Тяжелый танк Mk I
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 1916
Огромные потери, которые несли сухопутные армии союзников на полях сражений первой мировой войны, заставили английских военных вплотную заняться вопросом строительства самоходных «блиндированных фортов» — боевых гусеничных машин, способных передвигаться по пересеченной местности и преодолевать окопы, эскарпы, рвы, проволочные заграждения.Итогом напряженной работы стали прошедшие 12 февраля 1916 года официальные испытания машины, получившей название «Большой Вилли» и принятой на вооружение под маркой Мк I. Первые танки мира выпускались в двух вариантах — с пушечным и пулеметным вооружением. Пушечные назывались «самцами» и вооружались двумя устанавливаемыми в боковых спонсонах пушками и четырьмя пулеметами. Чисто пулеметные танки, или «самки», были вооружены шестью пулеметами. Всего было изготовлено 150 машин: по 75 «самцов и самок Позднее, после сражения под Виллер-Бретонне. с 24 апреля 1918 года и выявившего полную беспомощность <<самок>> в бою с танками противника, на части этих машин один пулеметный спонсон был заменен на пушечный.
Толщина брони танка Мк I не могла защитить экипаж не только от артиллерийского огня, но и от бронебойных пуль. ‘Еще одним очень существенным недостатком было то, что горючее к бензиновому двигателю поступало самотеком, поэтому нередко в самый ответственный момент, когда боевая машина, преодолевая препятствие, задирала носовую часть вверх, мотор глох из-за прекращения подачи топлива. Скорость танка на бездорожье не превышала 2 км/ч, и это зачастую сдерживало продвижение пехоты. От четырех человек, управлявших танком, — механика-водителя, командира и двух трансмиссионщиков — требовались слаженные действия и немалые физические усилия. Для преодоления широких рвов и траншей на крыше Мк I приходилось возить фашины, их сбрасывали в ров перед танком.
Условия работы экипажа были очень тяжелыми из-за высокой температуры, тряски и загазованности, поскольку вентиляция просто отсутствовала. Неважно обстояло дело и со связью: дальняя связь с использованием почтовых голубей была крайне ненадежной, а ближняя осуществлялась с помощью сигналов флажками или семафором, но в дыму сражения увидеть ведущий танк сквозь узкие щели удавалось далеко не всегда.
Короче говоря, танки Мк I были далеко не совершенны даже по меркам своего времени. Их многочисленные недостатки проявились уже в первом бою на Сомме 15 сентября 1916 года, когда из 49 танков, которыми располагали англичане, на исходные позиции сумели выйти 32. Остальные застряли в грязи или вышли из строя из-за поломок. Но и это не все — из оставшихся 32 машин только 18 смогли поучаствовать в бою: 5 увязли в болоте, а еще у 9 отказали различные механизмы.
Однако, даже несмотря на малое число танков, их техническое несовершенство, труднопроходимую местность и плохое взаимодействие с пехотой, англичане продвинулись в сражении на Сомме на 5 км, причем потери в живой силе оказались в 20 раз меньше обычного. И хотя возлагавшиеся на танки надежды не оправдались — фронт прорвать не удалось, достигнутый успех позволял оценить немалые перспективы новой боевой техники.Несмотря на серьезные недостатки первого английского танка Мк I, англичане не отказались от заложенных в нем технических решений. За весь период войны они внесли в конструкцию лишь весьма незначительные усовершенствования.
-
Технические данные «Mk I»
Боевая масса 26 т (самец) 25 т (самка)
Экипаж 7 человека Габаритные размеры
длина 9750 мм ширина 4130 мм высота 2450 мм Броня от 6 ло 10 мм Вооружение
самец 2×57-мм пушки «Гочкис» с длиной ствола 40 калибров, 4х8-мм пулеметов «Гочкис» самка 5х7,7-мм пулеметов «Виккерс» 8-мм пулемёт «Гочкис» Двигатель «Даймлер» мощность 105 л.с Удельное давление на грунт 1,20 кг/см2 Скорость по шоссе 6 км/ч Запас хода 30 км Преодолеваемые препятствия
ширина рва 4,5 м Высота стенки 1,0 м глубина брода 1,0 м