Зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф»
Зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф» предназначен для поражения самолетов-постановщиков помех, самолетов радиолокационного обнаружения и управления, самолетов-разведчиков, самолетов стратегической и тактической авиации, тактических, оперативно-тактических баллистических ракет, баллистических ракет средней дальности, гиперзвуковых целей и других современных и перспективных средств воздушного нападения.
ЗРК С-400 создан на базе существующих российских комплексов С-300, однако, обладает значительно большими тактико-техническими возможностями в сравнении с этими системами – и по зоне, и по эффективности, и по многообразию поражаемых целей. Проведенные разработчиками комплекса оценки выявили, что по критерию «эффективность – стоимость» новый ЗРК обеспечивает выигрыш в 2,5 раза по сравнению с существующей техникой. «Триумф» – единственная система, которая может выборочно работать с использованием нескольких типов ракет – как старых, входивших в ранние разработки (С-300ПМУ-1, С-300ПМУ-2), так и новых, созданных в последнее время. Располагая в базовом варианте 4 типами ракет, обладающих различной стартовой массой и дальностью пуска, С-400 позволяет создавать эшелонированную противовоздушную оборону, расширить зоны поражения комплекса а также имеет большие перспективы для дальнейшей модернизации, .
Высокая степень автоматизации всех этапов боевой работы, современная элементная база позволили значительно сократить обслуживающий персонал ЗРС С-400. Принципы построения и разветвленная система связи средств «четырехсотки» позволяют интегрировать ее в различные уровни управления не только ВВС, но и других видов Вооруженных Сил.
Головной разработчик комплекса – Центральное конструкторское бюро «Алмаз» (генеральный конструктор А. Леманский). В кооперацию разработчиков включены ведущие предприятия российской оборонной промышленности – МКБ «Факел», Новосибирский НИИ измерительных приборов, КБ специального машиностроения (Санкт-Петербург) и ряд других.
На западе комплекс получил обозначение SA-20.
Состав
В базовом варианте зенитного ракетного комплекса С-400 сохранилась структура ЗРК типа С-300, включающая многофункциональную РЛС, пусковые установки, автономные средства обнаружения и целеуказания. Вместе с тем, новый комплекс средств управления обеспечивает значительно большую канальность по целям.
В состав ЗРС «Триумф» входят:
РЛС обнаружения целей типа 64Н6, секторного обзора типа 76Н6 и новая РЛС с дальностью обнаружения целей около 600 км.
Многофункциональная РЛС управления 36Н6
Командный пункт ЗРС, в состав которого входит вычислительный комплекс серии «Эльбрус».
Пусковые установки в количестве от 8 до 12 штук.
Зенитные ракеты 48Н6Е и 48Н6Е2 существующих ЗРК С – 300ПМ – 1, – 2, а также перспективные ракеты 9М96Е и 9М96Е2 и ракета сверхбольшой дальности разработки МКБ «Факел» (генеральный конструктор В. Светлов).
Все процессы боевой работы – обнаружение, трассовое сопровождение, распределение целей между зенитными ракетными комплексами (ЗРК), их захват, сопровождение и опознавание, выбор типа ракет, подготовка их к пуску, пуск, захват и наведение ракет на цели, оценка результатов стрельбы, – автоматизированы.
Командный пункт ЗРС имеет РЛС, создающую радиолокационное поле в зоне действия системы и осуществляющую в ней обнаружение, трассовое сопровождение и определение государственной принадлежности всех типов целей в количестве, составляющем сотни единиц. Радиолокатор обнаружения ЗРС работает в режиме кругового обзора, является трехкоординатным, помехозащищенным. Этот радиолокатор имеет важное достоинство в сравнении с наземными РЛС дежурного и боевого режимов, он оснащен ФАР с двумерным сканированием лучом.
По данным РЛС обнаружения командный пункт производит распределение целей между управляемыми зенитными ракетными комплексами системы, обеспечивает их соответствующими целеуказаниями, а также осуществляет взаимодействие ЗРК в условиях массированных налетов средств воздушного нападения на различных высотах их боевого применения, в обстановке интенсивного радиопротиводействия. Командный пункт ЗРС может также получать дополнительную трассовую информацию о целях от вышестоящих командных пунктов, на которые замыкаются наземные РЛС дежурного и боевого режимов, или непосредственно от этих РЛС, а также от бортовых РЛС авиационных комплексов. Комплексирование радиолокационной информации, получаемой в различных диапазонах волн, наиболее целесообразно в условиях интенсивного радиопротиводействия. КП ЗРС «Триумф» имеет возможность управления одновременно до 8 ЗРК.
ЗРК оснащены моноимпульсными четырехкоординатными секторными многофункциональными РЛС (МФРЛС). В ЗРК применяется комбинированная система управления ЗУР, состоящая из инерциальной системы управления на большей части траектории и головок самонаведения (ГСН) на участке сближения с целью. Это позволяет на этапе инерциального управления освободить каналы многофункционального радиолокатора от функции сопровождения ЗУР и увеличить число одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей. Применение головок активного самонаведения освобождает МФРЛС от функции сопровождения и подсветки цели на участке самонаведения, что также расширяет возможности радиолокатора по числу сопровождаемых целей. Предусматривается применение в ЗУР перспективных комплексированных активно-полуактивных ГСН, имеющих также пассивный канал приема, способных осуществлять поиск не только частоты принимаемого сигнала, но также поиск цели по угловым координатам.
На одной пусковой установке могут размещаться четыре ракеты сверхбольшой дальности (до 400 км), предназначенные для поражения самолетов ДРЛО, воздушных командных пунктов, самолетов РЭБ, стратегических бомбардировщиков и баллистических целей с максимальной скоростью более 3000 м/с. Она сможет уничтожать самолеты за пределами радиовидимости наземных локаторов наведения. Необходимость поражения загоризонтных целей потребовала установки на ракете принципиально новой головки самонаведения (ГСН), разработанной ЦКБ «Алмаз», которая может работать как в полуактивном, так и в активном режиме. В последнем случае ракета после набора высоты по команде с земли переводится в режим поиска и, обнаружив цель, наводится на нее самостоятельно.
В другом варианте снаряжения пусковой установки – четыре транспортно – пусковых контейнера с четырьмя ракетами типа 9М96Е или 9М96Е2 в каждом. Данные ракеты способны поражать все существующие и перспективные ракетные и авиационные средства на средних дистанциях. По своему назначению ЗУР 9М96Е/9М96Е2 аналогичны зарубежным «Patriot» РАС-3, «Aster-30″, но значительно превосходят их по эффективности.
Ракеты 9М96Е и 9М96Е2 полностью унифицированы для межвидового применения в системах ПВО как ВВС, так и ВМФ. Значительное уменьшение размеров и массы этих ракет сделало возможным их размещение по четыре ракеты в кассетах-контейнерах, имеющих аналогичные размеры с контейнерами, в которых находятся ракеты, входящие в различные варианты ЗРК типа С-300ПМУ и «Риф» – 5В55Р, 48Н6Е и 48Н6Е2. Подобное увеличение боезапаса предопределяет значительно большую гибкость применения ракет, позволяет эффективно противостоять истощению боекомплекта комплекса ПВО путем использования противником массированных атак высокоточными ракетными средствами или их имитаций дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами.
9М96Е2 оптимизирована для борьбы с высокоточным оружием, крылатыми ракетами и баллистическими целями, в том числе малозаметными. Она не просто разрушает воздушные цели, но и подрывает их боевую часть. Вероятность поражения одной ракетой заданных целей без учета эксплуатационной надежности составляет:
не менее 0.9 для пилотируемых целей, в том числе выполненных по технологии “стелс”, барражирующих и совершающих противозенитный маневр;
не менее 0.8 для беспилотных целей, в том числе совершающих противозенитный маневр (при этом с вероятностью не менее 0.7 сопровождается уничтожением их боевой нагрузки).
Управление 9М96Е2 – комбинированное. На большей части траектории полета к цели управление ракетой производится с помощью бортовой инерциальной системы с использованием информации наземного радиолокатора о координатах цели, вводимой в бортовую аппаратуру 9М96Е2 наземными средствами ЗРК перед стартом и корректируемой в процессе полета по радиолинии коррекции. На конечном участке полета ракета управляется по данным, вырабатываемым активной радиолокационной головкой самонаведения.
Дальность поражения цели ракеты 9М96Е2 – 120 км, а высота поражения – от 5м до 30 км, масса – 420 кг. Время подготовки ракеты к пуску при нахождении ее на ПУ не более 8 секунд. Назначенный срок службы — 15 лет. Этот срок может быть продлен после проведения технического освидетельствования 9М96Е2 в местах их эксплуатации.
9М96Е и 9М96Е2 полностью унифицированы по составу бортового оборудования, боевому снаряжению и конструкции, Ракета 9М96Е отличается от 9М96Е2 по своми характеристикам. Дальность поражения цели – 40 км, а высота поражения – 20 км, масса – 333 кг. Мощность двигателя у 9М96Е меньше, чем у 9М96Е2, но размерами и массой они почти не различаются.
Главной особенностью современной ПВО и ПРО является необходимость уничтожения боевой нагрузки средств нападения, т.е. результатом перехвата должно стать,например, гарантированное исключение вероятности падения боевой нагрузки атакующей ракеты в районе обороняемого объекта. Полностью исключить эту возможность можно лишь при условии разрушения боевой нагрузки цели в процессе ее перехвата зенитной ракетой. В свою очередь подобный результат может быть достигнут как путем прямого попадания ракеты в отсек боевой части цели, так и при сочетании достаточно малого промаха и эффективного воздействия на цель энергии осколков боевой части зенитной ракеты.
В отличие от своих зарубежных аналогов, 9М96Е и 9М96Е2 используют «холодный» вертикальный старт – перед запуском маршевого двигателя они выбрасываются из контейнера на высоту более 30 метров. Во время подъема на эту высоту ракета с помощью газодинамической системы склоняется в сторону цели. После запуска маршевого двигателя на начальном и среднем участках траектории полета используется инерциальное управление с радиокоррекцией (что позволяет добиться максимальной помехозащищенности), а непосредственно в процессе перехвата цели – активное радиолокационное самонаведение. При необходимости интенсивного маневрирования перед точкой встречи с целью ракета способна реализовать режим «сверхманевренности», для чего используется газодинамическая система управления. Эта система позволяет за 0.025с увеличить аэродинамическую перегрузку ракеты на величину порядка 20 единиц. Следует отметить, что применение системы обеспечения «сверхманевренности» ракет 9М96Е и 9М96Е2 наряду с повышенной точностью наведения позволяет реализовать траектории наведения, которые улучшают условия встречи ракеты с целью, повышая эффективность использования боевого снаряжения зенитных ракет.
9М96Е и 9М96Е2 оснащены 24-килограммовой осколочной боевой частью с управляемым полем поражения. Создание для ракет 9М96Е и 9М96Е2 информационно обеспеченного управляемого боевого снаряжения стало еще одним направлением повышения эффективности поражения современных средств воздушного нападения. Подобное боевое снаряжение ориентировано на поражение целей с «останавливающим» действием (разрушением конструкции) при перехвате пилотируемых целей и на поражение (нейтрализацию) боевой нагрузки при перехвате беспилотных целей. Боевое снаряжение ракет управляется радиовзрывателем, который использует для адаптации к условиям встречи с целью всю имеющуюся на борту ракеты информацию. Радиовзрыватель определяет момент подрыва боевой части, который должен быть строго согласован со скоростями разлета осколков для накрытия осколочным полем уязвимой части цели и направлением, в котором требуется обеспечить выброс осколков с повышенными скоростями разлета. Направленный выброс осколков осуществляется применением управляемой осколочно-фугасной боевой части с системой многоточечного инициирования. Эта система по команде радиовзрывателя на срабатывание боевой части в управляемом режиме (при наличии информации о фазе промаха) вызывает инициирование ее заряда в соответствующих требуемому направлению периферийных точках подрыва. В результате происходит перераспределение энергии взрыва заряда в заданном направлении и метание основной части осколочного поля с повышенной скоростью в сторону цели. При отсутствии информации о фазе промаха реализуется центральный подрыв боевой части с симметричным разлетом осколков.
Новыми важными характеристиками ЗРС «Триумф» являются:
информационное сопряжение с большим количеством существующих и разрабатываемых источников информации наземного, воздушного и космического базирования;
использование базово-модульного принципа построения, позволяющего удовлетворять специфическим требованиям, предъявляемым к системам при их применении в ВВС, ВМФ и Сухопутных войсках;
возможность интегрирования в существующие и перспективные системы управления группировками ПВО не только ВВС, но и войсковой ПВО, сил и средств ПВО ВМФ.
Одним из дополнительных источников информации для ЗРС «Триумф» является авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (АК РЛДН). Согласно существующей концепции АК РЛДН производит разведку воздушного противника с целью обеспечения боевых действий истребительной авиации и ЗРС дальнего действия. Кроме того, АК РЛДН, обладающие повышенной живучестью по сравнению с наземными РЛС, применяются для наращивания и оперативного восстановления радиолокационного поля.
Типаж АК РЛДН в РФ включает комплекс А-50 и его модернизацию А-50У с радиотехническим комплексом (РТК) когерентного типа «Шмель-М». Антенная система кругового обзора, установленная над фюзеляжем самолета Ил-76, позволяет обнаруживать с высокой разрешающей способностью воздушные объекты в широком диапазоне высот полета, управлять истребителями и обмениваться с ними боевой информацией. Предусматривается разработка перспективных АК РЛДН на основе использования различных типов РТК.
Достигнутые в ходе разработки ЗРС «Триумф» научно-технические и технологические прорывы обеспечивают реальную возможность перехода к разработке и производству нового класса оружия – интегрированных информационно-огневых авиационных и зенитных ракетных комплексов.
Интегрирование информационно-огневых средств и систем ВВС в единую систему можно осуществлять по следующим вариантам:
созданием информационно-огневой системы, в которой информационное обеспечение КП ЗРС осуществляется всеми наземными и воздушными средствами разведки, а управление пущенными ЗУР осуществляется по собственной информации МФРЛС (ИОС-I);
созданием информационно-огневой системы, в которой информационное обеспечение осуществляется всеми перечисленными выше средствами, но управление пущенными ЗУР осуществляется по внешней информации (ИОС-II);
созданием информационно-огневой системы, в которой информационное обеспечение осуществляется всеми теми же средствами, но управление пущенными ЗУР осуществляется с борта истребителя (ИОС-III).
ИОС-I, II, III могут рассматриваться как этапы создания полномасштабной интегрированной ИОС; в полномасштабной интегрированной ИОС они могут рассматриваться как режимы работы, зависящие от складывающейся обстановки. Общими проблемными вопросами в создании этих систем являются вопросы обеспечения КП ЗРС боевой информацией, отвечающей требованиям точности, дискретности, полноты и времени ее выдачи.
Для ИОС-I эта проблема не является ключевой, так как в ней предусматривается работа ЗРС по собственной информации. Достигнутый же уровень обеспечения наземных пунктов, в том числе КП ЗРС, воздушными средствами разведки и информационными бортовыми средствами истребителей достаточно высок и практически может удовлетворить требованиям КП ЗРС «Триумф» для решения рассматриваемой задачи.
Для ИОС-II основными источниками информации могут оказаться БРЛС истребителей и АК РЛДН. Так, опуская вопросы точности, дискретности и полноты выдачи информации от БРЛС истребителей на КП ЗРС «Триумф», на основании предварительных оценок можно сказать, что по балансу времени стрельба ЗУР на максимальную дальность по информации от истребителей возможна в течение цикла стрельбы ЗУР, и дальности обнаружения атакуемой цели БРЛС практически на максимальных дальностях действия БРЛС. Времена и дальности выдачи информации от истребителей могут быть сокращены в том случае, если атакуемые цели будут вскрыты собственными РЛС ЗРС после пуска ЗУР. Однако такое взаимодействие ИА – ЗРС на данном этапе представляется достаточно сложным, так как до и после пуска ЗУР трудно прогнозировать возможность вскрытия цели собственными средствами разведки ЗРС.
При перехвате целей с малой радиолокационной заметностью, перехвате в условиях помех, целей типа КР при стрельбе за радиогоризонт информационная поддержка со стороны АК РЛДН и истребителей может заключаться в выдаче информации о координатах целей, секторе их полета относительно КП ЗРС, которая может использоваться средствами ЗРС для раннего вскрытия налета, уточнения классов и типов целей и наведения на них ЗУР.
Наиболее сложным оказывается создание ИОС-III, требующее как решения указанных выше проблем, так и проблем управления ЗУР с борта истребителей-перехватчиков. Проблема управления ЗУР с борта истребителей требует решения принципиально новых задач, включающих:
решение задачи подготовки исходных данных для пуска ЗУР по внешней информации;
выбор момента пуска ЗУР;
передачу управления ЗУР системе управления оружием истребителя;
управление ЗУР на траектории с борта истребителя до поражения цели, контроль перехода ЗУР на самонаведение и контроль результатов стрельбы;
обеспечение многоканальности управления.
Ключевые проблемы в направлении реализации ИОС-Ш лежат в области разработки СУО истребителя, его информационно-прицельной системы и БРЛС, системы связи и системы управления ЗУР.
Существует несколько направлений решения этой проблемы в целом.
Полномасштабным и надежным решением ее с точки зрения реализации максимальных боевых возможностей является создание комбинированной системы управления ЗУР, включающей инерциальное управление на начальном участке полета, радиокоррекцию ЗУР на траектории, полуактивное самонаведение и активное самонаведение на конечном этапе. Возможны комбинации в системе управления, но в целом такое решение отвечает ряду требований, присущих интегрированию огневых систем ЗРС – ИА в части управления ЗУР с борта истребителей. Принципиально такая система управления предусматривает точное знание фазовых координат ЗУР на борту истребителя, что может быть обеспечено наличием инерциальной системы на борту ЗУР и системой связи истребитель – ЗУР – истребитель. Целесообразно в системе управления ЗРС проработать вопросы установки высокоточной инерциальной системы на борту ЗУР, а также вопросы реализации полуактивного самонаведения ЗУР при подсветке цели с борта истребителя. Можно ожидать, что наибольшей эффективности и производительности ИОС-III будет достигать при реализации максимальной дальности пуска ЗУР и, соответственно, максимальной дальности БРЛС истребителей, что при организации взаимодействия ЗРС – ИА требует выбора рациональных зон дежурства истребителей.
Процесс взаимодействия ЗРС «Триумф» с ИА при их совместных действиях должен предусматривать значительное участие лиц боевых расчетов КП ЗРС и КП иап (ПН ИА) в распределении усилий подчиненных средств и обеспечении безопасности полетов истребителей в зонах огня ЗРС.
Возможными направлениями повышения эффективности взаимодействия ИА и безопасности действий авиации в зонах поражения перспективной ЗРС «Триумф» являются:
повышение автоматизации процессов работы;
взаимодействие КП ЗРС с несколькими КП авиации и ПН ИА;
расширение объема информации, передаваемой на КП ЗРС.
Реализация предлагаемой концепции создания информационно-огневых систем даст существенный экономический выигрыш, так как позволит сократить затраты на всех этапах жизненного цикла систем, в том числе за счет оптимизации процессов разработки и производства на основе использования передовых конструкторских решений, более глубокой унификации средств. На этапе эксплуатации можно сократить численность личного состава и затраты на оснащение группировок войск за счет устранения лишних звеньев управления и систем автоматизации.
Видео-материал по теме:
Источники информации:
Великолепные наработки. Необходимо параллельно с производством увеличивать надёжность и дальность поражения целей. Компоненты СР необходимо (думаю ничего нового не скажу) выполнять поблочными элементами для возможности их быстрой замены при доработках и совершенствовании. Применение НАНОтехнологий как нами, так и противником будет приводить очень быстро к моральному старению… Самым больным местом поблочности являются контакты. Необходимо в кратчайшие сроки поставить ПВО достаточное количество, так как в средствах нападения противник имеет преимущество, прежде всего в электронном оружии…Гибкие технологии применения.
[Написать ответ на этот комментарий]