Текст перед ссылками: андрей баршай ; Разделитель ссылок: контроллер прямого доступа к памяти скачать драйвер Текст после ссылок:

Новости России




Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100



Начало » Блоги, Оружие » Юутилайнен Эйно Илмари






Эйно Юутилайнен был самым результативным летчиком-истребителем не только в финской авиации, но и в военно-воздушных силах всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, за исключением Германии.

Эйно Илмари Юутилайнен родился 21 февраля 1914 г. в поселке Лиекса («Lieksa), в 51 км юго-восточнее г. Нурмес, на восточном берегу оз. Пиелинен. Его отец работал на железной дороге и затем в железнодорожной катастрофе потерял обе ноги. Позднее семья переехала в Сортавалу, где Илмари стал членом местного морского клуба и участвовал в походах по Ладожскому озеру. Однажды кто-то из старших товарищей дал ему книгу лучшего немецкого аса Первой мировой войны барона Манфреда фон Рихтхофена. Прочитав ее, Илмари тоже решил стать летчиком.

Летом 1932 г Юутилайнен был призван на действительную военную службу и в качестве помощника механика был направлен в 1-ю отдельную эскадрилью гидросамолетов. В 1933 г. он поступил в авиашколу братьев Кархумяки и смог получить лицензию пилота частного самолета.
В 1936 г. Юутилайнену удалось добиться направления в авиашколу финской авиации (Ilmasotkoulu, сокр. ISK), находившуюся на аэродроме Каухава (Kauhava), в 14 км севернее г. Лапуа. Из четырех месяцев обучения в школе ISK будущий лучший ас финской авиации двадцать семь дней провел на гауптвахте. Десять суток Юутилайнен «заработал» лично за полеты на слишком малой высоте, а остальные – отсидел за других. Будучи, старшим курса, он отвечал за проступки всего курса в целом, главным из которых было чрезмерное употребление спиртных напитков, хотя при этом сам Юутилайнен был трезвенником. Даже после того, как обучение в авиашколе закончилось и курсанты покинули ее, Юутилайнен еще неделю находился на гауптвахте, отсиживая назначенный ему срок.
1 мая 1937 г. Юутилайтен в звании сержанта прибыл в «As5, располагавшуюся на аэродроме Суур-Мерийоки, в нескольких километрах западнее Виипури. Первоначально он летал на самолете-разведчике, но затем в 1938 г. был направлен на аэродром Утти, где в течение нескольких месяцев проходил подготовку в качестве летчика-истребителя. 3 марта 1939 г. Юутилайнен был включен в состав 3/LLv24 под командованием лейтенанта Эйно Луукканена.

Свою первую воздушную победу сержант Юутилайнен одержал 19 декабря 1939 г., сбив на «Фоккере» FR-106 над Карельским перешейком бомбардировщик ДБ-3.31 декабря в бою над северным берегом Ладожского озера он сбил И-16, который пытался зайти в хвост «Фоккеру» лейтенанта Кархунена. В тот же день Юутилайнену было присвоено звание старшего сержанта, а спустя двадцать дней – 25 января 1940 г. – звание старшины.
Всего в ходе Зимней войны Юутилайнен совершил 115 боевых вылетов, но смог одержать только две победы.

Весной 1940 г. LLv24 была перевооружена новыми истребителями «Брюстер-239″. 1 марта 1941 г. Юутилайнену, по-прежнему служившему в 3/LLv24, было присвоено звание прапорщика.

9 июля 1941 г. Юутилайнен продолжил счет своих побед, сбив два И-153. В 04.00 в воздух поднялись двенадцать «Брюстеров» из 3/LLv24 и 4/LLv24 во главе с майором Магнуссоном, и в 05.10 девять из них над г. Лахденпохья вступили в бой с пятнадцатью И-153.
В течение десяти минут финские пилоты сбили восемь И-153 к еще четыре истребителя получили повреждения. Кроме Юутилайнена в том бою две победы одержал старшина Лаури Ниссинен, летавший на «Брюстере» BW-353, и еще четыре пилота записали на свой счет по одному самолету.

Около 13.00 12 августа шесть «Брюстеров» во главе с командиром 3/LLv24 капитаном Кархуненом атаковали приблизительно двадцать И-153, которые штурмовали позиции финских войск на Карельском перешейке.

Сбив в этом бою три И-153, прапорщик Юутилайнен довел общее число своих побед до десяти. Всего же в течение получаса пилоты LLv24 сбили девять «Чаек», в т ч. старшина Нильс Катаяй-нен на BW-368 -две и еще четыре пилота – по одной.

14 декабря 1941 г. Юутилайнен одержал пятнадцатую победу, сбив в районе Онежского озера МиГ-3, а 14 марта 1942 г. – двадцатую, подбив в районе г. Сегежа еще один МиГ-3.

26 апреля 1942 г. прапорщик Юутилайнен за двадцать воздушных побед был награжден Крестом Маннергейма 2-го класса.

18 августа в ходе большого боя, проходившего над Финским заливом между о. Сейскари и Кронштадтом, Юутилайнен сбил три И-16, после чего общее число его побед достигло тридцати.

23 декабря 1942 г прапорщик Юутилайнен сбил в районе Ораниенбаума один Р-40. Эта победа стала тридцать шестой и последней победой Юутилайнена, которую он одержал в составе 3/LeLv24.

8 февраля 1943 г. прапорщик Юутилайнен был переведен во вновь сформированную LeLv34 и включен в 1/LeLv34 капитана Эрви. Эта эскадрилья первой в финской авиации была оснащена немецкими истребителями Bf-109G-2.

23 марта 1943 г. пара капитан Ерви – прапорщик Юутилайнен перехватила в районе о. Суурсаари Пе-2, который возвращался после разведывательного полета над территорией Финляндии. В результате, сбив в 14.30 советский самолет-разведчик, Юутилайнен записал на счет LeLv34 первую победу.

2 июня 1943 г. он сбил над Финским заливом еще один Пе-2, одержав свою 44-ю победу. Получив с близкого расстояния серию попаданий 20-мм снарядов, советский самолет взорвался в воздухе. Юутилайнен не успел отвернуть, и его Bf-109G-2 МТ-212 столкнулся с разлетающимися обломками Пе-2. «Мессершмитт» получил сильные повреждения и, не дотянув до финского побережья, Юутилайнен совершил вынужденную посадку на воду. Истребитель утонул, а самого Юутилайнена подобрал спасательный катер.

Число побед Юутилайнена продолжало расти, в т. ч. 5 июля, 10 июля и 27 октября 1943 г. он сбил по три советских самолета. Сбив 6 марта 1944 г. в бою над о. Сейскари два Пе-2 и один Як-7, Юутилайнен довел общее число своих побед до 61-й.

9 июня он сначала на Bf-109G-6 MT-426 в ходе одного вылета сбил три советских самолета, а затем позднее в тот же дедь на МТ-424 – еще один Ил-2.20 июня в ходе трех вылетов Юутилайнен одержал пять побед, а 26 июня на Bf-109G-6 МТ-422 – еще три.
28 июня 1944 г. прапорщик Илмари Юутилайнен за 75 побед был во второй раз награжден Крестом Маннергейма 2-го класса. Он стал одним из четырех человек, дважды удостоенных этой высшей военной награды Финляндии.
30 июня с 10.45 по 12.00 в бою в районе Тали – Ихантала прапорщик Юутилайнен сбил два Р-39, два Як-9 и по одному Ил-2 и Ла-5, став вторым финским пилотом после Йормы Сарванто, одержавшим в одном вылете сразу шесть побед.
3 сентября 1944 г. прапорщик Юутилайнен сбил Ли-2, одержав свою последнюю, 94-ю победу.

Всего в 1939 – 44 гг. Юутилайнен совершил 437 боевых вылетов: 115 – на «Фоккерах» D.XXI, 181 – на «Брюстерах-239″ и 141 – на «Мессершмиттах». При этом истребители, на которых он летал, в ходе боев не получили ни одного попадания.

16 мая 1947 г. прапорщик Юутилайнен вышел в отставку. Он купил списанный легкий самолет Де Хэвилленд «Мот» и, восстановив его, затем в течение десяти лет участвовал в различных авиа-шоу. На сельских ярмарках он устраивал десятиминутные полеты для всех желающих, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Всегда находились те, кто хотел полетать вместе со знаменитым летчиком и кавалером двух Крестов Маннергейма.

Илмари Эйно Юутилайнен умер 21 февраля 1999 г., в день своего 85-летия.


Обсуждение данной записи

Rambler's Top100
© 2007-2010 Военный портал ·