В 1953 году начались заводские летные испытания вертолета противолодочной обороны Ми-4ПЛО (заводское обозначение «ВМ»). В его носовой части установили поисковую РЛС «Курс» (позже «Курс-М»- Ми-4МР). Пулеметную установку демонтировали, а подфюзеляжную гондолу оснастили дополнительным остеклением и разместили в ней место штурмана-оператора. В фюзеляже расположили дополнительный топливный бак и гидроакустическую станцию «Баку». На борту имелось радионавигационное оборудование для полетов над морем и спасательная лодка ЛАС-5М-2. Вооружение состояло из глубинных бомб, подвешивавшихся снаружи по бортам фюзеляжа, или 18 гидроакустических буев, сбрасывавшихся через люк в полу грузовой кабины. Два вертолета прошли испытания на море, и в конце 1954 г. эту модификацию приняли на вооружение под наименованием Ми-4М. Серийные вертолеты оснащались магнитометром АПМ-56, позже замененным на АПМ-60, и прицелом ОПБ-1С.
В 1955 г. Ми-4М подготовили для работы в качестве тральщика морских мин (Ми-4БМТ). В 1956 г. под Феодосией его испытали в этом амплуа, после чего рекомендовали оснастить надувными баллонетами для посадки на воду, что и было сделано в 1957–1958 гг. Созданный в 1957 г. вариант с опытной гидроакустической станцией «Рион» имел заводское обозначение Ми-4РИ. Много лет Ми-4М широко применялись в авиации ВМФ СССР. В ходе эксплуатации машина модернизировалась, в частности, РЛС «Курс-М» заменили на «Рубин-В», а на экспортном варианте (Ми-4МЭ) — на РБП-4 г. Испытания Ми-4МЭ прошли в 1964 г., после чего началась его поставка в дружественные СССР страны.
ЛТХ Ми-4М
Экипаж, чел. 2
Диаметр главного винта, м 21,00
Длина, м 26,80
Высота, м 4,40
Масса пустого вертолета, кг 5100
Масса нормальная, кг 7150
Масса максимальная взлетная, кг 7550
Макс. скорость, км/ч 185
Крейсерская скорость, км/ч 140
Дальность действия, км 500
Практический потолок, м 5500
Статический потолок, м 2000
Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
1 ПД АШ-82В 2 1250
Авиационные средства поражения
Вариант Тип Модель Масса, кг Кол-во Нагрузка, кг
1 Бомбы глубинные
Дополнительная информация
Базовое применение Противолодочный вертолет
Конструктор Миль М.Л.
КБ ОКБ Миля
Индекс КБ ВМ
Индекс ВС Ми-4М
Построен 1953
1-й полёт 1953
Начало гос. испытаний 1953
Принят на вооружение 1954
Выпуск Серийная модификация
Произведено
Модификации
Модель Описание
Ми-4БМТ В 1955 г. Ми-4М подготовили для работы в качестве тральщика морских мин (Ми-4БМТ). В 1956 г. под Феодосией его испытали в этом амплуа, после чего рекомендовали оснастить надувными баллонетами для посадки на воду, что и было сделано в 1957-1958 гг.
Ми-4МЭ Экспортный вариант. РЛС «Курс-М» заменена на РБП-4Г. Испытания Ми-4МЭ прошли в 1964 г., после чего началась его поставка в дружественные СССР страны
Ми-4МO Модификация 1963 г., один из 3 вертолётов, составлявших комплекс ПЛО: поисковый с гидроакустической станцией «Ока».
Ми-4МС Модификация 1963 г., один из 3 вертолётов, составлявших комплекс ПЛО: поисковый с телепеленгатором первоначального обнаружения «Сура» (обнаружение цели по кильватерной струе).
Ми-4МТ (Ми-4Т) Модификация 1963 г., один из 3 вертолётов, составлявших комплекс ПЛО: ударный, на котором отсутствовала поисковая РЛС, но имелся контейнер для авиационной торпеды и бомбодержатель к БД-3-25М
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”