Советский средний танк T-34
T-34 — советский средний танк периода Великой отечественной войны, впервые выпущенный в 1940 г. на Харьковском паровозном заводе. Благодаря своим боевым качествам Т-34, составлявший тогда основную часть советских бронетанковых войск, был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны. Более того, Т-34 оставался на вооружении отдельных стран до 1990-х годов.
Советское инженерное бюро, возглавляемое Кошкиным и Морозовым, начало работу над новым танком в конце 1930-ых, используя в качестве основы быстроходные танки БТ. Т-34 был призван заменить как легкие быстроходные танки серии БТ, так и средние Т-28. Уже первые образцы Т-34, появившиеся в 1940, продемонстрировали удачное сочетание огневой мощи, мобильности и защищенности. В тоже время, в результате неотработанности технологического процесса производства и недостаточной доведенности конструкции, у танка было множество «детских болезней». Это проявлялось в недостаточной его надежности и малом ресурсе дизельного двигателя (50 моточасов). Имелся и ряд конструктивных недостатков, в частности плохой обзор из танка для командира, недостаточно совершенные прицельные приспособления.
На начало войны Германии с СССР 22 июня 1941, в приграничных военных округах насчитывалось 967 Т-34. Они приняли участие уже в первых приграничных сражениях. Появление средних танков Т-34 и тяжёлых КВ явилось неожиданностью для немецкой армии. Первые же бои показали значительное превосходство боевых характеристик новых советских танков над танками Германии. Их средние танки T-III и тяжёлые (по немецнкой классификации 1941 года) T-IV значительно уступали Т-34 по вооружению и имели менее эффективное бронирование.
Стандартная 37 мм немецкая противотанковая пушка, легко поражавшая Т-26 и БТ, против Т-34 оказалась малоэффективной, что вынудило применять против них 105 и 150 мм полевую артиллерию и 88 мм зенитные орудия, выставленные на прямую наводку.
В боях начального периода войны Т-34 сыграл важнейшую роль, сначала сдерживая и замедляя прорывы немецкой армии, а затем участвуя в контрударах.
Немецкой армии пришлось спешно разрабатывать средства ПТО, способные противостоять Т-34. Это привело к установке на немецкие танки более мощных длинноствольных орудий, усилению их бронезащиты. Пехотные части перевооружались более совершенными и эффективными противотанковыми пушками: PaK 38-50 мм и PaK 40-75 мм . Началось массовое производство самоходных штурмовых орудий. Форсировалась разработка собственных, качественно новых средних и тяжелых танков, способных соперничать с Т-34 и КВ. В результате, уже к середине 1942 года бронирование Т-34 оказалось недостаточным, и они начали нести большие потери. Но в то же время стали сказываться другие его достоинства. В первоначальную конструкцию были внесены тысячи изменений, что сделало танк более технологичным и дешёвым в производстве. Это позволило массово выпускать Т-34 на предприятиях, изначально не являвшихся танкостроительными заводами, с применением малоквалифицированной рабочей силы, в результате чего, несмотря на большие потери, их общее количество на фронте постепенно росло. Танк стал неприхотливым и надёжным в эксплуатации, ремонтопригодным.
В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники, с усиленным бронированием, перестала быть достаточной и 76,2 мм пушка. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34.
Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов, в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85. В нем была применена новая 85 мм пушка. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню, с усиленным бронированием и более удобную для экипажа и командира. В результате на несколько тонн вырос вес, что привело к незначительному снижению динамических характеристик. Считается, что именно в этой модификации было достигнуто оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности для средних танков Второй мировой войны.
T-34-85 принял участие в войнe в Корее в 1950
Тем не менее, радикального улучшения боевых характеристик не произошло. Малоуязвимый в 1941 году, Т-34 в 1944—1945 уже не способен был на равных противостоять тяжёлым немецким танкам и штурмовым орудиям. Недостаточно он оказался защищен и от средств немецкой пехотной ПТО, включавшей к тому времени новейшие реактивные противотанковые гранатометы. В результате, в 1945 году примерно 90 % попаданий в Т-34 заканчивались пробитием его брони. Это приходилось компенсировать их массированным и грамотным применением. К концу войны Т-34 являлся самым многочисленным танком в армии СССР. После войны Т-34 активно экспортировался во множество стран мира. Он принял участие в войнах в Корее, Вьетнаме, арабо-израильских войнах, множестве конфликтов в Африке, на Балканах.
Легендарные танки оставались на вооружении некоторых стран, например, Ирака, до конца 20-го века.
Видео-материал по теме
Источники информации
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-34
абе глупости т-34 дядо ми е служил и на т-34 и на майбах Панцер 3 ии ми е казвал че разликата е все едно от автомобил в каруца да се качиш т-34 няма мерни прибори и меренето става чрез дулото за това моля стига свинщини
[Написать ответ на этот комментарий]