Баллистическая ракета подводных лодок Р-39 (РСМ-52)
Стратегический ракетный комплекс Д-19 «Тайфун», включающий 20 твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (3М65, РСМ-52) с разделяющимися головными частями, был разработан в КБ «Машиностроение» (ныне Государственный ракетный центр (ГРЦ) им. академика В.П. Макеева) в период с 1971 года по 1983 год и принят на вооружение тяжелых атомных крейсеров типа «Акула» проекта 941) .
Отработка ракеты началась с бросковых испытаний полномасштабных макетов пусками с плавстенда и экспериментальной подводной лодки К-153 проекта 629, переоборудованной по проекту 619 с одной шахтой. Всего запущено 9 ракет с плавстенда и 7 с подводной лодки. Эти испытания позволили отработать подводный и надводный старт из ”сухой» шахты под пороховым аккумулятором давления. На совместных летных испытаниях с наземного стенда были запущены 17 ракет. Больше половины пусков были неудачными из-за недоработки двигателей первой и второй ступеней. После устранения недостатков начались пуски ракет с головной подводной лодки типа «Акула»: из тринадцати пусков одиннадцать были признаны успешными.
После окончания совместных летных испытаний комплекс Д-19 с ракетой Р-39 и головной крейсер ТК-208 проекта 941 подвергли интенсивной эксплуатации, но положительным результатам которой комплекс Д-19 был в 1984 году принят на вооружение.
Параллельно с созданием РК Д-19 и строительством ракетоносцев шла подготовка на Северном флоте пункта базирования кораблей и технической базы (ТРБ) хранения ракет, которые с завода на флот поставлялись полностью собранными. В связи со значительными массогабаритными характеристиками ракеты на ТРБ хранились и подавались на погрузочный причал на железнодорожном ходу. Для погрузки ракет на корабли спроектирован специальный кран грузоподъемностью более 100 тонн. Изготовлено было два крана, смонтированных соответственно на причалах Северодвинска и пункта базирования ракетоносцев. Для транспортировки морем и погрузки ракет Р-39 был построен специальный ракетовоз-погрузчик («Александр Брыкин» – проект 11570) с полным водоизмещением 11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным краном. Серьезные работы были проведены по совершенствованию системы боевого управления и связи.
Испытания, прошедшие на Северном флоте в 1998 году, подтвердили высокую надежность комплекса Д-19, когда АПЛ «Тайфун» произвела одновременный успешный пуск всех своих 20 ракет РСМ-52.
Система «Тайфун» является самой мощной в ВМФ, но и самой дорогой. Достаточно сказать, что разработка РК Д-19 с РСМ-52 обошлась в три раза дороже, чем стоимость РК Д-9РМ с РСМ-54. Аналогичные соотношения имели место и по другим составляющим системы.
Система «Тайфун» по боевым характеристикам не уступала американской стратегической системе «Trident-1″. Однако она уступала «Trident-2″, прежде всего по ракете: по массе в полтора, мощности боевого оснащения в три и точности поражения цели в два раза. Поэтому после принятии РК Д-19 на вооружение сразу же была задана работа по его дальнейшему совершенствованию, с разработкой улучшенного варианта РК Д-19УТТХ (в дальнейшем – «Барк»). При этом предусматривалось размещение этого комплекса на шести РПКСН и переоборудование их в ходе очередных ремонтов. В процессе формирования облика этого комплекса была определена дальнейшая перспектива развития морских БР. Головной разработчик – КБ «Машиностроения» и Институт вооружения ВМФ предложили создание к концу ХХ в. двух твердотопливных ракет, одна из которых оснащалась РГЧИН (шифр «Ост»), вторая – моноблочной, управляемой в полете головной частью (шифр «Вест»). Эти намерения нашли отражения в проекте Программы вооружения (ПВ) флота на 1991-2000 гг., в которой предусматривалось также проектирование и строительство новых ракетоносцев. «Барк» имеет дальность полета более 10 тысяч километров и несет на себе 10 средних ядерных блоков. В конструкции ракеты предусматривалась специальная система прохода через лед, обеспечивающая пуск из под ледяного панциря северных широт. Также «Барк» мог использоваться как по обычной траектории, так и по настильной. В первом случае ракета летит из акватории Баренцева моря на Камчатку за 30 минут, а во втором – за 17 минут.
Уход в 1985 г. из жизни генерального конструктора В. П. Макеева серьезно повлиял на сроки и качество работ по этому комплексу. С развалом Советского Союза и последовавшим резким обвалом финансирования оборонных заказов работы по комплексу затормозились, что, вполне естественно, привело к снижению полноты отработки и неудачам при испытаниях. В 1998 г. решением правительства создание РК Д-19УТТХ было прекращено, переоборудование одного ракетоносца приостановлено. В 1994 г. было объявлено о закладке на стапеле СМП ракетоносца четвертого поколения пр. 955 «Юрий Долгорукий», на котором первоначально планировалось разместить РК Д-19УТТХ, и построить серию таких кораблей. После прекращения работ по комплексу Д-19УТТХ этот ракетоносец был переориентирован на вооружение новым комплексом с твердотопливной ракетой «Булава».
На западе комплекс Д-19 получил обозначение SS-N-20 «Sturgeon».
Источники информации:
Одна большая проблема в том что эту ракету дали разработать конторе – которая никогда не занималась разработкой бал. ракет морского базирования.
[Написать ответ на этот комментарий]
Влад Reply:
Октябрь 14th, 2010 at 4:53 дп
Если внимательно читать эту статью и сравнивать число испытательных пусков PCM-52 (всего 33) и «Булавы» (всего 13), то становится ясно, что большая проблема во-первых в желании сэкономить на деньгах и времени, а во-вторых в борзописцах, которые либо не владеют темой, либо не хотят анализировать данные, либо выполняют чей-то заказ.
[Написать ответ на этот комментарий]
А ПРОТИВ КОГО ОНА БУДЕТ НАПРАВЛЕНА,ЕСЛИ СПЛОШЬ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ? НАВЕРНОЕ, ПРОТИВ ЗЕЛЕНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ.
[Написать ответ на этот комментарий]