Ударный вертолет McDonnell Douglas AH-64 Apache
В начале 1984 года первая группа вертолетов АН-64А «Апач» поступила на вооружение армии США. АН-64А, по мнению экспертов НАТО, является наиболее совершенным из всех боевых вертолетов, состоящих на вооружении стран альянса. Он создан для борьбы с танками противника в условиях высокой насыщенности поля боя средствами войсковой ПВО. Возложенные на него задачи «Апач» может выполнять в сложных метеорологических условиях, условиях плохой видимости, днем и ночью. По мнению специалистов «Апач» является вертолетом XXI века. Он обладает хорошей маневренностью, высокой скоростью полета. Его конструкция рассчитана на перегрузки от -1,5 до + 3,5 Двигатели оборудованы специальным устройством, рассеивающим струю и снижающим температуру выхлопа, что уменьшает вероятность поражения вертолета ракетами с инфракрасной головкой наведения. Лопасти несущего винта имеют обшивку слоистой конструкции из стали и композиционных материалов. Применены принципиально новые решения при креплении лопастей к втулке винта. Лопасть сохраняет работоспособность при попадании пуль калибра 12,7 мм. Шасси – неубирающееся, что значительно увеличило полезную нагрузку вертолета. На АН-64А установлен X-образный рулевой винт, который намного эффективнее обычного. «Апач» оснащен современным радиоэлектронным оборудованием. Впервые на боевом вертолете установлена нашлемная система целеуказания, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы.
Вертолет АН-64А имеет следующее вооружение: противотанковые управляемые ракеты «Хеллфайр» с лазерной системой наведения, автоматическую пушку Хьюз Н230А-1 «Chaingun», установленную между основными стойками шасси, контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами. Использование двух независимых гидросистем, бронированной кабины и наиболее важных систем и участков планера, а также применение топливных баков специальной формы и конструкции позволило разработчикам создать машину, способную выполнить боевую задачу и вернуться на базу после попадания в вертолет снарядов калибром 23 мм. С 1985 года в США начались разработки нового вертолета АН-64В «Апач Браво», который имеет больший размах крыла и двигатели увеличенной мощности. Модификация включает замену электронного оборудования. В комплект вертолета входит нож для перерезания высоковольтных проводов. АН-64А «Апач» хорошо зарекомендовал себя во время войны в Ираке (1991 г.). В настоящее время компанией «Макдоннелл- Дуглас» производится новая модель вертолета AH-64D, получившая название «Лонгбоу Апач». AH-64D оборудован более современной системой управления вооружением, обеспечивающей ведение прицельной стрельбы с больших дистанций. ВВС Нидерландов и Королевские ВВС Великобритании планируют закупить 30 и 67 вертолетов AH-64D соответственно.
Модификации вертолета
- АН-64А Apache – первая серийная модификация.
- АН-64В Apache Bravo – модернизированная версия АН-64А, с новой РЛС и новым ГТД и возможностью применения УР «воздух-воздух» AIM-9L Sidewinder.
- АН-64C Apache – модернизированная версия АН-64А до стандарта АН-64D.
- AH-64D Longbow Apache – усовершенствованный вариант боевого вертолета АН-64 Apache с с системой управления огнем Longbow на базе РЛС с милиметровой волной фирмы Westinghouse над втулкой несущего винта, более мощными ГТД General Electric T700-GE-701 (1417 кВт или 1930 л.с.), усовершенствованными ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire, доплеровской навигационной системой и процессором. Вертолет оборудован системой позволяющей получать информацию с комплекса Joint-STARS ВВС США. На АН-64D установлена система прицелеивания на базе Target Acquisition Designation Sight (TADS – AN/ASQ-170) и Pilot Night Vision Sensor ( PNVS – AN/AAQ-11). Первый вертолет с системой Longbow совершил первый полет 11 марта 1991 г, первый пуск ПТУР Hellfire произведен в мае 1995 г, поставки армии США начались в 1996 г. Вертолеты так же планируется поставить в армии Великобритании и Нидерландов. На английском варианте вертолета будут установлены ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM322.
- AH-64 Sea Apache – версия вертолета для Копуса морской пехоты с РЭО самолета F/A-18, РЛС APG-65 и возможностью использования ПКР AGM-84 Harpoon и/или AGM-119 Penguin и УР «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM или AIM-132 ASRAAM.
Основные тактико-технические характеристики АН-64А
- Год принятия на вооружение — 1984.
- Диаметр несущего винта — 14,63 м.
- Диаметр хвостового винта — 2,79 м.
- Длина вертолета с вращающимися винтами — 17,3 м.
- Длина — 14,97 м.
- Высота — 4,66 м.
- Ометаемая площадь несущего винта — 168,1 кв.м.
- Экипаж — 2 чел.
- Практический потолок — 6400 м.
- Статический потолок — 4570 м.
- Максимальная дальность полета (только с внутренним запасом топлива) — 400 км.
- Максимальная дальность полета (с внешним запасом топлива) — 1900 км.
- Внутренний запас топлива — 1157 кг.
- ПТБ — 4 х 871.
- Максимальная продолжительность полета — 3 ч. 9 м. (с внутренним запасом топлива).
- Двигатели — 2 х General Electric T700-GE-701C.
- Мощность — 2 х 1825 л.с. (1342 кВт).
- Максимальная скороподъемность — 942 м/мин.
- Максимальная вертикальная скороподъемность — 474 м/мин.
- Скорость:
- Максимальная — 365 км/ч
- Крейсерская — 293 км/ч
- Скороподъемность — 14,6 м/с
- Масса:
- Максимальная — 9520 кг.
- Нормальная — 5550 кг.
- Пустого — 5165 кг.
- Максимальная боевая нагрузка — 770 кг.
Вооружение
- 1 30-мм пушка M230 Chain Gun с 1200 патронами.
- Боевая нагрузка – 771 кг на 4 узлах подвески: 16 (4х4) ПТУР AGM-114 Hellfire или 4 ПУ М260 или LAU- 61/A c 19х70-мм НУР, 4 УР «воздух-воздух» AIM-92 Stinger, или их комбинации..
Видео-материал по теме