ПЛ «Б-112»
05.08.1965 г. вступление в строй ВМФ СССР.
12.78–06.79 гг. поход группы кораблей в южную часть тихого океана в составе океанографического судна «Башкирия» и ПЛ Б-112 под названием «Сатурн».
1992 г. исключена из состава ВМФ.

Б-130

22 августа 1959 года заложена на заводе №196 «Судомех» в Ленинграде.
17 декабря 1959 года спущена на воду.
22 сентября 1960 года вошла в строй.
В 1960 году включена в состав КСФ, вошла в состав 211-й БрПЛ 33-й ДиПЛ с базированием на Полярный.
15 июля 1961 года в составе бригады вошла в состав 4 ЭсПЛ КСФ.
В октябре 1961 года учения «Коралл», произвела стрельбу торпедами с АЗБЗО на полигоне Новой Земли (старший КЭсПЛ Н.И. Ямщиков).
В 1962 году вошла в состав 69 БрПЛ 4-й ЭсПЛ КСФ.
1 октября 1962 года начало операции «Кама» (знаменитого «Карибского» похода из Баренцева в Саргассово море и обратно). Предварительно осуществила погрузку торпед с АСБЗО.
2–5 октября 1962 года уже в Норвежском море большинство лодок (Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4) получило различные повреждения. Так, на Б-130 штормом сорвало леерные стойки.
20 октября 1962 года на двадцатые сутки плавания лодки, в условиях Саргассова моря, оказались в сложнейших условиях. Здесь четырем одиноким субмаринам противостоял почти весь многочисленный американский флот, включая 8 авианосцев и вертолетоносцев плюс корабли охранения и самолеты берегового базирования, имевшие своей задачей обнаружение и принуждение советских лодок к всплытию. В свою очередь, дизель-электрические подводные лодки того времени нуждались в периодическом всплытии для подзарядки аккумуляторных батарей. А обстановка как раз и не позволяла сделать это даже под РДП. К тому же, высокая температура в отсеках, доходившая до 60 градусов, осложняла несение вахт личным составом и в ряде случаев приводила к тепловым ударам. Предназначенная для применения в северных условиях техника в тропических условиях часто выходила из строя. Особенно опасными представлялись выходы из строя, даже кратковременные, приемников, позволявших получать информацию о работе РЛС патрульных самолетов США. Вынужденные подвсплывать каждые 4 часа для сеансов связи с Москвой, лодки рисковали демаскировать себя. Более того, находясь длительное время под водой и не зная обстановки, подводники только по отсутствию реальной бомбежки узнавали, находятся ли СССР и США в состоянии войны или еще нет. Не надо забывать, что лодки маневрировали с боевыми торпедами, поэтому малейшая ошибка или нервный срыв одного командира могли привести к непоправимым последствиям…
В октябре-декабре 1962 года Южнее Бермудских островов американцы с помощью новой, только недавно созданной системы СОСУС установили наличие первой из следовавших на Кубу советских лодок. Это была Б-130. Затем на нее были наведены противолодочные самолеты «Нептун» и корабли во главе с авианосцем Эссекс. Лодку преследовали по всем правилам, сбрасывая на нее гранаты и взрывпакеты, принуждая к всплытию. После длительной охоты Б-130, на которой вышли из строя стразу все три главных дизеля, полностью разрядились аккумуляторные батареи, и оказались заклинеными носовые горизонтальные рули, была вынуждена всплыть. Это произошло 26 октября. Всплывшая Б-130 оказалась в кольце эскадренных миноносцев, тотчас же командир попытался связаться с Москвой, что удалось только с 17-й попытки. Спустя некоторое время, удалось ввести в строй один из дизелей и лодка медленно, трехузловым ходом под эскортом американских кораблей направилась на норд-ост, туда, где в районе Азорских островов ее уже ожидало спасательное судно СС-20. Взяв аварийную лодку на буксир, СС-20 повел ее через штормовую Атлантику в Кольский залив.
В 1963–1964 годах находилась в ремонте в составе 48-й ОБРПЛ КСФ.
В 1964 году при была в Полярный вошла в состав 69 БрПЛ 4-й ЭсПЛ КСФ, затем 161 БрПЛ.
В 1965-1966 годах боевая служба в Средиземном море.
В 1973-1974 годах осуществила БС в Средиземное море в течении года в составе 69 БрПЛ (Б-409, Б-440, Б-130, Б-31, Б-105, Б-413).
В 1992 году входила в состав 22-й БрПЛ ДКБФ с базированием на Лиепаю.

ПЛ «Б-143»
05.11.1960 г. вступление в строй ВМФ СССР.
1960–1991 гг. находилась в составе соединений подводных лодок Тихоокеанского флота.
В 1991 г. исключена из состава ТОФ.
В 1991 г. продана бельгийской компании «Maritime Theme Park». Отбуксирована в Зеебрюгге, где переоборудована в плавучий музей.

ПЛ «Б-413»
24.11.1968 г. поднят военно-морской флаг СССР.
25.12.1968 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1969–1990 гг. находилась в составе соединений подводных лодок Северного флота.
В 1969 г. участие в официальном визите в столицу республики Куба – Гавану, деловой визит в порт Конакри Гвинейской республики.
В 1970 г. участие в маневрах ВМФ СССР «Океан», деловой визит в порт Сьенфуэгос республики Куба.
В 1987 г. заняла первое место на Северном флоте по минным постановкам, объявлена приказом командующего Северным флотом «Отличным кораблем».
В 1991–1999 гг. находилась в составе соединений подводных лодок Балтийского флота.
14.06.2000 г. Отшвартовалась у музейного причала в г. Калининграде.
01.07.2000 г. Торжественная передача Балтийским флотом Музею Мирового океана.
02.07.2000 г. Открыта для посетителей выставка «Из истории российского подводного флота».

ПЛ «Б-427»
04.12.1971 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1971–1994 гг. находилась в составе соединений подводных лодок Тихоокеанского флота.
1994 г. исключена из состава ТОФ.
1994 г. продана австралийской компании «Toledo Enterprises» (ранее «Foxtrot 641Pty Ltd.»).
В 1995 г. отбуксирована в Сидней, где переоборудована в плавучий музей.
В 1998 г. передана в 5-летнюю аренду американской фирме «The Queen Mary», переведена в Лонг Бич (США) и открыта для просмотра.

ПЛ «Б-435» (U01 «Запорiжжя»)
06.11.1970 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1970–1997 гг. находилась в составе соединений подводных лодок Черноморского флота (в 1990 находилась в составе 155-ой бригады 14 дивизии ПЛ КЧФ).
В 1997 г. исключена из состава КЧФ.
В 1997 г. включена в состав ВМС Украины. переименована в U01 «Запорiжжя» («Запорожье»).
01.08.1997 г. поднят флаг ВМС Украины.
В 1998–2002 гг. проходила ремонт на заводе «Металлист» в Балаклаве, должна была покинуть его причал и своим ходом перейти к причалу 13-го судоремонтного завода Черноморского флота России, находящегося в Стрелецкой бухте Севастополя. Там единственной украинской субмарине предстоит пройти дооснащение. Завершающий этап ремонта подлодки будет проходить при финансовой поддержке предприятия «АвтоЗАЗ-ДЭУ» и властей Запорожской области.

ПЛ «Б-440»
25.12.1970 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1971–1996 гг. находилась в составе подразделений Балтийского флота (25 бригада ПЛ).
В 1996 г. участвовала в параде на Неве по случаю дня ВМФ.
В 1996 г. исключена из состава ВМФ. Были данные о переоборудовании в музей и подготовке к продаже в Австралию.
В 2003 г. начало подготовки для переоборудования в музей.
В октябре 2004 года в городе Вытегра Вологодской области на базе ПЛ будет открыт Музей морской славы.

Тактико-технические характеристики Проект 641
Водоизмещение надводное, т 1950
Водоизмещение подводное, т 2475
Длина, м 91,3
Ширина, м 7,5
Осадка, м 5,1
Скорость в надводном положении, узлов 16,8
Скорость в подводном положении, узлов 16
Дальность плавания в надводном положении, миль 20000
Дальность плавания в подводном положении, миль 400
Глубина погружения, м 280
Автономность, суток 60
Экипаж, чел. 75

Вооружение торпедное: НТА — 6х533мм, КТА — 4х533мм (4х400мм на И641К), боезапас — 22 торпеды или 32 мины.



Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”


242 Комментов

  1. Лисенков Виктор:

    Привет мужики!
    Случайно попал на этот сайт. Почитал, кое-какие имена показались знакомыми. Выпускник ВВМУ им. Фрунзе 1971 г. штурманский факультет. 71-75 г.г. Б-78 (Мурманский комсомолец), С-350. Обе из состава 153 бригады 14 ДИПЛ. Севастополь-Балаклава-Феодосия.
    Потом С-181_Северодвинск-Лиепая) 40 бр. у Коли Хромова. С 79 г. на преподавательской должности в ОВИМУ. ДМБ-1990.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Борис Reply:

    Фрунзе -76. До 1989 года был в 153 ОБрПЛ.
    350 ушла в Феодосию, потом списали. В Севастополе её не застал.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    олег Reply:

    Служил на Б-78 с 78 по 81 год в Севастополе под командованием командиров кап.2 Погорелов и кап.2 Резниченко.в составе бригады 153 ПЛ.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Сагин Сергей Reply:

    Капитан 2-го ранга Лисенков. Отличный преподаватель.
    Превосходно Вас помню.
    Выпускник факультета автоматики 1991 года.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    АНАТОЛИЙ Reply:

    Я СЛУЖИЛ НА С-15 ЛИЕПАЯ 77-80г.СОСЛУЖИВЦЫ ОТВЕТЬТЕ.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Козлов Вячеслав Reply:

    Я СЛУЖИЛ НА С-15 ЛИЕПАЯ

    [Написать ответ на этот комментарий]

  2. александр:

    пл буки 98 1983 году базировалась в полярном,1984 летом переведена в лиинахамари

    [Написать ответ на этот комментарий]

  3. Анатолий:

    В 1972 году «Б-855″ была в составе 10-й ОПГ в Бенгальском заливе.
    Так что ваша информация не совсем верна.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  4. игорь:

    B-39 никак не могла быть на Балтике. КТОФ б.Малый Улисс 19 бригада

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Андрей Reply:

    Да, в 91 БД в Кам-Рани, до этого была на Сокотре, уточню позже

    [Написать ответ на этот комментарий]

  5. Борис:

    «Буки-55″ в июне 1967г. стояла в ремонте после автономки в бухте Сельдевой на Камчатке, 242-й ОДРПЛ к-р кавторанг Камышан. Я прохо-
    дил военную стажировку после 3-го курса морского инженерного учили-
    ща, фамилию командира лодки не помню, а командиром БЧ-5 был кап-
    лей Бражников. Экипаж жил на плавказарме ПКЗ-61. Не могла лодка быть в составе Северного флота в это время.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Андрей Reply:

    Полста пятая в 89-92 году тоже была в составе 19ОБПЛ в Улиссе, Владивосток, в 91 на ремонте в 4 бригаде, там же, вышла в море 19 или 20 августа и подняла Андреевский флаг

    [Написать ответ на этот комментарий]

  6. Олег:

    «Б-4″ выведена из состава ВМФ СССР в 1990 году. В начале года ещё в полный рост морячила, базируясь в Лиепае.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  7. Лисенков Виктор:

    Борис,
    Когда триста полсотая уходила в Феодосию, я был на ней ком. БЧ-1.
    В конце 75г. перевёлся по замене в Гремиху на 11 флотилию, а заменивший меня на ней (мой однокашник) Володя Попов, позже стал на ней командиром, а потом и комбригом 153 бригады.
    Сам-то где сейчас, не в Питере случайно?

    [Написать ответ на этот комментарий]

  8. Александр Кузнецов:

    Служил на пл «Б-2″, с 1975-1977 под командованием капитана второго ранга Гущин В.Г.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    maris Reply:

    42-brigada pl ne tupoi poimes,87-90.komandir Kurganov:/Burov potom metallom, metrist.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    maris Reply:

    dmb-90

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Ердулат Бейсембаев Reply:

    Саша ты был электриком в 4 отсеке. Я тебя помню ты однажды заснул и произошел взрыв. Благодаря трюмному ЦП Горбункову, который в это время отдраил переборку трейтьего отсека весь взрыв ушел на улицу разломав при этом каюту замполита. Я был в 5 отсеке мотористом. Может помнишь у меня был в подчинении Кулаковский Коля. Механиком Панченко Павел Палыч.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  9. Юрий Болгарин:

    Привет всем подводникам. Я был на боевой службе на Б-2 в 1982 году (командир кап 3 ранга Егоров Е.В.), на боевой службе на Б-46 в 1983 году (командир кап 2 ранга В.В.Филев), на ней же боевая служба в 1984 году (командир кап 2 ранга Коляда В.Г.) и в 1985 году один этап боевой службы на Б-130 (командир кап 2 ранга Егоров С.В.). Дважды на Б-46 и 1 раз на Б-130 выполнил операции аппендэктомии, за что был НЕ НАКАЗАН. Хотелось бы узнать, как сложилась судьба прооперированных ребят (один из Молдавии, второй из Таджикистана, третий из Ростовской области). Подполковник м\с Болгарин Юрий Николаевич. Честь имею.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    сергей Reply:

    Привет, Юрий Николаевич! Мы с тобой разминулись на 3-4 года..Я ушел с эскадры в январе 77г. Филева и Коляду помню хорошо.Филя хриплый такой, то ли хрон.ларингит, то ли под Высоцкого, тогда очень модного. Так за это нас тоже почти не наказывали.Но награждали тех, кто в брюхо не лазил, т.е.выражаясь языком руководства, хорошо подготовил экипаж в автономку.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Светлана Reply:

    Уважаемый Сергей!
    На «персональном сайте советский подводник к-на 2р Владимира Селина» о ВВМУПП в Риге ,
    на стр «шестой выпуск 1955-1959″, минный ф-т на стр.к-на 1р Шеховца Е.Н есть «Баллада о командире ПЛ Б-46 ФИЛЁВЕ В.В…»,
    Именно Шеховец посвятил ее своему бывшему старпому на Б-34 Филёву В.В., возможно, там описана ситуация во время одной из БС.
    Возможно,и Вы были в описанной там ситуации. Хотелось бы ЗНАТЬ ГОД-этой БС поточнее. Возможно, вспомните ещё какой-либо эпизод с Филёвым. Собираю материал о Б-34-её экипаже.
    Суважением, С.Ш.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    сергей Reply:

    Уважаемая Светлана! К сожалению я такой информации дать не могу. Мы служили в разных бригадах. Наши встречи были более чем короткие.А запомнился мне Василий тем, что при общении я ощущал, как будто этот человек и старше, и многоопытнее меня. Незабываемый тембр голоса, постоянное присутствия юмора и движение, движение…С уважением,бывший начмед ПЛ Б-440,416,853 С.Балаян

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Светлана Reply:

    Уважаемый Сергей! Благодарю Вас, что нашли время ответить.
    В любых воспоминаниях даже маленькая деталь, характеризующая человека,очень важна,особенно,когда эти детали собираешь по крупинкам.
    Возможно, Вам знакомо имя – Терек Владимир Эмильевич -
    н-к мед.службы(Североморск, главный госпиталь флота).-участник Карибского похода в 1962г. на Б-34. Если Вам не знакомо это имя, может быть, подскажете к кому мне обратиться. Заранее благодарю,С.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    сергей Reply:

    пишу ответ повторно.Не уверен что прошел первый. в/ч 20226 – главный госпиталь флота. Есть книга истории части. Там должна быть информация. С.Балаян

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Ердулат Бейсембаев Reply:

    Здравствуйте! Я с марта 1974 по ноябрь 1976 года служил на ПЛ Б-2.И был у нас штурманом ст. лейтенант Филев имя не помню. Командиром ПЛ был Кап 2 ранга Коновалов Евгений. В это же время Коновалов Марк брат нашего командира командовал бригадой. Отзовитесь кто служил на ПЛ Б-2 буду ждать на erdulat.bj@mail.ru

    [Написать ответ на этот комментарий]

    александр Reply:

    Здравствуйте Светлана! «Баллада о к-ре В.В Филеве»была ,скорее всего,написана в 1982 г.во время БС в Средиземном море.Шеховец Е.Н. был у нас старшим на борту Б-46.СПК был кап.3 ранга Белоусов А.Н Я ст-на ком-ды гидроакустиков.Все события описаны верно.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Данильченко Александр Reply:

    Юрий! Просто глазам не поверил, что наткнулся на твой коммент на сайте, на который зашел чисто случайно. Пишет минер кторый с тобой и офицером Соломенниковым начинали в Росте на Б-2. Данильченко фамилия моя. Я рад что ты жив и дай Бог здоров: все-таки «лепила». Привет большой жене (Ольге если память не подводит). Я в Москве, пока жив. skype: avt203605

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Ердулат Бейсембаев Reply:

    Юра, здравствуй ты на 6 лет моложе меня, я тоже служил на ПЛ Б-2 мотористом. Начинал при командире Коновалове и служил при Гущине. Сейчас живу в Казахстане г.Алматы. Я всех помню своих сосслуживцев. Был на учениях «Сигнал-74″ и «Океан-75″. Если ты откликшся я буду только рад. А если будешь в Алматы позвони по тел. 8-701-233-2832 я встречу.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  10. И.Мандрик:

    По ПЛ 42-й бригады и 4 эскадры очень много неточностей.Видимо писал человек далёкий от флота. К.1 р. Филёв В.В. был у меня первым командиром и классным «папой» во время учебы на 6 ВСОК ВМФ, умер в конце 1990 года. С Болгариным вместе прошли не одну автономку.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Борис Reply:

    Привет. Филёв В.В. когда я служил срочную на Б-34 1978-80. был у нас старпомом.Мужик юморной и строгий,классный мужик!.Даже не верится что он умер так рано.На сайте Б-34 на главной в видео ролике есть и его фотографии.Заходи на сайт https://www.b-34.tk/ если есть возможность вышли фотографии.Выставим на сайте.Контакты там есть.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Ердулат Бейсембаев Reply:

    Боря здравствуй! Когда я служил на ПЛ Б-2 ст.лейтенант Филев был штурманом. У него жена дочь генерала армии Шапошникова, командующего воисками Варшавского договора, это с его слов. Да действительно голос у него был с хрипотсой и рыжие усы.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  11. Загородский Фёдор:

    Б-50.в.ч.69137. Загородский Фёдор. Время службы 1978-весна 1981. Компрессорщик. Прошли автономку, поход с научно-ислед.судном Леонид Соболев. Не могу никого найти !!! Вы где черти? Неужели забыли два месяца автономки без солнца? Поход в Индийский океан,жара в шестом отсеке под 70 градусов? Вспомните Петруху Шахова, Толяна Якубова. Нас же было 12человек дембелей весной 1981г. Есть сайт в.ч.69137. Сообщите кто,что знает??!!

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Дюйсенбек Reply:

    Привет, Федор! Был в походе в составе резервного экипажа ( кэп был капитан-лейтенант …..) в сопровождении АИС Леонид Соболев. Учебка в 51-м УОПП во Владике с мая 1981г по осень 1981г. Школа 3, машинист-трюмный.Затем в б. Финвал. Приписан на 629 проект, в 8 отсек. Поход. Приписан на 641 проект, кэп кап2ранга Соколов (Соколовский?). Автономка. ДМБ в конце июня. Китайский набор. Отрабатывали задачи до опупения,т.е. до самого ухода.Завадский Андрей(ЗАСовец) с Хабаровска, Николай с дизелистов. Рад был бы пообщаться со многими с кем прошел эту школу мужества. Живу в Казахстане.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Ердулат Бейсембаев Reply:

    Дуйсенбек, здравствуй! Я тоже служил на ПЛ в Полярном. От начала до конца на ПЛ Б-2. С весны 1974 до ноября 76 года. Живу в Алматы. мои тел. 87012332832 звони пообщаемся.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Леонид Логинов Reply:

    Фёдор,привет! Я тоже служил на Б50 трюмным 7 отсека в 78-79 стояли на ремонте в Сельдевой потом проводили испытания и сдавали задачи.Осенью 1979г перевели в резервуху компрессорщиком. Да во второй поход мы ходили на Б50 и получается сдавали друг другу компрессора при смене экипажей.Пообщаемся, можно попить по скайпу.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  12. Савченко Игорь Андреевич:

    В 1963-1966 гг. проходил службу на 4-й Краснознаменной ордена Ушакова 1-й степени эскадре подводных лодок Северного флота в должности начальник радиотехнической службы – командир боевой части связи подводной лодки Б-53 проекта 641 в г. Полярном. Первым командиром подводной лодки Б-53 был капитан 2 ранга Востриков Серафим Павлович. Под его руководством курс боевой подготовки был освоен при плавании в Баренцевом. Норвежском, Северном морях и в северной части Атлантического океана. В 1965-1966 гг. при несении боевой службы ПЛ участвовала в операциях по разведке районов патрулирования американских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами «Поларис» в Средиземном море. В процессе боевой службы успешно выполнены «учебные» торпедные атаки авианосно-ударных соединений НАТО: голландского авианосца «Амстердам» в сопровождении трех эсминцев типа «Лимбург» при подходе к проливу Гибралтар со стороны Атлантики и американского авианосца «Интрепид» в сопровождении трех эсминцев типа «Шерман» в восточной части Средиземного моря. В июле 1965 г. в составе отряда кораблей советского ВМФ (крейсер «Дзержинский», подводная лодка Б-53, танкер) участвовала в деловом визите в Объединенную Арабскую Республику. Визит проходил в заливе Эс-Саллум, куда из Александрии прибыл египетский эсминец «Эль Фатех». По итогам боевой подготовки 1966 г. командир подводной лодки Б-53 капитан 2 ранга Востриков Серафим Павлович и командир электро-механической боевой части капитан 3 ранга Тропин Вячеслав Николаевич были награждены орденами Красной Звезды.
    С уважением Савченко Игорь Андреевич, капитан 1 ранга в отставке

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Сергей Балаян Reply:

    Спасибо, Игорь Андреевич за историческую справку. Б-53 третья моя лодка, после 440 и 416. В 73г. она пришла из Кронштадта, после кап.ремонта. Командиром был Ю.А.Путинцев, его сменил Г.С.Щербаков, после некоторых событий.Готовились на БС, вот тогда я и увидел первого командира- Вострикова С.П.. Он прилетал из Москвы на Север. Тепло напутствовал нас.А вот об истории лодки мы конечно ничего не знали.С легкой руки первого командира, и конечно усилий действующего, отплавали более года.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Коваль Василий Reply:

    Cергей Сергеевич! Рад был встретить Твою реплику. Моя лодка Б-839 (139) в период 1972-1976 г.г. Затем- п. Гранитный, где мы служили вместе в 1010 базовом лазарете 55 ОБРК. С уважением Коваль.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    сергей Reply:

    Привет, Василий Трофимович! Скоро будет сорок лет, как мы виделись под сенью сопок этого благославенного места. Всех разметало по необъятной России, кого-то нет в живых. Иные пенсионерствуют, некоторые из них умудряются работать. Прошлый год был на юбилее эскадры, Видел многих наших Полярнинцев. Пиши на адрес Sbalayan@russam.ru C.Балаян

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Коваль Василий Reply:

    Сергей Сергеевич! Рад, пусть пока и виртуальной, но все же встрече! С наступившим Вас Новым 2015 Годом. Из Полярнинцев во Владивостоке встретил только Гену Горбунова. Он закончил службу командиром одной из Б-641. Жаль, его уже нет. Привет Альфреду Степановичу.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Коваль Василий Reply:

    Сергей Сергеевич! Попытался ответить на Ваш электронный адрес, но письмо не прошло. Может быть, ошибка в адресе?

    [Написать ответ на этот комментарий]

  13. Валерий:

    Служил на полстапятой с августа 85-го. После двух автономок в июле 86-го – переход из 182 обпл в 4 бпл. Затем док, отдых экипажа, ремонт. Ушли из 4 бригады в сентябре 89-го на боевую службу в Камрань. Возвращение – апрель 90-го в 19-ю бпл. Не помню Медведева, без меня уже было. Почему-то про Б-33 не написали.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Олег Гритчин Reply:

    Валерий, а кем служили на 55 -й? Я на ней в 88-89 служил срочную акустиком. Готовились на боевую, но нас студентов тогда в агусте списали домой по приказу Горбачева с Язовым. Командиром был Жгирев Владимир, старпом – Капустин.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Валерий Reply:

    Я был КМГ (командир моторной группы) и помню, как вас всех отправили домой. С вами (студентами) было очень хорошо служить. Только хорошие воспоминания. Моя фамилия Шатылко, старлей. Если помните- в БЧ5 остались двое электриков- Фролов, второго не помню. Только сегодня пришло сообщение.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    сергей давыдов Reply:

    Второй наверное Дима Уховский………Фролов Денис в Москве,а вот с Уховским связь потеряна.сам служил радистом,у Вас за деревянной переборкой

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Эдуард Reply:

    Валерий,Вы немного ошибаетесь. В сентябре 1989 года на Б-855 мы уходили в Камрань из 19-шки… Я в это время служил в БЧ-1 и был командиром отделения рулевых-сигнальщиков… Поход был веселый и незабываемый… Особенно шторм на переходе обратно в Союз… Если что,пишите. Рад буду пообщаться!

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Валерий Reply:

    Да, вспомнил. Значит, мы знакомы. Перед БС проверили в том числе и казармы, если помните. И стройбат ударно их ремонтировал (в 4БПЛ), но мы там и не пожили- переехали в 19БПЛ. Правда, подзабыл, потому что в казарме не жил. Я был КМГ, моя фамилия Шатылко (старлей). Помню, как на 3-4-е сутки похода вы (рулевые) несли вахту не на мостике, а в боевой рубке, а мы носились и ремонтировали указатель положения ВР. Да, замечательный был поход, приятно вспомнить. И шторм был знатный.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Николай Reply:

    Привет подводникам!!! Я служил на БС 167 мотористом с 78 по 80г.г. В апреле 80 был переведён Б-33. 17 мая 80г. ушли на Б.С. в Индийский океан. Прошли 2 автономки в Персидском заливе и Аравийском море.Заходили на о. Сокотра г. Аден , в Эфиопию . Новый год 1981 встретили в Бенгальском заливе. В январе 81г. Заходили в южный Вьетнам б. Кам -Рань. На базу в п. Бечевинка вернулись 22.02.81г. Командиром п.л. был Кап. 3 ранга Воронов. Я был командиром отделения мотористов. В мае 1981г. ушёл на дембель.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  14. Леонид:

    Здравия желаю ПОДВОДНИКИ !
    Служил срочную в 182 бригаде ,на Б-33 1968-1971 годы. Комбриг-Кармадонов ,Командир ПЛ- Ляхов Эдуард Алексеевич, ком. БЧ4 -Виноградов. 2-автономки 98, 72 суток. Вторая -»Океан».
    Братья ПОДВОДНИКИ кто знает дальнейшую историю Б-33 -напишите.
    С УВАЖЕНИЕМ Леонид.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    барсов виктор Reply:

    здравствуй леонид о судьбе б 33 прочитай на deepstorm.ru я служил на б 33 с 1969 по 1971 командир ляхов э а старпом рымарев замполит сафонов ком бч 4 виноградов мы знакомы с тобой здоровья тебе виктор барсов радиометрист осназ

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Валерий Reply:

    Леонид, беда была с буки 33 в 1987 году. Ссылку Вам дали. У меня погибли там друзья, мир их праху.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  15. Машков Виктор:

    Привет подводники!
    Я служил на В-98 78-81 год б/н 3-33-33
    Про лодку на этом сайте пишут что она в эти годы находилась на балтике – это брехня , пишет тот кто ничего не знает.
    Я сейчас общаюсь только с Олегом Гузиным старшина 1-го отсека

    [Написать ответ на этот комментарий]

    кРИВИЦКИЙ Reply:

    Помню,был такой Машков,да и он наверно вспомнил,как политработники слили командира, В отношении Б-98 Виктор прав – лодка весь основной срок находилась в 42БПЛ 4 эскадры,немного побыла в Лиинахомари в бригаде потешкина,Далее перевод на балтику,ремонт и продажа Польским ВМС

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Алексей Наукович Reply:

    Здравия желаю!

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Алексей Наукович Reply:

    Здравия желаю! Искал вас в «Однокласниках» в группах Северного флота, но не нашел.Я служил на Б-98 в 1973 — 1975гг.электриком.Командиром БЧ-5 тогда был мой земляк кап-лей Олешкевич.Кстати вы тоже насколько я помню родом из Беларуси.Знаю что позже вы стали командиром этой лодки.Если вам интересно вспомнить это время — напишите мне.Мой эл. адрес LAHWA@tut.by Да,еще на этом сайте в коментариях какой-то командир БЧ-3 Владимир написал про Б-98 в эти годы какую-то щушь.Может быть перепутал номер лодки.Поищите,я оставил там свой ответ.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Грошев Александр Reply:

    Я служил на ПЛ Б-98 78-81гг. радиометристом, Виктора Машкова я очень хорошо помню, старшину 1-отсека Олега Гузина. Старпомом в то время был Кривицкий. Мне очень интересно вспомнить это время, я буду рад если кто откликнется, пишите lotos-60@list.ru

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Александр Reply:

    В Лиинахамари она была точно, т.к. приписным я на ней выходил в 86-м. Со мной с Б-46 выходили Валера Гетманцев (электрик) и Иван Скимбатор (трюмный). Командиром на ней был Феоктистов. И позже так случилось, что приписным боцманом ходил передавать её полякам в Ригу, потом оттуда поездом назад. А вообще в начале форума много неверной информации, мой в то время командир БЧ-1 на Б-46 Иван Иванович Мандрик уже это указывал !

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Грошев Александр Reply:

    Я служил на ПЛ Б-98 78-81 гг. радиометристом, Виктора Машкова я очень хорошо помню. Старпомом в то время был Кривицкий А. В., мне очень интересна вспомнить это время, я буду рад если кто-то откликнутся, пишите lotos-60@list.ru

    [Написать ответ на этот комментарий]

  16. ветров юрий алексеевич:

    Про Б-440 сведения неверны. С марта 1971 г. после постройки лодка была включена в состав 69 бригады 4 эскадры ПЛ СФ, Полярный. Первая автономка ноябрь 1971 – апрель 1972, вторая октябрь 1973 – ноябрь 1974. Только в 1994 г. лодку перевели на Балтику.
    Я служил на Б-440 в 1970 – 1975 гг. начальником РТС – командиром БЧ-4.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    сергей Reply:

    Юра, привет.Ты безусловно прав.С.Балаян

    [Написать ответ на этот комментарий]

    ветров юрий алексеевич Reply:

    Здравствуй, Сережа! Посещал последний раз нашу Б-440 в 1997 г. в Кронштадте, пофотографировался. Теперь она в Вытегре на вечной стоянке как музей, если судить по снимкам – сделали отлично, но побывать там пока не удается. От Питера километров 500.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Дмитрий Луговской Reply:

    Командир отделения торпедистов 7отсек Б-440 78-80гг. В прошлом году побывал в Вытегре на нашей «букашке».Конечно, с той боевой субмариной изнутри-ничего общего, но сделан музей, действительно, отлично.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Сергей Наумов Reply:

    Ккомандир отделения радиометристов на Б-440, бортовой 412,
    в/ч 26820, Служил с 1975,11-1978,05,13
    Командир ПЛ кап3ранга Березин
    Командир БЧ-4 кап,л-т Золотарев
    Старпом кап,л-т Степан Власик
    Помощник кап,л-т Жуков
    Лодка была в автономке с 1976-1977 с заходом в Гвинея-Бисау,
    Анголу, Тартус, Бизерту
    В 1978 в мае лодку готовили к выгрузке аккумуляторных
    батарей,
    Привет всем североморцам,

    [Написать ответ на этот комментарий]

  17. Евгений:

    Доброго здоровья, Вам, братцы-подводники!
    Служил гидроакустиком 1968 – 1971 годы: КУОПП, затем – 25-я бригада ПЛ на ДКБФ. Лодка Б-9 1964 года постройки, занимались исключительно доводкой телеуправляемых торпед. Командир лодки Соколов, командир БЧ4 – Колесников. Участвовал лично в 147 торпедных атаках – 145 «попаданий». В качестве цели использовалась ПЛ 613-го проекта. В мае 1971 года Б-9 загнали на ремонт в Петровский док в Кронштадте, и я дембельнул. С тех пор не могу найти никаких сведений о судьбе лодки и сослуживцев, как будто такой лодки и не было…
    Здоровья всем и семь футов под килем!

    [Написать ответ на этот комментарий]

    ветров юрий алексеевич Reply:

    По Б-9 имеются только хронологические данные:
    вступила в строй 30.11.1965, с 17.10.66 по 5.02.74 на БФ, далее на СФ до 18.07.91 (борт. № 569 в 1990 г.), затем на ЧФ, где и была списана 17.07.1997. Долгожительница – 32 года, пережила всех систершипов, кроме Б-413 (списана в 1999, музей в Калининграде) и Б-440 (списана в 2001, музей в Вытегре).
    Колесников был моим замкомвзвода на младшем курсе во ВВМУРЭ, но больше мы не встречались.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Евгений Reply:

    Юрий Алексеевич, огромное спасибо за информацию по Б-9
    Колесников тогда уже был каплеем – очень толковый офицер! В 70-м получил квартиру в Кронштадте, зимой помогали ему с ремонтом.
    Не покидает мысль: – А не был ли Колесников с «Курска» его сыном? Светлая память ребятам!..

    [Написать ответ на этот комментарий]

    ветров юрий алексеевич Reply:

    Рад, что моя скромная информация пригодилась. Погибший на «Курске» Колесников Дмитрий Романович (командир турбинной группы) однофамилец с нашим Колесниковым, его зовут Алексей (если память не изменяет, но точно не Роман).
    Здоровья и удачи, Евгений!

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Бельский Алексей, электрик Reply:

    В 1969 году командиром был кап 2-го ранга Лебедев.А на Ладоге был уже кап 3-го ранга Соколов.По- моему он был до этого помошником на атомоходе.А в Петровском доке стояли из за неисправности акустической ,,бульбы»,за одно и покрасились.В Лиепае никак нам НАТОвцы не давали стрельнуть, вот Ладога и выручала.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  18. Самсонов В.А.:

    ВВМУ им Фрунзе (штурманский факультет) 1964-1969, Полярный (641 проект) Б-2, Б-103, Б-57, Б-9 штурман – помощник командира до 1974 г. а потом атомоход, штабы и т.п. Припоминаю Лисенкова.
    Удачи в жизни и здоровья, браты-подводники

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Салагор Константин Reply:

    Privet vsem podvodnikam! S dekabrea 1977 po mai 1979 slujil na B-29,potom na B-9. na Severnom Flote,gorod Poliarnyi. Na B-29 kap. byl Novosad,starpomom Vinogradov. Na B-9 v 1979 godu komandirom byl Samsonov. Otzovitesi druzia!!!
    Jelaiu vsem zdorovia i udachi a takje semi futov pod kilem!

    [Написать ответ на этот комментарий]

  19. Олег Горлов:

    Совет ветеранов 4 эскадры подводных лодок КСФ (г.Полярный) и Оргкомитет по празднованию 80-летнего юбилея приглашают всех ветеранов объединения – матросов и старшин, мичманов и офицеров – принять участие в торжественном мероприятии, которое состоится 26 октября 2013 года в 13.00 в Ленинградском Дворце молодёжи по
    адресу: Санкт-Петербург, ул. профессора Попова, д.47 (ст. метро “Чёрная речка” и “Чкаловская”).
    Решением Оргкомитета определена стоимость участия в данном мероприятии – 3000,00 руб. с человека или 4500,00 рублей с пары, из них 1500,00 рублей – на изготовление подарочной продукции.
    Справки по e-mail: k_admiral_lev@mail.ru
    Председатель Совета ветеранов 4-й эскадры подводных лодок КСФ контр-адмирал Л.Чернавин

    [Написать ответ на этот комментарий]

  20. Владимир:

    B-39 никак не могла быть на Балтике всю свою службу в 1968 она в составе каравана пришла северным переходом в Петропавловск Камчатский. Рыбачий 182 бригада а уже осенью прописана в б.Финвал где я служил на ней срочную до 1971 в качестве рулевого-сигнальщика ком.Федоров В.кап. 2 ранга. ком. б/ч – 1 кап\лей Раздобудько а с 1970г ст\лйт Шаврин Б так что Ваши данные не очень точны.Окончила службу во Владивостоке Малом Улисе после была продана под музей в США САН ДИЕГО

    [Написать ответ на этот комментарий]

  21. Калмыков Анатолий:

    1962-1965гг проходил службу в 4-й Краснознамённой ор.Ушакова 1-й степ.эскадре ПЛ- в 1-й бригаде ПЛ в г. Плярном на Б-47 (ПЛ 611пр-та) командир кап.2ранга Балакин.На ПЛ я был гидроаккустиком.В 1964г
    наша ПЛ несла вахту в Седиэемном море в составе кораблей других флотов и плавбаза «Виктор Котельников». Задача поставленная перед командиром и экипажем была успешно выполнена.Мне повезло я обнаружил шум винтов ПЛА с ракетами «Полярис»на борту которая входила в составе 6 флота США вместе с ав.»Энтерпрайз»"Интерпид»и др.кораблями. О Савченко И.А. я слышал от к-ра БЧ-4 » Б-47″ ст.л-нта Бородина А. Ходить в море с С.И.А. не довелось.Привет Всем североморцам -семь футов под килем.С уважением гл.старшина Калмыков А.Е.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  22. ВАСИЛИЙ:

    Привет всем!Служил на Б-105 в Севастополи с 1990 под командованием Султанова а потом Егорова.Слышал что 93 ее порезали на металлолом!ОЧЕНЬ ЖАЛЬ!!!!! ВСЕМ ПОДВОДНИКА ОГРОМНЫЙ ПРИВЕТ!!!!!!!!!!!

    [Написать ответ на этот комментарий]

  23. Савченко Игорь Андреевич:

    Информация о встрече ветеранов и военнослужащих 4-й эскадры подводных лодок Северного флота
    26 октября 2013 года в 13.00 в Ленинградском дворце молодежи по адресу Санкт-Петербург, улица профессора Попова, дом 47 состоится встреча ветеранов и военнослужащих 4-й эскадры подводных лодок Краснознаменного Северного флота (метро «Черная речка», «Чкаловская»).
    Для внесения в список участников предстоящей встречи необходимы следующие данные: ФИО, воинское звание, дата рождения, последняя должность на эскадре, полный домашний адрес с индексом, контактный телефон.
    Стоимость участия в мероприятии 3000-00 рублей для одного человека и 4500-00 рублей с пары, из них 1500-00 рублей – стоимость подарочного набора, Можно сначала оплатить 1500-00 рублей, остальные деньги сдать в день встречи.
    Деньги надо отправить через Сбербанк России на номер карты 676280559001101321, получатель – начальник штаба оргкомитета ШАРГА Михаил Иванович. Сбербанку требуется только номер карты и ФИО получателя. На эту карту уже перечисляли средства ветераны из Москвы, Полярного, Севастополя и т.п.
    После перевода надо отправить SMS сообщение на мобильный телефон номер 8 (921) 915-99-67.
    Председатель Совета ветеранов 4-й эскадры
    подводных лодок КСФ
    контр-адмирал Л.Чернавин
    Дать сообщение и узнать подробности можно по адресам:
    e-mail k_admiral_lev@mail.ru мобильный 8 (921) 915-99-67
    (для Санкт-Петербурга),
    e-mail igors39@mail.ru мобильный 8 (903) 558-08-85
    (для Москвы).
    Капитан 1 ранга в отставке Савченко И.А.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  24. Баранков Андрей Геннадьевич:

    Поздравляю всех с днем ВМФ! 1984-1987 Б-312, Б-448, Б-396, Б-319 боевой номер 1-37-11(штурманский электрик).

    [Написать ответ на этот комментарий]

    сарсадских николай Reply:

    привет братишка. служил на б-312 82 -85 ком. отд гидроакустиков кто служил со мной откликнитесь пообщаемся.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Шерстюк Николай Reply:

    привет,братан!

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Абраменко Александр Васильевич Reply:

    С Днём Моряка-подводника, товарищи акустики пл «Б-312″!!!!
    Увидел знакомые Фамилии – Шерстюк, Сарсадских…!!!!
    Напишите, акустики, о себе…. на 2707aav@mail.ru
    Первая моя автономка в СЗМ, 1984, Б-312 Командир ГАГ- инженер РТС л-т Абраменко А.В.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  25. Ветров Юрий Алексеевич Подводная лодка Б-440:

    Здравствуйте Юрий Алексеевич! Случайно увидел –и сразу пишу…я служил с вами на Б-440,–я переписываюсь с помощником Мурзиным,с Гительмахером(он был на лодке внештатником…переписываюсь с сыном Олега Полежаева или Полетаева..был замом– умер,земля ему пухом..

    [Написать ответ на этот комментарий]

    ветров юрий алексеевич Reply:

    Уважаемый, кто Вы? Представьтесь, пожалуйста, ведь уникальный случай встретить своего сослуживца по Б-440.
    Жаль Олега Полетаева – запомнился добропорядочным и честным человеком, поддерживал в трудных ситуациях, не пасовал и не поддавался нажиму, поступал по справедливости.
    Царствие ему небесное.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Ветров Юрий Алексеевич Reply:

    Сослуживец, отзовитесь !!! Напомните о себе ! Жду очень Вашего ответа.
    Ветров Юрий Алексеевич.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  26. Рокотов Ю. И.:

    Рокотов Ю И служил на Б-105 г. Полярный с 1979 по 1980 года командир Сучков Г А рулевой сигнальшик . Может кто вспомнит 7 марта 1980 года норвежское море день рождения у меня и командира отделения.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  27. Евгений:

    Ветеран (44 года!) 641-й серии, Б-435 теперь в Севастополе. Перешла из Украины в Россию своим ходом.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  28. Николай Жмаев:

    Старшина первой статьи, командир отделения электрика Б-50, командир пл, КАП 3 РГ Шачнев, старший помощник Капитан лейтенант Ролик, ищет сослуживцев. Дембель 72-75 г. Отдельная бригада ПЛ камчатской военной флотилии, командующий контрл-адмирал Бец

    [Написать ответ на этот комментарий]

  29. Акылбек:

    здраствуйте всем мужики ищу одного человека попросили найти служил он на подводке проект 641 1980-1983 г. на Камчатке зовут Ефанов Андрей Казахстан Алматинская область г.Текели

    [Написать ответ на этот комментарий]

  30. Джуба:

    Служил 1970-1973 на краснознаменный Балтийский флот город Кронштадт северный флот, кто со мной служил отзавитесь! На п/л с 270, 87772565476 Казахстан

    [Написать ответ на этот комментарий]

    николай гришаков Reply:

    Привет всем подводникам !» Служил на ПЛ Б-839 командир Сулай Е Г с 1972 – 1975 г В марте 1973 учения Лагуна в Северной атлантике и автономка в Средиземке 1973-1974 гг Кто со мной служил буду рад услышать

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Вигасин Валерий Reply:

    Учения Лагуна проходили с середины мая по середину июня 1973. Я там был старшиной команды БЧ-4 на С-267 ДКБФ 157 бригада Палдиски.

    [Написать ответ на этот комментарий]

    Ердулат Бейсембаев Reply:

    В ноябре 1973 пришел служить учебный отряд подводного плавания в/ч 09990 около 25 бригады.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  31. Хом*як Михайло:

    Привет всем! Служив на Б-641,409 ,49 в 1971 Хом*як Михайло .

    [Написать ответ на этот комментарий]

  32. Олег Горлов:

    Ушёл из жизни ветеран – подводник, капитан 1 ранга в отставке Коновалов Евгений Владимирович . В 1958 году он окончил Первое Высшее Военно-морское училище подводного плавания и служил на подводных лодках Краснознамённого Северного флота. Последовательно занимал должности командира группы, штурманской боевой части, помощника, старшего помощника командира. В 1971 году стал командиром океанской подводной лодки Б-2. Участвовал в дальних походах, продолжительностью от 1 до 8 месяцев, с заходом в порты стран Средиземноморского региона. После окончания Военно-морской академии и адъюнктуры, с 1979 году, преподавал на 6 ВСОК ВМФ, а после увольнения из Вооружённых сил – в академии. Стал кандидатом военных наук, доцентом. Внёс значительный вклад в подготовку командных кадров для Военно-морского флота нашей Родины. Его заслуги перед государством были высоко оценены. Он был награждён орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени и многими медалями. Память о Евгении Владимировиче сохранится в наших сердцах.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  33. Олег Горлов:

    Евгений Владимирович скоропостижно скончался 1 февраля 2015 года
    Прощание состоится на 6 ВСОК ВМФ (Санкт-Петербург) 5 февраля в 11 часов 30 минут.
    Похороны на Красненьком кладбище в 14 часов.

    [Написать ответ на этот комментарий]

Обсуждение данной записи


© 2007-2021 Военный портал ·
Яндекс.Метрика