Командно-штабная машина (КШМ) Р-142Н
Вооруженные силы любой страны состоят из множества родов войск. Это и сухопутные войска, и авиация, и флот. Однако для их успешного взаимодействия между собой во время вооруженных конфликтов, да и в мирное время тоже, нужно оперативное управление войсками. Именно этой цели и служат войска и подразделения связи. Как у каждого специализированного рода войск, у войск связи имеется своя специальная техника.
В сухопутных войсках для боевого управления уровня полк (бригада) – дивизия, за исключением специализированных машин управления ракетными и артиллерийскими подразделениями, используются командно штабные машины (КШМ). Для управления более низкого уровня (внутри батальона) существуют машины управления, такие как БТР-60ПБК, БТР-60ПУ, БМП-1/2К и т.п.
Разработкой и производством командно штабных машин в Советском союзе занималось объединение «Радиоприбор». В далекие 50-е годы прошлого века конструкторские службы завода «Радиоприбор», а позже с организацией зокбр, а дальше зниирса – стали единственными в стране специалистами по разработке комбинированных радиостанций и командно-штабных машин на различных транспортных базах. Позже завод «Радиоприбор» и завод «Спутник» монополистами в их производстве. После распада Советского союза предприятия, выпускающие командно штабные машины, остались на Украине. В последние годы производство этой техники сведено до минимума, несмотря на то, что она востребована не только на самой Украине, но и в сопредельных государствах. В Российской Федерации в конце девяностых годов начали производить ремонт и модернизацию командно штабных машин в г.Тамбове.
Ярким представителем плеяды комбинированных радиостанций является комбинированная радиостанция Р-142Н, смонтированная в кузове автомобиля ГАЗ-66. Она так же монтировалась для выполнения боевых и особо опасных заданий, для участия в боевых действиях в демократической республике Афганистан на базе бронетанковой техники. Для этого применялись БТР-60, БТР-80, БМП-1, БМП-2, бмд. Для управления войсками с воздуха и ретрансляции радиосигналов использовался специально оборудованный вертолет МИ-8.
Комбинированная радиостанция Р142Н предназначена для обеспечения управления войсками и организации связи в оперативно-тактическом звене управления батальон –полк – дивизия, в движении (примерно 40 км\ч) и на стоянке, как автономно, так и в составе узла связи.
Аппаратура Р-142Н обеспечивает симплексную радио-телефонную связь в открытом и закрытом режиме. Так же имеет возможность ведения радио-телефонной связи с выносного телефонного аппарата типа ТА-57 по линии до 500 м. от Р-142Н. Плюс ведение телеграфной связи.
Командно штабная машина Р-142Н может работать как в УКВ, так и в КВ диапазонах. Обеспечивает совместную работу с радиостанциями средней и большой мощности, такими как «Полюс», Р-140, Р-161А2, ПС и другими.
Аппаратура командно штабной машины установлена в металлическом отапливаемом кузове на транспортной базе автомобиля ГАЗ-66 и обеспечивает ведение радиосвязи при температуре окружающей среды от –40 до +50°С и относительной влажности окружающего воздуха 98 % при температуре 40 °С.
В условиях среднепересеченной местности в любое время суток и года на частотах, свободных от радиопомех, выбранных в соответствии с применяемой антенной, радиостанции обеспечивают прием и передачу информации на различные расстояния.
В состав оборудования командно штабной машины Р-142Н входит:
- радиостанция Р-111 (РС-1 и РС-2) – 2 шт.;
- блок питания радиостанции Р-111 (БП-УМ) – 2 шт.;
- согласующее антенное устройство радиостанции Р-111 – 1 шт.;
- радиостанция Р-130М (РС-3) – 1 шт.;
- блок питания радиостанции Р-130М (БП-260) – 1 шт.;
- выносное согласующее устройство – 1 шт.;
- радиостанции Р-130М (ВСУ-А) – 1 шт.;
- блок согласования – 1 шт.;
- блок регулировки – 1 шт.;
- радиостанция Р-123МТ (РС-4) – 1 шт.;
- блок питания радиостанции Р-123МТ (БП-26) – 1 шт.;
- телефонный аппарат ТА-57 – 2 шт.;
- антенна зенитного излучения (ази);
- бензоэлектрический агрегат (АБ-1/О12);
- генератор отбора мощности (габ);
- аппаратура засекречивания (Т-219 «Яхта»);
- аппаратура определения свой – чужой «Вишня»;
- штыревая антенна 3 – 4 метра (АШ 3- 4);
- комбинированная штыревая антенна на 11 метровой мачте;
- диполь.
Всю аппаратуру и оборудование командно штабной машины можно разделить в зависимости от исполняемых функций на:
- аппаратуру связи;
- антенные устройства;
- аппаратуру коммутации и управления радиостанциями;
- блоки энергоснабжения радиостанций и коммутационного оборудования;
- электрооборудование кузова.
Экипаж командно штабной машины состоит из четырех человек:
- Командир Р-142;
- Радиотелефонист;
- Радиотелеграфист;
- Водитель (механик-водитель);
На данный момент командно штабная машина Р-142Н морально устарела и не отвечает современным требования, предъявляемым к технике управления войсками. Однако до сих пор она состоит на вооружении и используется в войсковых подразделениях сухопутных войск Российской Федерации. Эта командно штабная машина обладает большим ресурсом надежности в работе и неприхотлива в обслуживании. Обучение солдат для выполнения боевой задачи на этой технике не составляет большого труда. Хотелось бы верить, что и новые разработки конструкторов техники этого предназначения будут настолько же удачны.
[ad#ad-inner]
Вопрос к автору: почему так
цитата:
«…используется в войсковых подразделениях сухопутных войск Российской Федерации.»
конец цитаты
а на фото надпись на украинском. Спрашиваю без умысла, просто приведеные факты не совсем факты.))
[Написать ответ на этот комментарий]
Дядя Вася Reply:
Апрель 2nd, 2010 at 9:43 пп
На фото КШМ украинского МЧС. Используется также не только в ВС РФ , но и в ВС Украины, вот! Отличная техника, я вам скажу!!!
[Написать ответ на этот комментарий]
Товарищи…….возникла проблема с установлением связи между 2мя изделиями Р-142Н! Кто может помочь дельным советом,будьте добры!!!
(можно ли устанавливать связь между 2мя этими изделиями на расстоянии до10м по АЗИ и антеннам 3,4 и 4м???)
(на каких антеннах и с какой радиостанции лучше обеспечить надежную связь?)
[Написать ответ на этот комментарий]
александр Reply:
Май 4th, 2009 at 6:32 пп
На близком расстоянии довольно трудно, нужна как можно меньшая мощность, и антенна поменьше. Особенно в движении. Раньше был наилучший выход, когда была Р-105 1вт (без использования усилителя) на антенну Куликовку (штырь). Можно попробовать через Р-130 если работать на штырь 3м, только совсем снять штырь и сделать минимальный уровень модуляции и 20% мощность. Во всех случаях происходит большая перегрузка на приемной части. Со 123 не получится, нечем уменьшить мощность.
[Написать ответ на этот комментарий]
Сергей Reply:
Февраль 17th, 2012 at 9:48 дп
ребята по 123 можно связаться нех…. делать !! єто самая простая РС на КШМ хоть и 3м будет расстояние
[Написать ответ на этот комментарий]
Оганес Reply:
Май 30th, 2009 at 8:21 пп
можно попробовать Р-111, минимальную мощность и штыревую антенну
[Написать ответ на этот комментарий]
ник Reply:
Июнь 21st, 2009 at 5:05 пп
АЗИ работает только на Р-130 там можно уровень передачи убавить толька в КВ диапазоне всегда рядом хуже связь хоть 10 хоть 100метров, а лучше Р-123 и не нужна антену меньше делать это будет вредней
[Написать ответ на этот комментарий]
Алекс Reply:
Сентябрь 24th, 2009 at 9:53 дп
можно по Р-173, на штырь
[Написать ответ на этот комментарий]
Dobryi Reply:
Ноябрь 28th, 2009 at 8:59 дп
Конечно можно на таком маленьком расстоянии работать по 111й на штырь (желательно вынуть саму штыревую антенну из гнезда), но к чему такие сложности – на 10 метров просто бросить полевку
[Написать ответ на этот комментарий]
Начальник радиостанции Reply:
Февраль 9th, 2010 at 4:53 пп
На ази до 10 метров нельзя идёт сбой!!! Попробуй на КША!!!
[Написать ответ на этот комментарий]
практик Reply:
Июнь 1st, 2011 at 5:33 пп
привет. на 10 метрах на р- 130 лучше использовать эквивалент антенны или штыри на р-111, р-123. откалибруй станции, могут быть сбиты частоты.а служебная связь-самая надежная до 10 метров))).удачи
[Написать ответ на этот комментарий]
Продавайте в военные музеи мира, включая африканские.
[Написать ответ на этот комментарий]
мне нужно списать эту машину.У кого нибудь есть образцы актов списания,буду очень презнателен. Просто служу в батальоне матер. обеспеч. сам автомобилист рязанский ВАИ закончил и связистов нм кого нет.ПОМОГИТЕ,
[Написать ответ на этот комментарий]
balu Reply:
Сентябрь 24th, 2009 at 10:34 пп
если есть желание могу скинуть на мыло образцы актов списания
[Написать ответ на этот комментарий]
Владимир Reply:
Май 10th, 2010 at 5:33 дп
В связи с новым обликом ВС РФ сдаём не попавшую в штат технику на БХВТ. Скиньте пожалуйста образцы актов списания на адрес:leshiy-78@bk.ru. За ранее благодарен!
[Написать ответ на этот комментарий]
виктор Reply:
Май 19th, 2010 at 11:30 пп
Владимир, если возможно скиньте пожалуйста. по службе пригодиться….. заранее спасибо
[Написать ответ на этот комментарий]
анна Reply:
Июль 25th, 2010 at 9:19 пп
если Вас не затруднит, скиньте образцы актов списания на кшм-142н
[Написать ответ на этот комментарий]
Balu Reply:
Июль 28th, 2010 at 12:47 пп
куда?!
[Написать ответ на этот комментарий]
Jack Reply:
Сентябрь 7th, 2010 at 10:55 дп
можете скинуть акты списания, тех.состояния, если есть, на 142-ую и 130-ую? Заранее спасибо
y-lyu@mail.ru
[Написать ответ на этот комментарий]
Сергей Reply:
Апрель 27th, 2011 at 1:24 пп
Уважаемые образец акта на списание Р-142Н, будьте добры.
1972serega@list.ru
[Написать ответ на этот комментарий]
Алик Reply:
Ноябрь 13th, 2012 at 2:52 пп
alikchakiev@rambler.ru Скинь мне пожалуйста!!)
[Написать ответ на этот комментарий]
Андрей Reply:
Февраль 4th, 2014 at 9:59 пп
Скинь мне пожалуйста акты списания Р-142 combat.rtb@gmail.com
[Написать ответ на этот комментарий]
Шишига – классная тачка. Путь старье зато там под кушеткой сейф есть куда можно много всего хорошего от отцов-командиров прятать))) Да поспать на дежурстве можно в полный рост в 140й или А2Мке так не поспишь. В КШМ-ке два года связь качал и не парился. А с Р-130 связывался на луче на 1400 км. Самое главное что бы отопитель работал, тогда и свящь будет…
[Написать ответ на этот комментарий]
solo-34 Reply:
Февраль 10th, 2010 at 10:17 пп
качают гавно по трубам… связь обеспечивают..
[Написать ответ на этот комментарий]
алекс Reply:
Ноябрь 13th, 2012 at 2:57 пп
А можно с Р-130 связаться с Р-173М?
[Написать ответ на этот комментарий]
balu Reply:
Ноябрь 14th, 2012 at 11:32 дп
Без проблем! Р-130М Вообще универсальная. с неё можно и на сотовый звонить!
[Написать ответ на этот комментарий]
Кто-нибудь может скинуть чертежи или схему кунга с размерами – хочу попробовать модель сделать.
[Написать ответ на этот комментарий]
не работает блок согласования АЗИ на Р-142Н, что может быть? Кто знает стукните в icq 491925478
[Написать ответ на этот комментарий]
Товарищи, помогите кто может. Возникла проблема со схемами… их нет. Спрашивали уже везде, и в целом округе не смогли найти. КШМ наша поломалась, один деятель натворил чудес, теперь головы ломаем, как быть. Нужны схемы электропитания оборудования от АБ, от генератора (на ходу), да и вообще, любая информация будет полезной. Кто может помочь, пожалуйста, любую информацию по КШМ на мыло отправляйте, буду очень рад (командование хоть слезет с меня). Ящик мой – kingzero1@yandex.ru
[Написать ответ на этот комментарий]
Александр Reply:
Март 16th, 2011 at 6:57 дп
Обратитесь в Тамбов к ЗАО «Сигнал»
https://www.zao-signal.ru/catalog/spec_tehnika/
[Написать ответ на этот комментарий]
хотелось бы внести некоторую точность в некоректные данные по Р-142Н:
«выносное согласующее устройство – 1 шт.;
радиостанции Р-130М (ВСУ-А) – 1 шт.;»
правильнее будет Р-130М-4 (выносное саглосующее антенное устройство – автомобильное ВСУ-А – 1 шт
«бензоэлектрический агрегат (АБ-1/О12)» – если попытаться расшифровать маркировку указанного агрегата то получить приблизительно следующее – Агрегат бензиновый 1 кВт, однофазный переменного тока напряжением 12В; Правильная маркировка АБ-1-П/30 (Агрегат бензиновый 1 кВт, постоянного тока напряжением 30В)
«аппаратура определения свой – чужой «Вишня»» – на КШМ не используется – это удел комплекса Р-161. «Вишня» т.е. Р-016В – это аппаратура адаптации. А на Р-142Н испульзуется аппаратура селективного вызова Р-012 (Р-012М)
[Написать ответ на этот комментарий]
артём Reply:
Ноябрь 15th, 2011 at 5:09 пп
«Мурзилка» – мы её так называли.
[Написать ответ на этот комментарий]
NUS Reply:
Ноябрь 6th, 2012 at 7:10 пп
Аппаратурой «Вишня» не комплектуется, но, есть Возможность ее подключения и использования. Также как и «Фиалка» и много еще можно туда чего поподключать…
[Написать ответ на этот комментарий]
Скажите пожалуйста, сколько весит всё оборудование радиосвязи на автомобиле вместе с антенным комплексом?
[Написать ответ на этот комментарий]
алмат Reply:
Ноябрь 5th, 2011 at 5:41 пп
точно не знаю,но полностью кшм весит 9т
[Написать ответ на этот комментарий]
Помогите! Срочно нужен перечень всех драгоценных металлов, содержащихся в радиостанциях и оборудовании КШМ на базе ГАЗ-66. Заранее спасибо!!!
[Написать ответ на этот комментарий]
ехх . …
родимая . . .
КШМ-очка . . . . .
с ноября 85-го по май 87-го покатался я с тобой от Хайратона до Пулей, Кундуза, Джабалей, Баграма, Кабула . . .
в общей сложности более 80-и рейсов . . . .
только мы её на борт КамАз 5320 переставляли . . . . . . .
[Написать ответ на этот комментарий]
а я тоже на ней служил в ЗабВо был командиром КШМки отлична вещь
[Написать ответ на этот комментарий]
Александр Reply:
Март 18th, 2013 at 12:58 дп
Где именно ты служил в ЗабВО? Я тоже служил на Р-142 В Досатуе Приаргунского рн.(11-УР).За полтора года всего одна поломка ( БП) И ТА ПО НАШЕЙ ВИНЕ -опрокинули банку с чаем и замкнули проводку.Аппарат супер надежный.Кунг удобный а главное теплый.
[Написать ответ на этот комментарий]
Может кто нибудь поможет, на Р-142Н есть две катушки высокочастотного (коаксиального) кабеля… может кто знает какие у него характеристики, а так же разъемы… Премного благодарен…
З.Ы. выкинул бы фотку с драгами, только куда, дайте мыло
[Написать ответ на этот комментарий]
Алекс Reply:
Ноябрь 13th, 2012 at 3:03 пп
Михаил!! Киньте мне на это мыло!!! alikchakiev@rambler.ru
[Написать ответ на этот комментарий]
Помогите пожалуйста с актами списания на этого красавца и перечень или фотки с драг металами! За рание спасибо!
[Написать ответ на этот комментарий]
Совсем забыл вот адресс почты Dobrik_bob@i.ua. Спасибо!
[Написать ответ на этот комментарий]
Здравствуйте, помогите пожалуйста подскажите или скиньте обязанности действий экипажа Р-142Н при развертывании. очень срочно надо!!!
[Написать ответ на этот комментарий]
помогите. нужен формуляр для р-145к, всю информацию отправляйте на этот адрес kabans23k@mail.ru, заранее благодарен
[Написать ответ на этот комментарий]
Помогите кто может. Возникла проблема со схемами… их нет. . Нужны схемы электропитания оборудования от АБ, от генератора (на ходу), да и вообще, любая информация будет полезной. Кто может помочь, пожалуйста, любую информацию по КШМ на мыло отправляйте, буду очень рад. mainreal@mail.ru
[Написать ответ на этот комментарий]
подскажите пожалуйста на Р-142Н на агрегате бензиновам какоц расход бензина по документам?????????
[Написать ответ на этот комментарий]
Помогите! Срочно нужен перечень всех драгоценных металлов, содержащихся в радиостанциях и оборудовании Р-142Н ВЕНГЕРКА на базе ГАЗ-66. Заранее спасибо!!! y-bodnarchuk@mail.ru
[Написать ответ на этот комментарий]
Ярослав Reply:
Май 10th, 2013 at 10:26 пп
Большое спасибо!
Если не секрет данные с какого источника на ДГМ?
[Написать ответ на этот комментарий]
алекс Reply:
Май 15th, 2013 at 4:19 пп
Из перечня аппаратуры,узлов и блоков содержащих драгоценные металлы. В Р-142Н+ еще ДГМ Т-219М. Это без ГАЗ-66.
[Написать ответ на этот комментарий]
Ярослав Reply:
Май 19th, 2013 at 10:07 пп
Чем отличается Р-142Н от импортного варианта т.е. Р-142Н ВЕНГЕРКА в ДГМ
[Написать ответ на этот комментарий]
нач.связи полка Reply:
Август 28th, 2013 at 11:34 пп
Венгерка от Советской отличается кунгом. и р/ст на венгерке производства венгерского завода Видеотон – элементная база малость другая. Их тех описания в синих книгах. Так далее, есть один блочек которого нет на советской КШМ-ке переключатель антенны с БР на ВСУ-А. то есть с АЗИ на диполь-штырь. Вот и все.
[Написать ответ на этот комментарий]
1984-1986 после учебки – мастер по ремонту радиостанций и этих самых КШМ – Р-142, Р-145. Ну еще Р-125 тоже была. Техника просто броневая. Утопили БТР, все достали, починили и в радиоклассе все оборудование еще долго работало!
[Написать ответ на этот комментарий]
Помогите пожалуйста, сколько содержит ДГМ Р-142Н ИМПОРТ (ВЕНГЕРКА), она идет без ЗАЗ, в формуляре нет данных на ДГМ и отличается содержанием ДГМ Р-130 (меньше).Заранее благодарин!
[Написать ответ на этот комментарий]
пришлите пожалуйста АКТ изменения качественного состояния Р-142, и котрольно операционно-технологическая карта мероприятий проводимых при ТО-2 на Р-142
[Написать ответ на этот комментарий]
почтовый ящик gerceg34@mail.ru
[Написать ответ на этот комментарий]
здравствуйте,уважаемые.отправьте на почту,пожалуйста,образцы по списанию р-142н.почта:vitalij-brat@mail.ru
[Написать ответ на этот комментарий]
народ у меня нет на р-142н АБ как можно запитать апаратуру или где можно купить АБшку
[Написать ответ на этот комментарий]
электро агрегат не выдаёт напряжение как ремрнтировать?помогите пожалуйста?
[Написать ответ на этот комментарий]
народ! подскажите, пожалуйста. как заменить 4х5нклб70 на два машинных аккума 90-ника. есть ли у кого схема брб, ато не совсем понятно потключение к нклб70, а именно, если помните схему подключения, там с одной группы батарей на брб снимается напряжение с 9 банок, то бишь 10,8 вольт, так вот почему с 9-то а не с 10? заранее благодарен за ответ
[Написать ответ на этот комментарий]
Привет всем. Помогите с проблемой. При вкл. Р-130 вылетает предохранитель (3-х А) в блоке питания.
[Написать ответ на этот комментарий]
Нужна схема выноса р142н помогите. Mandjos78@mail.ru
[Написать ответ на этот комментарий]