Атомная подводная лодка (проект 627А) «Кит»
Оставить комментарий // Версия для печати // Отправить по почте знакомым
С учетом опыта разработки проекта первой ПЛА проекта 627, 22 октября 1955 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на основе АЛЛ проекта 627 серийной атомной подводной лодки с торпедным вооружением проекта 627А (шифр «Кит»).
Проектирование этих кораблей осуществлялось в СКБ-143 и велось под наблюдением специалистов ВМФ. Главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.Ф.Бовыкин, затем капитан 2 ранга Б.Ф.Васильев.
В проекте серийных ПЛАТ сохранили основные технические решения, оборудование, главную энергетическую установку и вооружение, принятые на опытной ПЛА пр.627. Вместе с тем в них реализовали мероприятия по повышению живучести ПЛ, надежности ее оборудования, изменили состав штурманского вооружения и т.д. Для создания более благоприятных условий работы ГАС «Арктика-М» ее антенну разместили в килевой части носовой оконечности в специальном наплыве. Над торпедными аппаратами установили антенну шумопеленгаторной станции МГ-10.По своим ТТЭ ПЛАТ пр.627А практически не отличалась от опытной ПЛА.
Весной 1956 г. был разработан технический проект усовершенствованного корабля, а осенью того же года была завершена переработка рабочих чертежей и эксплуатационной документации. В 1955 г., не дожидаясь результатов испытания первого атомохода и завершения проектных работ, в Северодвинске развернулись работы по строительству серии из 12 кораблей проекта 627А.
Первая АПЛ проекта (К-5) была заложена в августе 1956 г., и вошла в строй Северного флота 27 декабря 1959 г. В ходе испытаний К-5, при мощности энергетической установки, составляющей 80% от номинальной, была достигнута самая высокая в мире скорость длительного подводного хода — 28 узлов. Расчеты показывали, что при выходе на максимальную мощность скорость должна была достичь 30 узлов.
В процессе серийного строительства продолжалась отработка конструкций АЭУ и корабля. Была существенно повышена надежность паропроизводящей установки, заменено некоторое оборудование, установлена новая система управления торпедной стрельбой, усовершенствовано радиоэлектронное вооружение.
В начале 60-х годов основные проблемы обеспечения надежной эксплуатации ПЛА и их энергетических установок удалось решить. Это позволило совершить ряд дальних походов, в том числе и подледных плаваний.
Созданные в небывало короткие сроки атомные ПЛ первого поколения явились достойным вкладом в обеспечение обороноспособности страны. Они с честью пронесли военно-морской флаг через все океаны. Корабли проекта 627А. прошли славный путь, вписав яркую страницу в историю Советского Военно-морского Флота.
Все лодки проекта 627А были выведены в резерв и списаны в 1989–1992 гг. К-115, К-14, К-42 и К-133 завершили свою службу на Тихоокеанском флоте, остальные — на Северном.
ПЛ «К-5»
10.10.58–22.9.59 г. Швартовые испытания.
22–25.09.1959 г. Заводской наладочный выход.
11.10–27.12.59 г. Совместные ходовые испытания.
27.12.1959 г. Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний.
1960 г. Вошла в состав Северного флота.
1960 г. Совершила 10 выходов в море, прошла в надводном положении 1088 миль, в подводном — 7107 миль.
11.60–12.62 г. Проходила ремонт и модернизацию.
1965 г. Была обнаружена разгерметизация ТВЭЛов. В связи с большим объемом работ и неудовлетворительной радиационной обстановкой отсек ППУ был вырезан и заменен новым. Ремонт продлился до сентября 1967 г. Вырезанный отсек вместе с реактором, залитым специальной твердеющей смесью, был захоронен в специальном полигоне.
1967–1971 гг. Совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 300 суток.
07.71–08.73 г. Находилась в текущем ремонте. В 1975 г. произведена перезарядка реакторов.
1974–1978 гг. Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 81 сутки.
25.07.1977 г. Отнесена к подклассу БПЛ.
1982 г. После ремонта (11.12.81–17.08.82) совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 49 суток.
1986–1988 гг. Отрабатывала задачи боевой подготовки в море и базе.
01.07.1990 г. Выведена из боевого состава ВМФ.
2000 г. Хранилась на приколе в губе Гремиха (о. Островной).
Всего с момента постройки «К-5» прошла 198975 миль за 33407 ходовых часов.
ПЛ «К-8»
26.06–16.11.59 г. Швартовые испытания.
16.11.1959 г. Заводской наладочный выход.
04–31.12.59 г. Совместные ходовые испытания.
31.12.1959 г. Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний.
31.08.1960 г. Вошла в состав Северного флота.
1960 г. Активно отрабатывала задачи БП. Прошла в надводном положении 1357 миль, в подводном — 3168 миль, совершив 6 выходов.
1961 г. Совершила 5 выходов, пройдя в надводном положении 1512 миль и в подводном положении 3171 милю.
Конец 1961 г. Встала в ремонт.
1965–1966 гг. Занималась отработкой задач БП в море и в базе.
08.66–07.68 г. Находилась в текущем ремонте с заменой парогенераторов.
1969 г. Совершила автономный поход на БС продолжительностью 21 сутки.
17.02.1970 г. Выход в последний поход.
08.04.1970 г. При возвращении с боевой службы и учений «Океан» на 51-е сутки автономного похода в Бискайском заливе на глубине 120 метров при скорости хода 10 узлов в 22 ч. 30 м. почти одновременно в III и VII отсеках возникли пожары. ПЛ начала всплытие в надводное положение, увеличив ход до 16 узлов. В 22ч. 36 м. ПЛ всплыла в надводное положение, волна 2 балла, ветер 3 балла. Через несколько минут сработала аварийная защита реакторов обоих бортов, из-за выхода из строя силовой электросети. ПЛ полностью лишилась хода, электроэнергии и средств связи. В ночь на 9 апреля вследствие повышения температуры и загазованности IV и VI отсеков личный состав из них был переведен на мостик. В 2 часа ночи отдраили люк VIII отсека, из которого были выведены 4 человека и вынесено 15 человек, погибших от отравления окисью углерода. К утру 9 апреля весь личный состав покинул кормовые отсеки с V по IX и они больше не посещались и не осматривались. Во второй половине дня 9 апреля волнение увеличилось до 4 баллов, появились признаки нарастания дифферента на корму вследствие поступления воды в кормовые отсеки. На подошедшие корабли были переданы 73 члена экипажа «К-8». Оставшийся личный состав разместили в I и II отсеках и на мостике. Трехкратная попытка транспорта «Касимов» завести буксирный трос в штормовых условиях не увенчалась успехом. Таким образом, ПЛА 8–10 апреля находилась в дрейфе, без хода и с израсходованным запасом воздуха высокого давления. Утром 10 апреля на лодку вышел болгарский теплоход «Авиор», через который сообщили об аварии в Москву. К этому времени погода резко ухудшилась, стало ясно, что в 7-й отсек поступает вода, запасы ВВД закончились,дифферент продолжал нарастать. В условиях сильного шторма болгарское судно сняло с ПЛ 46 человек. К 15 часам 11 апреля волнение достигло 6 баллов. Личный состав из I и II отсеков был выведен на мостик и в ограждение рубки во главе с командиром ПЛ капитаном 2 ранга В. Бессоновым. Ночью к месту аварии подошли советские суда: т/х «Касымов», «Комсомолец Литвы» и нис «Харитон Лаптев», их попытки взять подводную лодку на буксир не увенчались успехом. В 21 час 11 апреля уже заливало ограждение рубки. К концу третьих суток аварии положение ещё более осложнилось — носовые отсеки постепенно загазовывались, в кормовые поступала вода, затапливались безгингстонные цистерны главного балласта. Оценив ситуацию, командир БЧ-5 начал настаивать покинуть корабль. Командир всё ещё надеялся продолжить борьбу за живучесть, и на борту ПЛ осталась одна боевая смена из 22 человек во главе с командиром лодки капитаном 2-го ранга Бессоновым. Около 6 час. 20 м. 12 апреля радиолокационный контакт с ПЛ был потерян. Вахтенный помощник с транспорта «Касимов» увидел красную ракету с ПЛА. Волнение моря к этому времени увеличилось до 8 баллов. Через короткий промежуток времени были зафиксированы два мощных гидравлических удара, что свидетельствовало о гибели подводной лодки. В условиях восьмибального шторма спасти оставшихся на плаву моряков не удалось. Причиной гибели явилась потеря продольной остойчивости в результате последовательного поступления забортной воды в несколько (не менее трех) отсеков прочного корпуса. Определенную роль в невозможности длительного удержания ПЛ в надводном положении в штормовых условиях сыграла бескингстонность цистерн главного балласта — через шпигаты постепенно стравливался воздух, находящийся в цистернах, цистерны постепенно заполнялись водой и ПЛ теряла запас плавучести. ПЛА затонула в Бискайском заливе на глубине более 4500 метров, погибло 52 человека. Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота. Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены экипажа закрытым Указом Президиума Совета министров были награждены орденом Красного знамени, оставшиеся в живых — медалью Ушакова. Именем начальника медслужбы Соловья, отдавшего свой ИДА больному матросу была названа улица в пос. Гремиха, где базировался атомоход, там же погибшим морякам поставили памятник.
ПЛ «К-11»
11–22.11.1961 г. Швартовые испытания.
26.11–01.12.61 г. Заводской наладочный выход.
02–30.12.1961 г. Совместные ходовые испытания.
30.12.1961 г. Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний.
16.03.1962 г. Вошла в состав Северного флота.
11.63–11.64 гг. Проходила текущий ремонт.
11.1964 г. Обнаружена разгерметизация ТВЭЛов. Было принято решение о перезарядке активных зон реакторов обоих бортов.
16.09.64–23.09.65 Прохождение ремонта.
12.2.1965 г. При подъеме крышки кормового реактора 12.2.1965 г. произошел несанкционированный выход реактора на мощность, выброс пара и, как следствие, резкое ухудшение радиационной обстановки в отсеке. Вскоре был зафиксирован и пожар. Отсек был залит водой из пожарных шлангов, пожар ликвидирован, но в отсек поступило 250 т морской воды, около 150 т воды поступило в смежный турбинный отсек. Учитывая неудовлетворительную радиационную обстановку отсек ППУ был вырезан и заменен на новый.
До 08.1968 г. Аварийно-восстановительный ремонт.
1968–1970 гг. Совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 305 суток.
11.71–09.74 гг. Проходила средний ремонт и модернизацию.
1975–1977 гг. Совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 173 суток.
25.07.1977 г. Отнесена к подклассу БПЛ.
28.12.1975 г. На глубине 90 м обнаружена течь по съемному листу для погрузки АБ во II отсеке. Лодке была ограничена глубина погружения.
01–08.1982 г. Находилась текущем ремонте.
1982–1985 гг. Совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 144 суток.
1986–1988 гг. Отрабатывала задачи БП в море.
19.04.1990 г. Выведена из боевого состава ВМФ.
2000 г. Хранилась на приколе в губе Гремиха (о. Островной).
Всего с момента постройки «К-11» прошла 220179 миль за 29560 ходовых часов.
К-14
20 марта1958 года Зачислена в списки кораблей ВМФ.
2 сентября1958 года Заложена в цехе ССЗ № 402 в Молотовске (Северодвинске).
16 августа 1959 года Спущена на воду.
1 сентября — 22 ноября1959 года Швартовные испытания.
7–30 декабря1959 года Совместные ходовые испытания.
30 декабря1959 года Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. Вошла в строй.
31 августа1960 года Вошла в состав Северного флота, зачислена в состав отдельной 206 бригады атомных подводных лодок СФ.
1960 год Совершила 9 походов, пройдя в надводном положении 1997 миль, а в подводном положении 11430 миль, в том числе в Атлантический океан.
1961 год, январь В связи с переформированием 206 бригады вошла в 3 дивизию 1 флотилии атомных подводных лодок СФ.
1961 год Совершила 4 походов, пройдя в надводном положении 1356 миль, а в подводном положении 1967 миль.
1961 год Была выполнена первая опытная перегрузка активных зон ядерных реакторов силами Военно-Морского Флота непосредственно в пункте базирования в губе Малая Лопаткина. Перегрузку выполняла ПМ-124 береговой технической базы г. Андреева (Главный инженер БТБ Костылев В.Б., руководитель перегрузки Ганзицкий К.С., командир БЧ-5 ПМ-124 Кот В.В. ). Впоследствии это стало обычной плановой работой, но вначале 60-х годов это был первый уверенный шаг к освоению технологии перегрузок активных зон ядерных реакторов в пункте базирования.
1962 год Произошло разрушение аварийной защиты обоих бортов. Был вырезан и заменен реакторный отсек.
Декабрь 1964 года Окончание аварийно-восстановительного ремонта.
30 августа — 17 сентября 1966 года Перешла подо льдами Арктики с Северного флота на Тихоокеанский флот. 19 раз всплывала в районе Северного полюса для поиска научной дрейфующей станции СП-15 для оказания медицинской помощи одному из членов ее экспидиции. Капитану 1 ранга Голубеву Д.Н. и старшему на переходе командиру 3 дивизии атомных подводных лодок капитану 1 ранга Игнатову Н.К. было присвоено звание Героя Советского Союза..
8 октября 1966 года Перечислена в состав КТОФ. Вошла в состав 10 ДиПЛ 15 ЭсПЛ КВФл с базированием на б. Крашенинникова.
1966–1970 год Совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 160 суток.
Декабрь 1970 года — март 1973 года Находилась в среднем ремонте.
Ноябрь 1973 года В составе дивизии вошла во 2 ФлПЛ ТОФ.
1973–1975 год Совершила 3 автономных похода на БС общей продолжительностью 135 суток.
1976–1978 год Находилась в текущем ремонте.
25 июля 1977 года Отнесена к подклассу БПЛ.
1979–1982 год Отрабатывала задачи боевой подготовки.
Декабрь 1982 года — март 1986 года Находилась в среднем ремонте.
12 февраля 1988 года В базе при проведении работ в трюме VII отсека возник пожар, который был ликвидирован подачей огнегасителя системы ЛОХ, при этом погиб один человек.
1988 год Введено ограничение — ГЭУ ЛБ — 70% от номинальной мощности, ПБ — 50% от номинальной мощности с разрешением использования ПЛ для БП и резерва БС на глубинах не свыше 160 м.
19 апреля 1990 года Выведена из боевого состава ВМФ.
2000 год Находилась на приколе в б.Постовая (г. Советская Гавань).
Всего с момента постройки «К-14» совершила 14 дальних походов и боевых служб, пройдя 185831 миль за 22273 ходовых часов.
ПЛ «К-21»
22.07–30.08.61 г. Швартовые испытания.
12–16.09.1961 г. Заводские испытания.
21.09–31.10.61 г. Государственные испытания.
31.10.1961 г. Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний.
28.11.1961 г. Вошла в состав Северного флота.
1961 г. Прошла в надводном положении 2382 мили, в подводном — 3524.
24.03–14.05.62 г. Совершила 51-суточное плавание, пройдя 10124 мили (8648 — в подводном положении). Это был первый поход ПЛА на полную автономность.
23.04–21.05.64 г. Поход в Норвежское море и Северную Атлантику по плану «Ограда».
1965 г. Несла БС в Баренцевом море.
1965–1966 гг. Ремонтировалась в Северодвинске на «Звездочке».
1967–1970 гг. Совершила 3 автономных похода на БС общей продолжительностью 170 суток.
17.03–13.06.1969 Ремонт на СРЗ-10.
1973–1975 гг. Находилась в ремонте. В 1975 г. произведена перезарядка реакторов.
25.07.1977 г. Отнесена к подклассу БПЛ.
1976–1980 гг. Совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 200 суток.
1983–1985 гг. Находилась в среднем ремонте на СРЗ-10.
1986–1989 гг. Отрабатывала задачи боевой подготовки в море и базе.
19.04.1990 г. Выведена из боевого состава ВМФ.
2000 г. Хранилась на приколе в губе Гремиха (о. Островной).
Всего с момента постройки «К-21» прошла 190831 миль за 22932 ходовых часа.
ПЛ «К-42» («Ростовский комсомолец»)
23.08–22.10.63 г. Швартовые испытания.
22–26.10.1963 г. Заводские испытания.
27.10–30.11.63 Государственные испытания.
30.11.1963 г. Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний.
14.12.1963 г. Вошла в состав Северного флота.
07.09–02.10.64 г. Выполняла задание в районе итоговых маневров объединенных ВМС НАТО «Феликс-64».
1965–1966 гг. Отрабатывала задачи БП, проводила испытания новой техники и обучение новых экипажей ПЛА.
1966 г. Прошла в надводном положении 2200 миль, в подводном положении — 4200 миль.
12.66–02.68 г. Текущий ремонт с заменой парогенератора.
20.08–05.09.68 г. Скрытно подо льдами Арктики перебазирована с Северного флота на Тихоокеанский флот в Петропавловск-Камчатский. Командир перехода командир флотилии подводных лодок Северного флота капитан 1 ранга А.П. Михайловский, командир ПЛА капитан 1 ранга В.И. Заморев. Пройдено подо льдом 1749 миль за 137 часов 19 минут.
12.09.1968 г. Перечислена в состав КТОФ.
1968–1972 гг. Совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 50 суток. На отработку задач БП потрачено 100 суток.
21.03.1969 г. На глубине 70 м произошло затопление трюма турбинного отсека, ПЛ всплыла в надводное положение с дифферентом 5° на корму. В результате перемещения воды в корму произошло засоление питательной воды II контура и циркуляционного масла ГТЗА через неплотности в конденсатно-питательной системе.
11.72–10.75 г. Находилась в среднем ремонте на ДВЗ «Звезда», произведена перезарядка реакторов.
25.07.1977 г. Отнесена к подклассу БПЛ.
28.06.1978 г. При отработке задач боевой подготовки на подходах к Авачинской губе в тумане столкнулась с танкером «Силуэт», получив незначительные повреждения обшивки легкого корпуса и обтекателя ГАК.
1980 г. Текущий ремонт.
1981 г. Совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 40 суток.
1983 г. Совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 270 суток, из которых 130–140 суток были ходовыми, пройдено (с пополнением запасов в пункте маневренного базирования) в надводном положении 4096 миль, в подводном — 21131 миля.
1985 г. Поставлена в средний ремонт со сроком окончания во II кв. 1988 г..
1988 г. Принято решение о нецелесообразности окончания ремонта и подано предложение о выводе ПЛ из состава ВМФ.
1989 г. Выгружена активная зона.
14.03.1989 г. Выведена из боевого состава ВМФ.
2000 г. Находилась на приколе в б. Чажма (пос. Дунай).
Всего с момента постройки «К-42» прошла 144481 миль за 17486 ходовых часов.
ПЛ «К-50» («К-60»)
18.12.63–11.6.64 г. Швартовые испытания.
11–14.06.1964 г. Заводские ходовые испытания.
14–17.07.1964 г. Государственные испытания.
17.07.1964 г. Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний.
06.08.1964 г. Вошла в состав Северного флота.
04.03–04.04.65 г. Совершила поход по плану учений «Ограда».
05–06.1965 г. Отработка задач по плану БП.
07.1965 г. Боевая служба в Северной Атлантике.
1966 г. Отработка задач по плану БП, испытания новой техники, обучение новых экипажей. Пройдено в надводном положении 1093 мили, в подводном — 3797 миль.
11.67–12.68 г. Проходила текущий ремонт.
1969–1973 гг. Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 161 сутки, на отработку задач БП затратила 170 суток.
04.73–09.75 г. Находилась в среднем ремонте. 09.1975 г. произведена перезарядка реакторов.
25.07.1977 г. Отнесена к подклассу БПЛ.
1978 г. Совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 51 сутки.
1982–1983 гг. Присвоен тактический номер «К-60» (25.07.77?).
12.83–25.01.84 г. Находилась на БС.
1984–1988 гг. Находилась в боевом дежурстве, отрабатывала задачи боевой подготовки в море и базе.
04.09.88–27.01.89 Ремонт на СРЗ-10.
19.04.1990 г. Выведена из боевого состава ВМФ.
2000 г. Хранилась на приколе в губе Гремиха (о. Островной).
Всего с момента постройки «К-50» («К-60») прошла 171456 миль за 24760 ходовых часов.
ПЛ «К-52»
10.09–20.10.60 г. Швартовые испытания.
03.11–10.12.60 г. Совместные ходовые испытания.
08.11.1960 г. При прохождении ПЛА мерной линии в Кандалашском заливе произошла заклинка больших КГР на погружение на полном ходу. Дифферент на нос достиг 17 градусов. Командир дал команду на реверс обеим ходовым турбинам и засекал секундомером время исполнения команды. На 11-й секунде начали падать обороты винтов, на 17-й обеим турбинам дали контрпар, на 47-й секунде ПЛА была одержана в 20 метрах от грунта на глубине 340 метров, тем самым, превысив предельную глубину погружения (300 метров). Это был первый случай заклинки горизонтальных рулей у ПЛА на ходу.
03–22.12.1960 г. Устранение замечаний, подписание Акта приемки корабля от промышленности.
10.12.1960 г. Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. Ответственный сдатчик Лысков Николай Павлович, ведущий военный представитель КПА ГУК ВМФ инженер-капитан 2 ранга Федоренко Илья Емельянович, командир корабля капитан 2 ранга Рыков Валентин Павлович, председатель комиссии государственной приемки капитан 1 ранга Висящев Анатолий Васильевич. ПЛА сдана досрочно, как этап соцсоревнования завода.
23(22?).12.1960 г. Поднят Военно-морской флаг. Вошла в состав Северного флота.
25–27.12.60 г. Переход и прибытие в бухту Малая Лопатка губы Западная Лица, вошла в состав отдельной 206 бригады атомных подводных лодок СФ.
01.1961 г. В связи с переформированием 206 бригады вошла в 3 дивизию 1 флотилии атомных подводных лодок СФ.
01.1961 г. Сдача экипажем 1-й курсовой задачи с первого предъявления.
04.1961 г. Подледное плавание под паковым льдом между Землей Франца Иосифа и островом Шпицберген до 84-й параллели. Старший на борту Командующий КСФ Чабаненко А.Т..
05–06.1961 г. Автономное плавание в Атлантическом океане, участие в учениях. ПЛА досрочно была возвращена в базу в связи с аварией на «К-19».
1961 г. За года совершила 5 выходов, пройдено в подводном положении 13105 миль.
04–10.04.1962 г. Участие в учениях СФ «Завеса» во время которого произошел разрыв 1-го контура на патрубке ПГ правого борта. ПЛА всплыла в шторм в надводное положение и запустила ДГ, затем ввела в действие имеющую малую течь АЭУ левого борта и вернулась в базу. Личный состав получил значительные дозы облучения. По возвращению вахтенная документация была арестована, но после проверки возвращена за исключением вахтенного журнала центрального поста. Журнал был обнаружен только в 1994 году в ЦАВМФ в городе Гатчине капитаном 1 ранга Рыковым В.П., но с фальсификацией. Записи доз облучения исправлены, в результате чего стали в 10 раз меньше.
1962 г. Ремонт.
08.1963 г. Завоевала приз ГК ВМФ СССР по торпедной подготовке.
10.65–02.67 г. Ремонт на СРЗ-10.
04–08.05.1967 г. Обеспечение киносъемок в высокоширотном районе двух фильмов о ВМФ СССР «Служу Советскому Союзу» и «Родины верные сыны». ПЛА изображала «К-3» во время ее похода на северный полюс. Для этого на борт был взят боцман-горизонтальщик мичман Луня, который и водружал флаг на льду.
26.10–21.12.67г Внеплановая боевая служба в Средиземном море. ПЛА в подводном положении столкнулась с ПЛАРБ ВМС США «Мэдисон».
28.08–29.10.68 г. Боевая служба в Средиземном море.
10–11.1969 г. Боевая служба.
1967–1969 гг. Общая продолжительность 3-х боевых служб составило 185 суток.
18.06.1969 г. При нахождении в море произошло затопление морской водой необитаемых помещений реакторного отсека.
12.69–27.12.72 г. Средний ремонт с большим объемом модернизации с заменой навигационного комплекса на НК «Сигма», гидроакустического на «Рубикон», установлена система замера плотности воды «Береста», система СДВ связи и многое другое. Также были заменены парогенераторы.
27.12.1972 г. ПЛА пришвартовалась у пирса в Святоносском заливе на Йоканьгском рейде, прибыв к новому месту службы в состав 17 дивизии атомных подводных лодок СФ.
12.73–02.74 г. Боевая служба в Средиземном море.
07–09.1975 г. Боевая служба в Атлантическом океане.
15.07.1977 г. В море обнаружено засоление второго контура из-за течи трубной системы главного конденсатора ЛБ. Неисправность устранена личным составом в море.
25.07.1977 г. Отнесена к классу БПЛ.
07.1983 г. Выход на боевую службу в южную часть Атлантики, но по причине засоления КПС после прохождения Фареро-Исландского противолодочного рубежа ПЛА была возвращена в базу. Причиной засоления стал неправильный монтаж трубопроводов системы сливов протечек КПС в главный конденсатор при производстве текущего ремонта на СРЗ-10 резервным экипажем.
1973–1984 гг. Выполнила 8 автономных походов на БС общей продолжительностью 295 суток.
1985–1986 гг. Отрабатывала задачи БП в море и базе.
09.10.86–12.09.87 Средний ремонт на СРЗ-10.
16.09.1986 г. Из-за большого объема ремонтных работ Главкомом ВМФ принято решение сдать ПЛА в ОФИ. Эта была первая ПЛА 627А проекта, сданная в ОФИ.
Весна (?) 1996 г. ПЛА отбуксирована в СРЗ-10 для выгрузки активных зон.
09.96–30.01.97 г. ПЛА утилизирована на СРЗ-10 в городе Полярном (или на ГП «Звездочка»?).
Всего с момента постройки «К-52» прошла 236804 миль за 26366 ходовых часа.
ПЛ «К-115»
25.10–10.12.62 г. Швартовые испытания.
10–12.12.1962 г. Заводской наладочный выход.
10–31.12.1962 г. Совместные ходовые испытания.
31.12.1962 г. Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний.
11.01.1963 г. Вошла в состав Северного флота.
1963 г. Перед ПЛ была поставлена задача — пройти подо льдами Арктики из Баренцева моря в Тихий океан.
03–17.09.1963 г. Первый в ВМФ трансарктический переход совместно с «К-178». Выполнив ряд всплытий и «приледнений» к нижней поверхности льда, ПЛ всплыла у Советской дрейфующей станции «Северный полюс-12». 11.09.63 г. ПЛА «К-115» всплыла в назначенной точке в Чукотском море, где ее ожидал ледокол «Пересвет». 17.09.63 г. «К-115» прибыла к новому месту базирования в г. Петропавловске-Камчатском. Под ледяным покровом Арктики «К-115» прошла 1570 миль за 121 час. За образцовое выполнение задания командование проявленные при этом мужество и отвагу указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.02.64 г. И.Р. Дубяге присвоено звание Героя Советского Союза, члены экипажа «К-115» награждены другими правительственными наградами. Орденом Ленина награжден капитан 1 ранга В. Кичев (руководитель похода).
23.10.1963 г. Перечислена в состав КТОФ.
1965–1967 гг. Плановый ремонт на ДВЗ «Звезда».
1967–1971 гг. Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 69 суток.
07.04.1970 г. Награждена Ленинской юбилейной почетной грамотой.
11.1971–1973 гг. Ремонт на ДВЗ «Звезда».
09.75–04.76 г. Ремонт.
1976–1980 гг. Совершила 1 автономный поход на БС общей продолжительностью 50 суток.
16.01.1977 г. В море произошло загорание и взрыв регенеративного патрона РП-200 индивидуального дыхательного устройства ПДУ-1 в V отсеке. Личный состав был выведен из отсека, отсек герметизирован. Один человек получил ожоги на 60% тела и погиб.
25.07.1977 г. Отнесена к подклассу БПЛ.
07.1977 г. Возгорание электрооборудования.
08.1977 г. Возгорание электрооборудования. Ремонт в заводских условиях.
10.1978 г. Возгорание электрооборудования.
31.10.1985 г. Поставлена на ДВЗ «Звезда» на капитальный ремонт.
1986 г. Предложение о выводе из строя, из-за неудовлетворительного состояния и выработки ресурса.
16.07.1987 г. Выведена из боевого состава ВМФ.
1988 г. Выгружена активная зона реактора.
2000 г. Находилась на приколе в б. Крашенинникова.
Всего с момента постройки «К-115» прошла 178509 миль за 22070 ходовых часов.
ПЛ «К-133».
06.07–14.09.62 г. Швартовые испытания.
14–25.11.1962 г. Заводской наладочный выход (заводские испытания).
26–29.10.1962 г. Совместные ходовые испытания (Государственные испытания).
29.10.1961 г. Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний.
14.11.1962 г. Вошла в состав Северного флота.
1963 г. Впервые в ВМФ совершила 51-суточный поход в экваториальные воды Атлантики.
10.64–09.65 гг. Проходила текущий ремонт.
12.2.1965 г. При подъеме крышки кормового реактора 12.2.1965 г. произошел несанкционированный выход реактора на мощность, выброс пара и, как следствие, резкое ухудшение радиационной обстановки в отсеке. Вскоре был зафиксирован и пожар. Отсек был залит водой из пожарных шлангов, пожар ликвидирован, но в отсек поступило 250 т морской воды, около 150 т воды поступило в смежный турбинный отсек. Учитывая неудовлетворительную радиационную обстановку отсек ППУ был вырезан и заменен на новый.
02.02–26.03.66 г. Совместно с ПЛАРК «К-116» впервые в мире совершила без всплытия в надводное положение переход с Северного флота на Тихоокеанский флот южным маршрутом через пролив Дрейка. За 52 суток пройдено 21000 миль. 23.05.1996г удостоены звания Героя Советского Союза к.а А.И. Сорокин, к. 2 р. Л.Н. Столяров, к. 2 р. Н.В. Усенко, к. 2 р. И.Ф. Морозов. Часть экипажа награждена правительственными наградами.
14.04.1966 г. За успешное выполнения задания была удостоена гвардейского звания.
14.11.1966 г. Перечислена в состав КТОФ.
1966–1968 гг. Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 103 суток.
10.68–12.70 гг. Проходила текущий ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда».
1971–1976 гг. Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 93 суток.
1976 г. В море произошло снижение изоляции силовых кабелей, потребовалась замена.
10.76–04.77 г. Находилась в текущем ремонте.
1977 г. Совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 48 суток.
25.07.1977 г. Отнесена к подклассу БПЛ.
05.80–01.82 гг. Проходила средний ремонт. 1981г — перезарядка реакторов.
1983–1986 гг. Совершила 1 автономный поход на БС, после похода принято решение об использовании ПЛ только для БП и резерва БС.
30.05.1989 г. Выведена из боевого состава ВМФ, поставлена на прикол в б. Постовая (г. Советская Гавань).
01.05.1998 г. Расформирована.
1997–1998 гг. После вырезки реакторных отсеков, разделана на металл на ДВЗ «Звезда».
Всего с момента постройки «К-133» прошла 168889 миль за 21926 ходовых часов.
ПЛ «К-159»
11.06–20.08.63 г. Швартовые испытания.
11.09–09.10.63 г. Совместные ходовые испытания.
09.10.1963 г. Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний.
04.11.1963 г. Вошла в состав Северного флота.
1963–1967 гг. Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 74 суток.
02.03.1965 г. В море обнаружена микротечь левого конденсатора, что привело к необходимости возвращения в базу.
1967–1968 гг. Текущий ремонт с заменой ПГ на СРЗ «Звездочка».
1969 г. Совершила автономный поход на БС общей продолжительностью 65 суток.
1970–1972 гг. Проводился ремонт с перезарядкой реакторов.
1973–1975 гг. Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 115 суток.
25.07.1977 г. Отнесена к подклассу БПЛ.
1979–1980 гг. Находилась в текущем ремонте на СРЗ-10.
1981–1984 гг. Совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 138 суток.
1985–1988 гг. Отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе.
30.05.1989 г. (16.07.1989 ?) Выведена из боевого состава ВМФ.
1989–2003 г. Хранилась на приколе в губе Гремиха (о. Островной).
28.08.2003 г. Начата буксировка на Судоремонтный СРЗ-10 («Шквал») в город Полярный для проведения работ по выгрузке активной зоны ядерного реактора и последующей утилизации. Буксировка подлодки осуществлялась на 4-х понтонах. На борту находилось 10 человек.
30.08.2003 г . В ночь с 29 на 30 августа бушевал шторм, произошел отрыв понтонов. Подводная лодка потеряла устойчивость и затонула около 3:00 по московскому времени в трех милях к северо-западу от острова Кильдин на глубине 238 метров. Спасти удалось только одного подводника.
Всего с момента постройки «К-159» прошла 212618 миль за 25364 ходовых часов (не считая последнего перехода).
К-181
1 июня 1961 года Зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ.
15 ноября 1961 года Заложена в цехе ССЗ № 402 («Севмашпредприятие») в Северодвинске.
7 сентября 1962 года Спущена на воду.
1962 год (11 октября — 21 ноября) Швартовные испытания.
1962 год (22–24 ноября) Заводские ходовые испытания.
1962 год (25 ноября -27 декабря) Государственные испытания.
27 декабря1962 года Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. Вошла в строй ВМФ.
11 января 1963 года Включена в состав КСФ, вошла в 3 ДиПЛ 1 ФлПЛ подводных лодок СФ с базированием на Западную Лицу.
Лето 1963 года Дооборудована на «Севмашпредприятии» для похода на Северный полюс.
Сентябрь 1963 года Тренировочное плавание к кромке паковых льдов в районе архипелага Земля Франца-Иосифа.
1963 год (25 сентября — 4 октября) Совершила арктический поход в район Северного полюса. Расчетной точки Северного полюса «К-181» достигла 29 сентября в 6 часов утра. В 06 часов 51 минуту «К-181» всплыла в полынье, обнаруженной в непосредственной близости от полюса. На льду была установлена мачта и подняты государственный и военно-морской флаги. Поход продолжался 9 суток и 3 часа, пройдено 3464 мили за 219 часов, подо льдом 1800 миль за 107 часов. Во время похода проводились испытания новейшего всеширотного навигационного комплекса. Поход проводился под непосредственным руководством командующего СФ адмирала В.А. Касатонова, командовал ПЛА «К-181» капитан 2 ранга Ю.А. Сысоев. Кроме экипажа на борту «К-181» находились командующий СФ адмирал В.А. Касатонов, начальник политотдела флотилии ПЛА контр-адмирал Г.Г. Антонов, начальник управления штаба СФ капитан 1 ранга Д.И. Шендель, главный штурман ВМФ капитан 1 ранга А.Н. Мотрохов, заместитель командующего флотилии ПЛА по ЭМЧ капитан 1 ранга М.М. Будаев, заместитель командира ДиПЛ капитан 2 ранга В.П. Рыков, представители прессы, НИИ, всего вместе с экипажем 124 человека. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.02.64 г. командиру «К-181» капитану 2 ранга Ю.А. Сысоеву присвоено звание Героя Советского Союза. Награждены орденами и медалями остальные участники похода.
16 марта — 14 апреля 1964 года Впервые в истории ВМФ СССР выполнила БС в Северной Атлантике.
17 июля — 15 августа 1964 года Совершила поход по плану учений «Ограда».
1965–1970 годы Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 134 суток.
1966 год Осуществила длительное слежение за ударными соединениями США во главе с авианосцем «Saratoga» — от Гибралтара до побережья США.
1966 год (28 сентября — 6 ноября) БС в Атлантическом океане. Цель похода — проверка работы оборудования в условиях высоких температур забортной воды. Пройдено 13747 миль, из них только 45 миль в надводном положении.
С декабря 1967 года по октябрь 1968 года находилась в ремонте с перезарядкой зон реакторов.
20 февраля 1968 года Первой в истории нашего флота в послевоенный период была награждена орденом Боевого Красного Знамени.
1968 год, декабрь Во время автономного похода на БС совершила первый в истории ВМФ заход атомной подводной лодки в иностранный порт — Александрию, создав прецедент пребывания нашей атомной подводной лодки в иностранном порту. Выполняла боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.
1971–1974 годы Находилась в текущем (среднем?) ремонте на СРЗ-10 в губе Пала (г. Полярный).
1976–1981 годы Совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 150 суток.
25 июля 1977 года Отнесена к подклассу БПЛ.
18 октября 1976 года Во время БС на глубине 180 м было обнаружено поступление забортной воды через съемный лист V отсека. Лодка всплыла в надводное положение для обжатия съемного листа.
1979 год Имела место течь холодильника, что привело к необходимости работы установки с отключенным фильтром 1 контура.
1984 год Использовалась для боевого дежурства и отработки задач БП в море и в базе.
Октябрь 1984 года (1985 года 27 ноября) Поставлена в средний ремонт.
16 сентября 1987 года выведена из боевого состава ВМФ.
1991–1992 годы Выполнены работы по подготовке к временному хранению на плаву.
1992–1996 годы Хранилась в пункте временного хранения.
1997–1998 годы После вырезки реакторных отсеков разделана на металл на СРЗ-10 (есть данные о разделке в 1987–1988?).
Всего с момента постройки «К-181» прошла 185641 миль за 20773 ходовых часов.
Тактико-технические характеристики Проект 627А «Кит»
Водоизмещение надводное, м. куб. 3065
Водоизмещение подводное, м. куб. 4750
Длина, м 107,4
Ширина, м 7,9
Осадка, м 5,65
Скорость в надводном положении, узлов 15,5
Скорость в подводном положении, узлов 30
Глубина погружения, м 300
Автономность, суток 50–60
Экипаж, чел. 104
Вооружение торпедное: носовые 533 мм ТА — 8 шт. (8+12 торпед)
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”