Новости России

Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100
Вход Контакты

Бронетранспортер БТР-90 Росток


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Голосов: 7)

Loading ... Loading ...
1 комментарий // Версия для печати Версия для печати // Отправить по почте знакомым Отправить по почте знакомым

Бронетранспортер БТР-90 Росток

Несмотря на финансовые трудности нашего военно-промышленного комплекса, за последнее десятилетие на вооружение ВС РФ принято немало образцов бронетехники: танк Т-90, БМП-3, успешно конкурирующая на мировом рынке с «собратьями» из других стран, и ряд других боевых машин. Особняком в этом ряду стоит только что созданный бронетранспортер БТР-90. Еще не принятый на вооружение, он стал непременным участником международных и российских выставок военной техники, неизменно получая высокую оценку специалистов, как принципиально новый образец – представитель первого поколения «тяжелых» бронетранспортеров. Чтобы понять идею новой машины, надо заглянуть в недалекое прошлое. В 1984 г. на вооружение Советской Армии был принят БТР-80, выпускаемый до сих пор. Этот очень удачный бронетранспортер заслуженно любят и уважают в армии, но его комплекс вооружения и защита уже не отвечают современным требованиям. Поэтому в конце 80-х гг. появился результат его радикальной модернизации – БТР-80А. Он получил новую башню с 30-мм пушкой 2А72 и спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ. Предшественники же этой машины, начиная с БТР-60ПБ, имели комплекс вооружения со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ. В начале 70-х гг. для БТР-70В. была разработана башня с увеличенным до 60° углом подъема пулеметов для стрельбы по зенитным целям. Затем, в начале 80-х, появилась башенно-пулеметная установка БПУ-1 со специальным зенитным прицелом 1ПЗ-2, которая и является с 1984 г. основным вооружением БТР-80.

Сам пулемет КПВТ, разработанный в середине 40-х гг. (в виде КПВ-44), остается весьма опасным оружием для легкобронированых машин, но его мощности уже недостаточно против современных боевых машин стран НАТО. Поэтому на БТР-80 и была использована 30-мм пушка 2А72, которая вообще не оставляет им шансов уцелеть. Новое орудие разработано в тульском КБП под руководством А. Шипунова на базе хорошо известной пушки 2А42, применяемой на боевых машинах БМП-2, БМД-2/3, а также вертолетах Ми-28 и Ка-50. Стремясь упростить и удешевить производство, конструкторы КБП сумели, сохранив практически те же технические характеристики и баллистику нового орудия, уменьшить количество его деталей на 30%. Конструкция новой башни позволяет вести стрельбу на углах возвышения до 70° для борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами на дальностях до 4 000 м. Бронебойно-трассирующий снаряд (патрон ЗУБР 6) на дальности 1 000 м пробивает бортовую броню германского танка Leopard 1A4. Очередь из восьми выстрелов проламывает лобовую 120-мм броню. Эти неутешительные для бундесвера данные были получены при отстреле реальных «Леопардов» на одном из советских полигонов. В итоге по сравнению с БТР-80 боевая эффективность БТР-90 повысилась в 1,5-2 раза, причем размещение оружия за пределами обитаемого отсека уменьшило загазованность последнего во время стрельбы. Ночной прицел ТПН-3-42 «Кристалл» (тоже новинка на БТР, поскольку прицел танковый) позволяет вести стрельбу на дальности до 900 м.

Бронирование семейства БТР-80 (лоб – 12 мм, борт – 8) также престало соответствовать современным требованиям. Прорабатывались и частично реализовывались различные варианты усиления его защиты: дополнительные броневые листы, противокумулятивные решетки и даже динамическая защита. Но все эти меры снижали ходовые характеристики машины. Поэтому в начале 80-х гг. родилась тема «Росток» – концепция новой машины, в которой граница между терминами «бронетранспортер» и «боевая машина пехоты» почти стерлась. Необходимость нового БТР подтвердилась, когда стало ясно, что более мощное оружие, чем автоматическая пушка, разместить на старом не удастся из-за ограничений по массе нагрузки и внутреннему объему. Заложенный конструкторами новой машины большой резерв по внутреннему объему и грузоподъемности позволил размещать на ней более тяжелые комплексы вооружения (как, например, боевое отделение БМД-3У «Бахча-У», 125-мм противотанковую пушку «Спрут-К», 120-мм самоходное артиллерийское орудие «Вена», зенитный ракетно-пушечный комплекс «Роман», противотанковый комплекс «Корнет» и т.д.) и одновременно усилить защиту до уровня современных БМП – от снарядов малокалиберной артиллерии и осколков крупнокалиберных снарядов. Возможна установка дополнительного бронирования, а также системы пассивной (динамической) и активной защиты, которые практически на 100% обеспечат защиту БТР от противотанковых гранатометов и управляемых ракет противника.

В качестве носителя основного вооружения взят модернизированный боевой модуль от БМП-2 с 30-мм скорострельной автоматической пушкой 2А42 и боекомплектом в 500 выстрелов. Автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя» в броневом кожухе слева на башне, с солидным боекомплектом в 400 выстрелов ВОГ-17/17П («прыгающих») дополняет возможности БТР по борьбе живой силой. Если добавить сюда спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и два пулемета ПКМ в десантном отделении, имеющие секторы обстрела по бортам, то в сумме получается «море огня». Боевые возможности машины расширяет стабилизатор пушки и пулемета, позволяющий вести прицельный огонь на скорости до 25-30 км/ч. Для борьбы с бронироваными целями в боевом отделении БТР имеются четыре ПТУР 9М113М «Конкурс», давно снискавшие славу у нас и за рубежом за свою надежность и высокую эффективность. Для их запуска служит установка 9П135 на крыше башни, но можно использовать противотанковый комплекс и с грунта, с помощью переносной пусковой установки с тем же индексом, закрепленной сверху десантного отделения.

Прицельный комплекс командира и наводчика обеспечивает ведение огня днем и ночью. Для подсветки целей ночью вместо лампового инфракрасного прожектора используется квантовый прибор подсветки, значительно снижающий вероятность обнаружения тепловизионными средствами противника. А на последнем пред-серийном образце у командира установлен усовершенствованный комбинированный прибор наблюдения ТКН-АМ с собственной квантовой системой подсветки, дополнительно служащей и лазерным дальномером, определяющим расстояния от 30 до 3 000 м. Несмотря на приличный для своего класса вес (20,8 т), БТР-90 обладает удельной мощностью 24,3л.с./т, что при наличии гидромеханической трансмиссии, многотопливного дизельного двигателя с турбонаддувом, автоматической гидромеханической реверсивной коробки передач, независимой подвески всех колес с полным приводом, делает его очень подвижным и маневренным на поле боя. По сравнению с БТР-80 вдвое уменьшился радиус поворота – опять-таки за счет реверсивной трансмиссии, обеспечивающей одинаковые скорости вперед и назад; кроме того, стали возможны повороты на месте, «по-танковому», что очень актуально при ведении боевых действий в городе. Максимальная скорость БТР-90 – 100 км/ч. Как показали многочисленные испытания в самых различных условиях, он с успехом конкурирует по средней скорости на пересеченной местности с самым «шустрым» нашим танком Т-80У, прозванным за рубежом «летающим».

В отличие от прежних образцов, где механик-водитель управлял машиной только изнутри, видя местность через приборы наблюдения (боевое положение) или открытые бронешторки (походное положение), БТР-90 в походном положении можно вести, высунув голову наружу – за счет регулировки высоты сидения; естественно, это значительно увеличило обзор при маневрировании. Причем в непогоду предусмотрен специальный защитный брезентовый колпак, у которого стекло имеет электрообогрев и пневмоочистку. Шины БТР обеспечивают нормальное передвижение при получении до 50 пулевых пробоин, а в аварийном режиме возможно движение на полностью спущенных шинах. Впечатляет запас хода на одной заправке по дорогам с твердым покрытием: не менее 800 км. Отличными оказались и водоходные качества машины. Скорость на воде, за счет двух водометных движителей, составляет 9-10 км/ч. Как показали морские испытания, волнение в 3 балла для БТР-90 не является препятствием. Кстати, в ходе этих испытаний с одной машиной произошел невероятный, совершенно неправдоподобный случай: она утонула – но как! По рассказу испытателей, принявших купание вместе с БТР в прохладной морской воде, он шел по берегу, как вдруг словно рука самого Нептуна задержала его на месте, а потом и вовсе стала постепенно затягивать в пучину…

Оказалось, что колеса машины запутались в расстеленные рыбацкие сети, которые, наматываясь на колеса, и утянули его на дно. Чтобы достать со дна моря 21 -тонную перевернутую машину, пришлось, мягко говоря, приложить немало усилий. Конечно, подобные «погружения» дорого обходятся сухопутным машинам. Соленая вода находит место во всех механизмах и системах, нанося им серьезный урон. Пострадали, разумеется, и «электронные мозги» – бортовая информационная система. Часть ее пришлось заменить. И тем не менее, уже через две недели БТР-90 с тем же бортовым номером ровно урчал на бетонной трассе, оставляя за собой сотни пройденных километров. Большое внимание уделили создатели машины удобству членов экипажа и десанта. Так, в предыдущих образцах практически отсутствовало внутреннее разделение на боевое, десантное и отделение управления, что создавало предпосылки для заброневого поражения осколками всего экипажа. В новой машине, за счет применения боевого модуля от БМП-2, такое разграничение уже налицо. При этом общий внутренний забронированный объем значительно увеличен. Мощная система обогрева вполне достаточна даже при – 50°С за бортом. Наконец, БТР-90 может оснащаться и кондиционером, способным в любой зной обеспечить внутри машины нормальную температуру. В итоге условия для экипажа и десанта станут гораздо более комфортабельными, а значит – уменьшится утомляемость бойцов, что является далеко не последним фактором боеспособности. В настоящее время новая российская машина, как первая в своем классе, практически не имеет достойных конкурентов. Если БТР-90 по сути уже завершает войсковые испытания, то его зарубежные аналоги только-только выходят из стадии полнонатурных макетов.

Наиболее продвинутыми в этом отношении можно считать швейцарскую машину (8 * 8) «Пиранья-4″ и объединенный германо-британско-французский проект GTK/MRAV/VBCI. Однако они, при значительно большем весе – 24 и 32 т соответственно, – обладают гораздо меньшей защищенностью. Так, швейцарская машина без дополнительного бронирования способна противостоять в лобовой проекции только пулям калибра 14,5 мм, тогда как российский образец способен выдержать 23-мм снаряды с расстояния 500 м. Конкуренты БТР-90 не плавают, имеют большие показатели давления на грунт (140 и 180 кРа соответственно против 90-110), в подвижности и запасе хода уступают в среднем в 1,5 раза, а по огневой мощи – в 1,2 раза (при установке боевого модуля «Бахча-У» – в 2,8 раза). Тем не менее, и у нашей машины, при всех ее прекрасных данных, есть еще проблемы, над которыми работают конструкторы. Но ничто новое – и притом лучшее! – легко не дается. Как тут не вспомнить историю создания БМП-3. Сейчас она успешно конкурирует на международном рынке со своими зарубежными прототипами, превосходя их по многим параметрам – а ведь сначала, воплотившись из чертежей в металл, она «не хотела» ни стрелять, ни двигаться, и лишь благодаря кропотливому труду многих сотен людей, ее создавших, стала именно боевой машиной. Думается, и у БТР-90 впереди такая же славная и долгая жизнь.

Одной из последних российских разработок в области колесных боевых машин стал бронетранспортер БТР-90 (ГАЗ-5923), разработанный в Нижнем Новгороде в начале 90-х годов и в настоящее время проходящий испытания. Опытный образец машины собран на Арзамасском машиностроительном заводе в начале 1994 года, а бронекорпус для нее был сварен в Челябинске в сентябре 1993 г. БТР-90 отличает новая компоновка и усиленное вооружение, соответствующее гусеничной боевой машины пехоты БМП-2. Разработанный нижегородскими конструкторами ОАО «ГАЗ» бронетранспортер напоминает несколько увеличенный БТР-80, однако имеет большие размеры и массу. Грузоподъемность машины возросла до 7 т, а внутренний объем – до 12 м.куб. Сварной корпус выполнен из бронелистов увеличенной толщины, что, в сочетании с рациональными углами их наклона, обеспечивает надежную защиту от крупнокалиберных пуль и осколков артиллерийских снарядов. Значительно усилена противоминная защита бронетранспортера, выполненная с учетом опыта применения бронетехники в афганской войне. В частности, днище машины имеет V-образную форму, более стойкое к воздействию ударной волны, чем традиционное плоское. Машина оснащена системой коллективной защиты боевого расчета (10 человек) от воздействия ударной волны ядерного взрыва, проникающей радиации, радиоактивной пыли, бактериологического оружия и отравляющих веществ. Для использования в регионах с жарким климатом БТР-90 может оснащаться кондиционером.

В передней части корпуса слева расположено сиденье водителя, а справа – старшего стрелка. Для вождения машины водитель располагает пятью наблюдательными перископическими приборами, обеспечивающими обзор по азимуту в пределах 180°. Два аналогичных прибора имеются у старшего стрелка. При движении на марше сиденье водителя может подниматься, при этом в плохих погодных условиях над водительским местом может устанавливаться защитный колпак, полностью закрывающий проем люка. Командир машины вместе со стрелком-наводчиком располагаются во вращающейся башне. Для ведения огня из их штатного оружия в бортах имеется по три бойницы с шаровыми опорами, которые закрываются герметическими бронезаслонками. Конфигурация передних бойниц, обеспечивающих возможность ведения огня и из ручных пулеметов РПК, позволяет стрелять вперед под углом в 45° к оси машины. Еще одна бойница расположена справа в передней части корпуса. Вторая по счету пара бойниц прорезана на верхних половинах двухстворчатых люков, служащих для посадки и высадки десанта. Нижние половины люков, как и у БТР-80, в откинутом положении облегчают покидание бронетранспортера на ходу, однако размеры самих люков больше, чем у предшественника. Используя половины люков как подножки, пехотинцы, стоящие в них, могут вести огонь из ПЗРК «Игла» или гранатометов.

БТР-90 оснащен многотопливным дизельным двигателем Челябинского завода с жидкостным охлаждением с турбонаддувом. Мощность дизеля, расположенного в корме машины, 510 л.с. Доступ к двигателю возможен как изнутри машины, так и через два крупногабаритных люка на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Для предотвращения поражения зажигательными боеприпасами радиатор, расположенный у заднего броневого листа, защищен специальными крышками. В задней части машины находятся топливные баки, заправочные горловины которых выведены в кормовой лист. Для движения на плаву используются два водометных движителя. Коробка передач – автоматическая гидромеханическая реверсивная. Поток мощности от двигателя распределяется на два параллельных потока по бортам машины. Посредством гидрообъемной передачи обеспечивается разность скоростей вращения по бортам, что позволяет в дополнение к повороту четырех передних колес выполнять разворот «по-танковому». В результате удалось вдвое уменьшить радиус поворота БТР-90 по сравнению с предшествующими машинами. В сочетании с возможностью движения БТР вперед и назад с одинаковой скоростью за счет реверсивной КПП удалось весьма существенно увеличить его маневренные характеристики. Независимая торсионная подвеска всех колес на поперечных рычагах за счет большого хода, энергоемких телескопических гидроамортизаторов и широкопрофильных пулестойких шин с системой централизованного регулирования давления обеспечивает возможность движения по пересеченной местности со скоростью более 50 км/ч. При этом машина сохраняет подвижность даже при полном повреждении четырех из восьми колес.

БТР-90 – первый отечественный бронетранспортер, оснащенный бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), обеспечивающей автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также контроль и диагностику основных систем машины. Опытный образец бронетранспортера оснащен мощным вооружением, включающем 30-мм автоматическую пушку 2А42 (боекомплект 500 патронов), 7,62-мм пулемет ПКТ (2 000 патронов), 30-мм гранатомет АГС-17 (смонтированный снаружи башни, боекомплект – 400 выстрелов), а также ПТРК «Конкурс» (четыре ракеты с полуавтоматическим наведением по проводу). Углы наведения оружия по вертикали – -5/+75°, по горизонтали – 360°. Наводчик-оператор имеет комбинированный (дневной и ночной) прицел БПКЗ-42, а командир – дневной прибор наблюдения 1П-13. По требованиям зарубежных заказчиков допускается возможность оснащения машины прицелом наводчика-оператора БПК-М с французским тепловизионным модулем фирмы SAT. Боевое отделение стабилизировано в двух плоскостях, что обеспечивает возможность ведения огня с места и в движении. ПТРК обеспечивает возможность борьбы с танками на дальности до 4 000 м, вертолеты могут поражаться пушечным огнем на дальности до 2 000 – 2 500 м, а живая сила и небронированные транспортные средства – на 4 000 м. Однако установленный на опытном образце бронетранспортера комплект вооружения, очевидно, следует рассматривать лишь как временный.

Вполне логичным представляется оснащение БТР-90 боевым отделением «Кливер», разработанным для модернизации гусеничных машин БМП-1 Тульским КБ приборостроения (прежде чем занять свое место в корпусе БМП-1, это боевое отделение прошло испытания на БТР-80). В состав «Кливера» входит новая 30-миллиметровая пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКМТ и новый серийный ПТРК «Корнет» с четырьмя ПТУР 9М133. Рассматриваются варианты оснащения БТР-90 боевым отделением, заимствованным у БМП-3. Модернизированный вариант этого БО включает 100-мм гладкоствольное орудие, способное вести огонь как неуправляемыми осколочно-фугасными снарядами повышенной эффективности, так и новыми ПТУР 9М 117М1 «Аркан»; 30-мм автоматическую пушку 2А72 (в боекомплект которой входит усовершенствованный подкалиберный бронебойный снаряд), а также 7,62-мм пулемет. Новая система управления огнем включает тепловизор с дальностью действия до 5 000 км. Сообщалось о возможности создания на базе БТР-90 самоходного 120-мм орудия (вероятно, речь идет о модификации автоматизированной системы 2С31 «Вена», способной вести огонь корректируемыми снарядами «Китолов-2М»), противотанкового самоходного орудия, ЗРК и противотанковых комплексов. Одна из опытных машин оснащена дополнительной накладной броней, защищающей корпус

Источники информации:

https://topgun.rin.ru


1 Коммент

  1. Klerkon:

    Бронетранспортер этот, конечно, очень хороший, намного превосходит по своим возможностям всех своих предшественников. Однако вряд ли российские военные, традиционно оснащаемые новой техникой по остаточному принципу, в ближайшее время получат его. Пока что, по официальным сообщениям, в российские Вооруженные Силы намерены поставлять только какие-то «БТР-82″, которые на проверку оказываются все теми же чуть усиленными БТР-80, т.е. техникой уровня 1980-х годов. Зато Малайзии, Эмиратам и пр. денежным иностранным заказчикам новый «Росток», возможно, и достанется.

    [Написать ответ на этот комментарий]

Обсуждение данной записи


© 2007-2021 Военный портал ·
Яндекс.Метрика --> Яндекс.Метрика