Первыми применили вертолеты для разведки минных заграждений американцы во время войны в Корее. В дальнейшем в США на специально оборудованных машинах HSS-1 и HSL-1 фирм Сикорского и «Белл» провели испытания, которые показали, что по сравнению с кораблями-тральщиками вертолеты обладают значительно более высокой маневренностью и скоростью траления, а вероятность их повреждения при подрывах намного ниже. Вместе с тем, обнаружили и недостатки, наиболее существенным из которых посчитали большую зависимость вертолетов от погодных условий. Выработав свои требования, ВМС США заказали в 1963 г. фирме Сикорского переоборудовать 20 SH-3A в винтокрылые тральщики RH-3D.
В СССР в 1955 г. начались испытания опытного Ми-4БТ (буксировщик тралов), который в серию не пошел. В 1960-е гг. на вооружение поступили Ка-25БШЗ (буксировщик шнуровых зарядов), применяемые в реальной боевой обстановке для разминирования Суэцкого канала и Тонкинского залива. При общем положительном эффекте этих операций был выявлен ряд отрицательных моментов, в том числе несовершенство методов и способов траления. В то же время, у «вероятного противника» появились новые морские мины, такие, как глубоководные (до 800 м) «Кэптор» Мк-60, средних глубин (до 300 м) IWDM, мелководные (до 100 м) «Куинстрайк» и SLMM Mk-67, для борьбы с которыми требовалась новая техника.
В 1973 г. один из первых Ми-14ПЛ переоборудовали в БТ. Из всего комплекса противолодочного оборудования и вооружения сохранили только РЛС, индикатор которой переместили на приборную доску второго пилота, так как рабочее место штурмана также упразднили. В задней части освободившейся грузовой кабины разместили систему буксировки и дистанционного управления тралами, сам буксировочный узел установили в проеме специально созданного люка, слева от которого выполнили два дополнительных окна для наблюдения за тралами. Работать с ними предстояло новому члену экипажа -оператору. Турбохолодильную установку системы кондиционирования воздуха вынесли на внешнюю сторону правого борта. Для обеспечения точности траления использовалась САУ-14. Кроме выполнения основной задачи, допускалась буксировка десантных и спасательных лодок.
Госиспытания Ми-14БТ проходили в Кировском. Они начались 23 января 1975 г. и продолжались с перерывами для доработок до 4 мая 1979 г. (ведущий инженер — И.Смородский, ведущий летчик-испытатель — В.Баракин). В процессе ГСИ отработали буксировку обычных и глубоководных, контактного, разомкнутого, соленоидного, акустического, электромагнитного тралов, трала «намагниченная труба», а также укладку шнурового заряда.
Вертолет был рекомендован к запуску в серийное производство и принятию на вооружение. По имеющимся сведениям, в Казани построили 26 Ми-14БТ, с учетом переделанного из Ми-14ПЛ.
В ВМФ СССР вертолеты были распределены между ВВС всех флотов. Экипажам четырех Ми-14БТ из 872-го ОПЛВП довелось применить свои навыки в реальной боевой обстановке. В феврале 1984 г. вертолеты с отстыкованными лопастями были погружены на противолодочный крейсер «Ленинград», которому предстояло отправиться в дальний поход на свою 14-ю боевую службу. Она длилась до 16 июня и проходила в основном у берегов Эфиопии и Йемена. Ми-14БТ летали вместе с Ка-25 с палубы корабля и приняли участие в разминировании акватории Красного моря. После возвращения на Родину многие члены экипажей летающих тральщиков были удостоены государственных наград.
В дальнейшем в ГК НИИ ВВС проводились различные специальные испытания Ми-14БТ. Среди них выделяется программа, проведенная в районе Североморска с 3 февраля по 14 апреля 1984 г., во время которой определялась возможность траления в сложных метеоусловиях при обмерзании буксировочных устройств (летчики-испытатели А.К.Смирнов и Е.Г.Мухин, бортоператор В.В.Бубукин).
Фольксмарине (ВМС ГДР) в 1979 г. получили 9 Ми-14Э и 6 Ми-14БТ. Они поступили на вооружение морской вертолетной эскадры MHG-18 «Курт Бартель», базировавшейся на аэродроме Паров. Так как со времен второй мировой войны в водах Балтики сохранилось немало мин, то немецким Ми-14БТ регулярно приходилось заниматься их тралением. После объединения Германии Вооруженные силы бывшей ГДР прекратили свое существование. На базе MHG-18 была создана новая группа, вошедшая в состав Бундесмарине. Непродолжительное время все шесть Ми-14БТ продолжали использоваться в качестве транспортных и поисково-спасательных, а один Ми-14Э — как учебно-тренировочный. Остальные вертолеты были законсервированы. 20 декабря 1991 г. эксплуатация Ми-14 в Бундесмарине прекратилась. Два вертолета немцы продали в США, где они прошли тщательные испытания. Еще 9 машин в 1993 г. приобрела фирма «Аэротек», а остальные 3 были переданы музеям.
ЛТХ Ми-14ПС
Экипаж, чел. 4
Диаметр главного винта, м 21,29
Диаметр хвостового винта, м 3,91
Длина, м 18.38
Высота, м 6.93
Масса пустого вертолета, кг 8821
Масса нормальная взлетная, кг 13400
Масса максимальная взлетная, кг 14000
Внутреннее топливо, л 3795
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 215
Практическая дальность, км 1200
Практический потолок, м 4000
Статический потолок, м 1600
Полезная нагрузка до 19 чел. или 3000 кг груза
Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность одного, кВт
1 ГТД ТВ3-117М 2 1950
Дополнительная информация
Базовое применение Поисково-спасательный
Конструктор
Начало разработки 1970
Построен 1974
1-й полёт 1974
Начало гос. испытаний 1974
Принят на вооружение 1979
Выпуск Серийная модификация
Произведено
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
Сергей
2009-11-25 at 19:55
На фото: вертолеты-спасатели Ми-14ПС, но статья-то о Ми-14БТ… также, как в статье о Ка-29 вставлено фото Ми-8. Видно, в авиации авторы не служили, отсутствует пооперационный контроль за исполнителем)))).
gluuzd
2011-08-21 at 15:42
согласен с Сергеем. ТТХ вертолета взяты с потолка, хотя РЛЭ у каждой модификации разная. Рекомендую пользоваться Википедией, там ТТХ внесены из Руководств