Новости России




Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100



Корабли. Крейсера серии 1144 Орлан


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Голосов: 1)

Loading ... Loading ...
6 коммент // Версия для печати Версия для печати // Отправить по почте знакомым Отправить по почте знакомым

Основой исследований, явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах мирового океана в составе группировки и самостоятельно, преимущественно с противолодочными задачами. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8000 тонн. Главным конструктором был назначен Б. Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных ВПК типа 61 Комсомолец Украины. От Военно-Морского Флота главным, наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту, стал капитан 2 ранга А. Савин.

Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ С. Горшкова. Тем не менее, проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать все новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей ее части. В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ). При этом главком потребовал размещения резервной ЭУ на органическом топливе. Его опасения можно понять: отечественный опыт эксплуатации атомоходов был сравнительно небольшим, а боевой корабль – это даже не ледокол, да и обеспечение его стоянки при нашей системе базирования всегда было болевой точкой флота.

При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей ее глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. д.

Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость. Было учтено также то, что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противокорабельными ракетами. Таким образом, облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность, и он получил окончательное наименование – атомный ракетный крейсер.

Атомные ракетные крейсера типа «1144 Орлан» прямых аналогов за рубежом не имеют: американские – типа Вирджиния по водоизмещению (11 300 тонн) в 2,5. А Лонг Бич (17500 тонн) в 1,5 раза меньше. На советских атомоходах энергетическая установка включает две паровые турбины мощностью до 70000 л. с. каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе.

Хотя крейсера «1144 Орлан» в течение ряда лет были лучшими в мире кораблями своего класса, проект нельзя признать удачным. «1144 Орлан» проектировался как ударный крейсер, корабль завоевания превосходства на море. Эта задача требовала значительно более мощного и разнообразного вооружения, нежели то, которое было установлено. Для того, чтобы противостоять современным противокорабельным ракетам, авиационным пушкам и бомбам небольшого калибра, корабль следовало оснастить хотя бы минимальной броневой защитой. Наконец, автономность корабля необходимо было существенно увеличить. Разумеется, выполнить подобные требования при ограничении водоизмещения 28 тысячами тонн невозможно, и размеры должны были быть увеличены по меньшей мере вдвое. Реальный «1144 Орлан» может справиться с любым из американских послевоенных крейсеров, но был абсолютно беззащитен перед авианосным соединением или модернизированными американскими линейными кораблями типа Айова.

Однако, есть и непроверенная информация, что НАТО рассматривало советские эскадры во главе с крейсерами проекта «1144 Орлан» как весьма опасных соперников для своих авианосных соединений. На теоретических учениях для уничтожения такой эскадры выставлялись группировки из четырёх авианосцев, из которых предполагалось оставаться на плаву только одному. Авиагруппы трёх авианосцев предполагалось почти полностью потерять.

Крейсера серии 1144 Орлан

  1. Адмирал Ушаков построен/спущен в 1980г.
    До 22 апреля 1992 г. – «Киров». Строительство началось 27 марта 1974 г. Спущен на воду 27 декабря 1977 г. и принят в эксплуатацию 30 декабря 1980 г. Корабль имеет постоянное место базирования в г.Североморске. Находится в резерве после аварии 1990 г.
  2. Адмирал Лазарев построен/спущен в 1984г.
    До 1992 г. – «Фрунзе». Строительство началось 27 июля 1978 г. Спущен на воду 26 мая 1981 г. и принят в эксплуатацию 31 октября 1984 г. Корабль имеет постоянное место базирования в г.Североморске.
  3. Адмирал Нахимов построен/спущен в 1988г.
    До 1992 г. – «Калинин»
  4. Петр Великий построен/спущен в 1996г.
    До 1992 г. – «Юрий Андропов».


Источники информации

  1. /main.asp?id=100027 

6 Комментов

  1. Алексей:

    Интересно, как же высокотехнологичные корабли можно обслуживать, если интеллект нации сведён фактически к нулю. У нас эсминцы проекта 456 не умеют обслуживать, а не то что крейсера. Да и если учесть, что в армии и флоте засилие мата, то вообще о каких людях можно говорить, когда мат уничтожает в индивиде человека, превращает его в духовно мёртвое, низменное существо, не способное по-человечески мыслить.
    Современные корабли требуют профессионального обслуживания, их флаг должен поддерживаться личной и воинской честью каждого офицера и моряка, иначе – это металлолом и не возмущайтесь, что некоторые наши корабли продают как раз по цене металлолома.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  2. Среди боцманов, во времена когда морской офицер считался элитой армии, проводились соревнования на тему кто забористей и длинее выругается и мат не резал слух дворян и князей, уважаемый. Так что у мата глубокие исторические корни :)

    [Написать ответ на этот комментарий]

  3. РЖД:

    Написано очень интересно. Не понятна роль таких судов в современных условиях.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  4. Олег:

    Жаль, что построили только четыре, в строю сейчас практически живой только Петр Великий. А кораблей охранения не построили.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  5. Дмитрий:

    РЖД, почитайте подробней про системы вооружения крейсеров типа Орлан. На западе они до сих пор именуются как «Убийца авианосцев». И вобщем то не смотря на новые технологии, до сих пор основой превосходства флотов считаются большие корабли. Другое дело вспомогательная эскадра у такого монстра должна быть соответствующей.

    [Написать ответ на этот комментарий]

  6. Вроде бы те три уже проходят модернизацию и потом снова в строй

    [Написать ответ на этот комментарий]

Обсуждение данной записи


© 2007-2021 Военный портал ·
Яндекс.Метрика