В середине шестидесятых годов Военно-морской Флот СССР ощутил острую необходимость в специализированном противолодочном вертолете, построенном на базе хорошо зарекомендовавшей себя машины. В 1967 году такой вертолет был создан. Им стал Ми-14, построенный на базе вертолета Ми-8, но оснащенный более мощными двигателями ТВЗ-117. Фюзеляж Ми-14 выполнен по типу «амфибия» с двумя поплавками бочкообразной формы по бокам. Существенным отличием Ми-14 от других вертолетов является универсальность рулевого винта, с помощью которого осуществляются как воздушные, так и морские маневры, включая развороты на плаву. Ми-14 может выполнять боевые задачи по высадке морского десанта. Оборудование вертолета такое же, как и Ми-8, но отличается наличием многорежимной РЛС и буксировочно-загрузочного устройства. Торпеды и глубинные бомбы, которыми вооружен вертолет, могут быть размещены как на наружной подвеске, так и в специальном оружейном отсеке.
На Ми-14ПЛ установлены РЛС 12-М, опускаемая гидроакустическая станция «Ока-2», магнитный обнаружитель АПМ-60, КВ радиостанция Р-842-М, УКВ радиостанция Р-860, радиовысотомер РВ-З, радиокомпасы АР К-9 и АРК-У2, доплеровский измеритель ДИСС-15, автопилот АП-34Б, система автоматического управления САУ-14. Ми-14ПС несет 10 спасательных плотов на 20 мест каждый, спасательную лебедку, способную одновременно поднять трех человек, оснащен прожекторами.
Выпущено несколько модификаций Ми-14. Вертолеты поставлялись в государства Варшавского договора, на Кубу и Ливию.
ЛТХ Ми-14ПЛ
Экипаж, чел. 4
Диаметр главного винта, м 21,29
Диаметр хвостового винта, м 3,91
Длина, м 18.30
Высота, м 6.93
Масса пустого вертолета, кг 8902
Масса нормальная взлетная, кг 13000
Масса максимальная взлетная, кг 14400
Внутреннее топливо, л 3795
Максимальная скорость, км/ч 230
Крейсерская скорость, км/ч 215
Практическая дальность, км 970
Радиус действия, км 200
Практический потолок, м 4000
Статический потолок, м 1600
Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность одного, кВт
1 ГТД ТВ3-117М 2 1950
Авиационные средства поражения
Вариант Тип Модель Масса, кг Кол-во Нагрузка, кг
1 Противолодочные торпеды и глубинные бомбы 3000
Дополнительная информация
Базовое применение Противолодочный
Конструктор Миль М.Л.
КБ ОКБ Миля
Индекс КБ В-14
Индекс ВС >Ми-14
Заводы №387
Начало разработки 1965
Построен 1969
1-й полёт 1969
Начало гос. испытаний 1971
Принят на вооружение 11.05.1976
Выпуск Серийный
Произведено 273
Модификации
Модель Описание
В-14 (В-8Г) Прототип. Отличался двигателями ТВ2–117 (позже земенены на ТВ3–117М). В 1967–1971 годах изготовлено 6 вертолётов (переоборудованы из серийных Ми-8Т).
В-14ПС Прототип поисково-спасательного вертолёта. Переоборудован в 1974 году из серийного Ми-14ПЛ.
В-14Р Летающая лаборатория для испытаний ГАС «Рось-В».
В-14Э Экспортный. Отличался составом оборудования.
Ми-14ПЛ Основная противолодочная модификация.
Ми-14ПЛМ Модернизированный противолодочный. Отличался поисково-прицельным комплексом «Осьминог». В состав вооружения включены торпеды «Орлан» и «Колибри». Разработан в 1973-1975 годах. Выпускался с 1979 года.
Ми-14БТ Буксировщик минных тралов. Отличался отсутствием противолодочного оборудования и вооружения, системой буксировки в задней части грузовой кабины, тралами дистанционного управления, дополнительными иллюминаторами в хвостовой части фюзеляжа. Разработан в 1973 году. Принят на вооружение в 1979 году
Ми-14ПС Поисково-спасательный вертолет без противолодочного оборудования и вооружения; имеет кабину, в которой может размещаться 10 пострадавших, кабина снабжена большими сдвижными дверьми с обоих бортов, над дверью с левого борта установлена спасательная лебедка, способная поднять на тросе с сеткой одновременно трех пострадавших; в носовой части вертолета снизу расположены поисковая РЛС и прожекторы, с вертолета могут быть спущены 10 спасательных плотов ВАС-5M-3, на каждом из которых может разместиться 20 пострадавших; эти плоты с пострадавшими могут буксироваться вертолетом.
Ми-14ПЖ «Элиминатор» Пожарный. Разработан в 1993 году совместно с германской фирмой «Аэротех» на базе Ми-14БТ.
Ми-14П Пассажирский вертолет-амфибия для обслуживания нефтеразработок на Каспийском шельфе, построен в 1995 г. по заказу авиакомпании Азербайджана; рассчитан на перевозку 20 пассажиров в кабине.
Ми-14ГП Грузо-пасажирский. Разработан в 1981 году. В 1995 переоборудован 1 вертолёт для авиакомпании «Конверсавиа».
Ми-14PW Ми-14ПЛ в польской эксплуатации.
Видео-материал по теме:
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
raviy
2008-02-03 at 06:45
Просмотрел сайты имеющихся разработок. Поражён и удивлён, что в условиях существующей в мире враждебности и русобии (осонно янки) в отношении России в армии нет достаточного вертолётов различных целевых назначений. Обладая самыми богатыми в мире ресурсами, необходимо иметь надёжные, эффективные средства защиты. И помнить что на мир надейся, а готовся к войне (parabelum). Угроза распада страны существует и нас всегда будут пытаться уничтожить! Мощь, сила, мобильность, быстрое реагирование армии-должно стать стратегией защиты наших интерессов в любой точке земного шара.! В силу сложившейся геополитического положения иного нам просто не дано!!