Дизельная подводная лодка с баллистическими ракетами (Проект АВ611)
По результатам испытаний Б-67 в ЦКБ-16 была начата корректировка проекта В-611. К концу 1955 года работы были закончены, и новый проект получил индекс АВ-611.
Лодку оборудовали двумя радиолокаторами. С помощью одного обнаруживали надводные цели, другой же фиксировал излучение чужих радаров. Для поиска подводных объектов, будь то субмарины или мины, служили гидроакустическая станция и шумопеленгатор. Командирский и зенитный перископы располагались на вращающейся площадке.
Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из 18–22-мм стали, с необычным — наружным расположением шпангоутов, что позволило увеличить объем внутренних помещений, хотя они все равно оказались тесноватыми. В первом и седьмом отсеках находились торпедные аппараты, В пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с. В подводном положении воздух к ним подавался через РДП (шнорхель), здесь же была пара дизель-компрессоров. Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в шестом отсеке) по 1350 л.с. приводили во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.
Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.
Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4 … 5 баллов и скоростях хода 8 … 12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.
Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и ракетного комплекса Д-1 продлилась до конца 1958 года, а в феврале 1959 года состоялось решение о принятии на вооружение подводных лодок, оснащенных этим комплексом. Всего было решено переоборудовать четыре лодки на заводе № 402 в Северодвинске и одну — на заводе №196 в Ленинграде (по другим сведениям № 202 в г. Владивостоке).
С 1958 по 1967 года было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 — из-за ошибок личного состава, 3 — по причинам отказа систем ракет, причины остальных определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.
В первое время лодки этого проекта они использовались для накопления опыта эксплуатации ракетного оружия. В последствии не раз перестраивались для отработки различных систем вооружений, в частности испытывались гидроакустические и навигационные комплексы. на Б-78 — астронавигационную систему (проект АВ-611С), на Б-89 — гидроакустическую аппаратуру (проект АВ-611Е).
Б-62, УТС-432
6 сентября 1951 года заложена на эллинге ССЗ №196 «Судомех» в городе Ленинграде как большая торпедная подводная лодка
29 апреля 1952 года спущена на воду.
31 декабря 1953 года вступила в строй.
В 1954 году вошла в состав КСФ.
1955 год переход на Тихоокеанский флот. перечислена в состав КТОФ.
Модернизирована по проекту АВ-611 на «Дальзаводе» во Владивостоке.
В 1966 году участвовала в испытаниях гидролокационного оборудования.
В 1968–1971 годы модернизирована по проекту АВ-611Ц.
Переклассифицирована в УТС. переименована в «УТС-432».
1 октября 1975 года расформирован экипаж.
ПЛ «Б-73»
30.11.1957 г. Вступление в строй ВМФ СССР.
Модернизация по проекту АВ611, вошла в состав 140 ОБПЛ СФ (г. Оленья).
В 1961 г. вошла в состав 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
Перечислена в состав Балтийского флота. перешла в г. Кронштадт.
1968–1971 г. модернизация по проекту АВ611К.
1971 г. выведена из состава флота.
Б-78, БС-78 «Мурманский комсомолец»
16 июля 1955 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
13 июня 1957 года спущена на воду.
30 ноября 1957 года вступила в строй.
Модернизация по проекту АВ611, вошла в состав 140 ОБПЛ СФ (г. Оленья).
В 1961 году вошла в состав 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
В 1964–1969 годах произведена модернизация. С ПЛ были сняты уже устаревшие Р-11ФМ и она использовалась в качестве экспериментальной для исследования астронавигационной системы (проект АВ-611С).
В 1971–1974 годах произведена модернизация по проекту АВ-611Д.
1 октября 1986 года расформирован экипаж.
Б-79, Б-879
19 декабря 1955 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
16 июля 1957 года спущена на воду.
3 декабря 1957 года вступила в строй.
Модернизация по проекту АВ611, вошла в состав 140 ОБПЛ СФ (г. Оленья).
В 1961 году вошла в состав 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
1 октября 1980 года расформирован экипаж.
Б-89, БС-89, УТС-352
5 февраля 1957 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в г. Молотовске как большая торпедная ПЛ проекта 611, достраивалась по проекту АВ611.
21 сентября 1957 года спущена на воду.
13 декабря 1957 года вошла в строй.
В 1958 году вошла в состав 140 ОБПЛ СФ (г. Оленья).
В 1961 году вошла в состав 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ (г. Гаджиево).
В 1963 году перешла на Тихоокеанский флот северным путем. перечислена в состав КТОФ.
В 1964–1969 годах произведена модернизация по проекту АВ611Е. С ПЛ были сняты уже устаревшие Р-11ФМ и она использовалась в качестве экспериментальной для исследования гидроакустической аппаратуры.
В мае — июне 1970 года окончание испытаний ГАК «Океан» (для проекта 705) и ГАС «Енисей» в Японском море.
17 мая 1985 года исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разделки на металл.
1 октября 1985 года расформирован экипаж.
В 1986 году отбуксирована для разделки на металл в бухту Улисс и оставлена на плаву, где впоследствии затонула из-за неисправности забортной арматуры.
Тактико-технические характеристики Проект АВ611
Водоизмещение надводное, м. куб. 1890
Водоизмещение подводное, м. куб. 2415
Запас плавучести, проценты 27
Скорость в надводном положении, узлов 16,5
Скорость в подводном положении, узлов 12,5
Дальность плавания в надводном положении, миль 3650
Дальность плавания в подводном положении, миль 290
Автономность, суток 58
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”