Бронетранспортер БТР-40 был создан в Горьком конструкторским бюро под руководством В.А. Дедкова и принят на вооружение в 1950 году. Серийный выпуск машин осуществлялся с 1950 по 1958 год на Горьковском автозаводе.
Бронетранспортер разрабатывался с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Он имел компоновочную схему с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и с кормовым размещением десанта. Силовую раму заменял несущий корпус машины, к которому крепились все узлы и агрегаты. Это позволило снизить общую высоту. Корпус имел две боковые дверцы для командира и водителя и одну заднюю для десанта.
Вооружение БТР-40 составлял 7,62-мм пулемет Горюнова CГМ, который мог быть установлен на бортовых кронштейнах, на корме, или на трубчатой штанге, увеличивающей жесткость корпуса. Сварной корпус, открытый сверху, изготавливался из броневых листов толщиной 6-8 мм.
В качестве средства связи использовалась радиостанция 10-РТ-12.
Карбюраторный двигатель ГАЗ-40 имел повышенную мощность по сравнению с двигателем базового автомобиля ГАЗ-63. В передней части бронетранспортера была установлена лебедка, имевшая трос длиной 75 м и рассчитанная на силу тяги 4500 кгс. Доступ к лебедке обеспечивался через бронелюк.
В 1969 году были проведены испытания БТР-40 ж.д. с навесным оборудованием комбинированного хода. Бронетранспортер оснащался стальными катками с внутренними ребордами, укрепленными на откидных рычагах спереди и сзади корпуса. Установка этого оборудования обеспечивала устойчивое движение машины по рельсовой колее со скоростями до 65 км/ч, а также возможность буксировки однотипного бронетранспортера. Постановка машины на рельсы и снятие ее с пути осуществлялись в течение 5-10 минут командой из двух человек с помощью двух переносных аппарелей. Установленное навесное оборудование не оказывало существенного влияния на проходимость и скорость движения машины по грунтовым дорогам.
С 1951 года базе БТР-40 выпускался БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2, установленной в десантном отделении и состоящей из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ. Максимальный угол возвышения установки +90°, угол снижения — 5°. Боевая скорострельность 170 выстрелов в минуту. Боекомплект составлял 1200 патронов. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел, а для стрельбы по воздушным — коллиматорный. Экипаж бронетранспортера состоял из 4 человек.
В 1956 году был разработан бронетранспортер БТР-40Б с закрытым броневым корпусом, который был принят на вооружение в 1958 году и выпускался до 1960 года.
Крыша корпуса изготовлялась из броневых листов с двумя люками, закрываемыми двухстворчатыми дверцами. В десантном отделении размещалось 6 человек. В бортах корпуса имелось по две амбразуры для стрельбы из оружия десанта. В связи с введением броневой крыши пулемет СГМБ устанавливался на переднем или заднем кронштейне корпуса. Стрельба из пулемета была возможна только при открытых люках.
На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ. Она отличалась от базовой машины установкой дополнительного оборудования для проведения радиационной и химической разведки.
В 1957 году была выпущена небольшая партия машин, получивших наименование БТР-40В, с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах. Подвод воздуха к каждому колесу осущесвлялся снаружи, через ступицу.
Источники информации