Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (проект 949А) «Антей»
5 коммент // Версия для печати // Отправить по почте знакомым
После первых двух кораблей, построенных по проекту 949, началось строительство подводных крейсеров по усовершенствованному проекту 949А (шифр «Антей»). Разработка проекта велась под руководством П.П. Пустынцева, а затем И.Л. Баранова. В результате модернизации лодка получила дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате несколько выросло водоизмещение корабля, в то же время удалось уменьшить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.
По оценкам ряда отечественных специалистов, по критерию «эффективность-стоимость» ПЛАРК 949-го проекта является наиболее предпочтительным средством борьбы с авианосцами противника. По состоянию на середину 80-х годов стоимость одной лодки пр.949А составляла 226 млн. рублей, что по номиналу равнялось лишь 10% стоимости многоцелевого авианосца «Рузвельт» (2,3 млрд. долл. без учета стоимости его авиационного крыла). В то же время, по расчетам экспертов ВМФ и промышленности, один подводный атомоход мог с высокой вероятностью вывести из строя авианосец и ряд кораблей его охранения. Однако другие достаточно авторитетные специалисты подвергали сомнению эти оценки, считая, что относительная эффективность ПЛАРК завышена, так как целеуказание может быть получено только от МКРЦ «Лебедь» или самолетов ТУ-95РЦ (использование собственного радиотехнического вооружения при стрельбе на полную дальность невозможно).
К постройке планировалось 18 АПК проекта 949А.
В настоящее время лодки проекта 949 выведены в резерв. В то же время группировка подводных лодок проекта 949А является, наряду с самолетами морской ракетоносной и дальней авиации Ту-22М-3, фактически единственным средством, способным эффективно противостоять ударным авианосным соединениям США. Наряду с этим боевые единицы группировки могут успешно действовать против кораблей всех классов в ходе конфликтов любой интенсивности.
Как и остальные российские подводные лодки, РПК пр. 949А конструктивно имеют двухкорпусную архитектуру — внутренний прочный корпус и внешнюю гидродинамическую оболочку (американские субмарины имеют одиночный прочный корпус, с дополнительными гидродинамическими обтекателями, например обтекатель гидролокатора). Расстояние в 3,5 м. между внутренним и внешним корпусами обеспечивает существенный запас плавучести, и живучесть при попадании торпед.
Прочный корпус двухкорпусной подводной лодки, выполненный из стали, разделен на 10 отсеков. По бокам рубки, имеющей относительно большую протяженность, вне прочного корпуса расположено 24 спаренных бортовых ракетных контейнера, наклоненных под углом 45 (40?)°. Энергетическая установка корабля имеет блочное исполнение и включает два реактора водо -водяного типа ОК-650Б (по 190 мВт) и две паровые турбины (100 000 л. с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов. Паротурбинная установка расположена в двух разных отсеках. Имеется два турбогенератора ДГ-190 (2 х 3200 кВт).
Торпедное вооружение представлено автоматизированными 533-мм и 650-мм ТА с устройством быстрого заряжания со стеллажами продольной и поперечной подачи. Благодаря которому весь боезапас торпед мог быть использован в течение нескольких минут. ТА позволяют вести стрельбу торпедами, а также ракето-торпедами «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения.
Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.
Считается, что эти подводные лодки маневрируют на небольшой скорости, хотя силовая установка позволяет развивать им скорость подводного хода до 30 узлов для того чтобы догонять и занимать нужную позицию по отношению к цели. РПК пр. 949А примерно на 10 м. длиннее первых двух кораблей пр. 949. Это увеличение размеров было использовано для дополнительного отсека (V-бис), который позволил улучшить внутреннюю компоновку систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ. Система охлаждения ППУ и главных конденсаторов ПТУ может обеспечиваться (до 30%-ной мощности ППУ) самопротоком, что используется на малошумном режиме движения ПЛ. РПК пр. 949А отличается также рулями большей площади, что должно улучшить маневренность под водой.
Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом «Медведица».
Основное вооружение ракетного крейсера — 24 сверхзвуковых крылатых ракеты комплекса П-700 «Гранит». Ракета ЗМ-45, снаряжаемая как ядерной (500 Кт), так и фугасной боевыми частями массой 750 кг, оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 с кольцевым твердо-топливным ракетным ускорителем. Максимальная дальность стрельбы 550 км, максимальная скорость соответствует М=2,5 на большой высоте и М=1,5 — на малой. Стартовая масса ракеты — 7000 кг, длина — 19,5 м, диаметр корпуса — 0,88 м, размах крыла-2,6м.
Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом (до 24 ПКР, стартующих в высоком темпе). В последнем случае осуществляется целераспределение в залпе. Обеспечивается создание плотной группировки ракет, что облегчает преодоление средств ПРО противника.
Организация полета всех ракет залпа, допоиск ордера и «накрытие» его включенным радиолокационным визиром позволяет ПКР выполнять полет на маршевом участке в режиме радиомолчания. В процессе полета ракет осуществляется оптимальное распределение между ними целей внутри ордера (алгоритм решения этой задачи был отработан Институтом вооружения ВМФ и НПО «Гранит»).
Сверхзвуковая скорость и сложная траектория полета, высокая помехозащищенность радиоэлектронных средств и наличие специальной системы отвода зенитных и авиационных ракет противника обеспечивают «Граниту» при стрельбе полным залпом относительно высокую вероятность преодоления систем ПВО и ПРО авианосного соединения.
Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад» и «Ветер» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.
Комплекс «Гранит», созданный в 80-х годах, к 2000 году уже морально устарел. В первую очередь это относится к максимальной дальности стрельбы и помехозащищенности ракеты. Устарела и элементная база, положенная в основу комплекса. В то же время разработка принципиально нового оперативного противокорабельного ракетного комплекса в настоящее время не представляется возможной по экономическим соображениям. Единственным реальным путем поддержания боевого потенциала отечественных «противоавианосных» сил является, очевидно, создание модернизированного варианта комплекса «Гранит» для размещения на ПЛАРК 949А в ходе их планового ремонта и модернизации.
По оценкам, боевая эффективность модернизированного ракетного комплекса, находящегося в настоящее время в разработке, должна повыситься приблизительно в три раза по сравнению с РК «Гранит», состоящим на вооружении. Перевооружение подводных лодок предполагается осуществлять непосредственно в пунктах базирования, при этом сроки и затраты по реализации программы должны быть минимизированы.
Корабли проекта 949А вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов.
В результате существующая группировка подводных лодок проекта 949А сможет эффективно функционировать до 2020-х годов. Ее потенциал еще больше расширится в результате оснащения кораблей вариантом КР «Гранит», способным с высокой точностью поражать наземные цели при не ядерном снаряжении.
К-119 «Воронеж»
Унаследовала гвардейский Военно-морской флаг от КрПЛ К-116 проекта 675 КСФ.
Вошла в строй 29 декабря 1989 года и 28 февраля 1990 года включена в состав КСФ, вошла в 11 ДПЛ 1 ФлПЛ КСФ.
6 апреля 1993 года переименована в «Воронеж».
В 1994 году переведена в состав 7 ДПЛ 1 ФлПЛ КСФ.
В феврале-апреле 1996 года несла боевую службу в Атлантике и Средиземном море, отработка задач с ТАКР «Адмирал Кузнецов».
В 1999 году на учениях «Запад-99» завоевала приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели.
По состоянию на 2001 год находилась в боевом сотаве флота.
К-132 «Иркутск»
Вошла в строй 30 декабря 1988 года и 31 октября1989 года включена в состав КСФ, вошла в 11 ДПЛ 1 ФлПЛ КСФ.
21 июля 1990 года совершила глубоководное погружение у о. Медвежий на 460 м.
30 августа — 27 сентября 1990 года совершила подледный трансарктический межфлотский переход (впервые) из губы Западная Лица (г. Заозерск) в бухту Крашенинникова (г. Вилючинск).
29 октября 1990 года перечислена в состав КТОФ, в 10 ДПЛ 2 ФлПЛ ТОФ.
В 1992 году впервые на ТОФ произведена двухракетная стрельба КР «Гранит». Завоевала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе ТГ).
13 апреля 1993 года переименована в «Иркутск».
23 мая 1996 года совместно с К-456 впервые в ВМФ произвел групповую стрельбу КР по морской цели.
В 1996 году завоевал приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели.
1997 года ноябрь
В 1998 году вошла в состав 16 ОПЭСК ТОФ.
К-148 «Краснодар»
Вошла в строй 30 сентября1986 года и 5 ноября 1986 года включена в состав КСФ, вошла в 11 ДПЛ 1 ФлПЛ КСФ.
В 1992 году завоевала приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели.
6 апреля 1993 года переименована в «Краснодар».
В 1996 году исключен из состава ВМФ, поставлен на отстой в губе Большая Лопатка (г. Заозерск). За время в составе ВМФ провел 4 боевые службы в Атлантическом океане и Средиземном море.
К-173 «Красноярск»
Вошла в строй 31 декабря 1986 года и 24 февраля 1987 года включена в состав КСФ, вошла в 11 ДПЛ 1 ФлПЛ КСФ. За время службы на СФ выполнила 2 боевые службы, две ракетные стрельбы и 11 торпедных стрельб .
18 августа — 12 сентября 1991 года совместно с К-442 совершила групповой подледный трансарктический межфлотский переход из губы Западная Лица (г. Заозерск) в б. Крашенинникова (г. Вилючинск).
24 сентября 1991 года перечислена в состав КТОФ. Вошла в 10 ДПЛ 2 ФлПЛ КТОФ. За время слкжбы на ТОФ выполнила 2 боевые службы и одну ракетную стрельбу.
13 апреля 1993 года переименована в «Красноярск».
В 1993 году завоевала приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели.
В ноябре 1995 года выведена в резерв. Находится на приколе в бухте Крашенинникова в ожидании среднего ремонта.
К-410 «Смоленск»
Вошла в строй 22 декабря 1990 года и 14 марта 1991 года включена в состав КСФ, вошла в 11 ДПЛ 1 ФлПЛ КСФ.
6 апреля 1993 года переименована в «Смоленск».
В 1993, 1994 и 1998 годах завоевала приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели.
По состоянию на 2002 год находилась в боевом сотаве флота.
К-442 «Челябинск»
Вошла в строй 28 декабря 1990 года и 14 марта 1991 года включена в состав КСФ, вошла в 11 ДПЛ 1 ФлПЛ КСФ.
18 августа — 12 сентября 1991 года совместно с К-173 совершила групповой подледный трансарктический межфлотский переход из губы Западная Лица (г. Заозерск) в бухту Крашенинникова (г. Вилючинск).
24 сентября 1991 года перечислен в состав ТОФ, вошла в 10 ДПЛ 2 ФлПЛ.
13 апреля 1993 года переименован в «Челябинск».
В мае 1999 года из-за износа материальной части выведена в резерв и поставлена на прикол в бухте Крашенинникова в ожидании среднего ремонта.
В 2002 году закончила средний ремонт на СРЗ в Вилючинске. Вошла в строй.
К-456, «Касатка», «Вилючинск»
Вошла в строй 18 августа 1992 года и 5 февраля 1993 года включена в состав КСФ, вошла в 11 ДПЛ 1 ФлПЛ КСФ.
В августе-сентябре 1993 года совершила подледный трансарктический межфлотский переход (старший к.а. Моцак М.В.) из губы Западная Лица (г. Заозерск) в бухту Крашенинникова (г. Вилючинск).
30 августа 1993 года произвела всплытие в районе Северного полюса.
28 сентября 1993 года перечислена в состав ТОФ, вошла в 10 ДПЛ 2 ФлПЛ.
23 мая 1996 года совместно с К-132 впервые в ВМФ произвел групповую стрельбу КР по морской цели.
20 июня 1996 года переименована в «Вилючинск».
В 1996 году завоевала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе ТГ).
По состоянию на 2002 год находилась в боевом сотаве флота.
Тактико-технические характеристики Проект 949А «Антей»
Водоизмещение надводное, м. куб. 14700
Водоизмещение подводное, м. куб. 19400
Длина, м 155
Ширина, м 18,2
Осадка, м 9,2
Запас плавучести, проценты 32
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 380
Скорость в надводном положении, узлов 15
Скорость в подводном положении, узлов 32
Глубина погружения рабочая, м 520
Глубина погружения предельная, м 600
Автономность, суток 120
Экипаж, чел. 107
Вооружение ракетное: тип ракетного комплекса — «Гранит», боекомплект (тип) ПКР — 24 (ЗМ-45), система упр. стрельбой — «Гранит», КЦВС системы МКРЦ — «Коралл» или «Коралл-Б1», вид старта — подводный, из РК вне ПК, тип ПЗРК — «Игла», кол-во конт. для хранения ЗР — 2 (К-139, 141, 148, 173 и 150), боекомплект ЗР — 16.
Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм — 2 х 650, боезапас торпед (65–76) — 8, 12 (К-139, 141, 148, 173 и 150), количество и калибр ТА, мм — 4 х 533, боезапас (тип) торпед и ПЛУР — 16 (торпед УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПЛРК «Водопад», ПЛУР М5, ПЛРК «Шквал»), система подготовки ТА — «Гринда»
Вооружение радиоэлектронное: БИУС — «Омнибус», НК — «Медведица-949М», «Симфония», система КН — «Парус», КСС — «Молния-М», система СС — «Цунами-БМ», ВБАУ — «Ласточка», ВВАБТ — «Залом», ГАК — «Скат-3» (МГК-540), РЛК — «Радиан» (МРКП-58) с К-119 — «Радиан» (МРКП-59), ТК — МТК-110.
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
Почему-то здесь не упомянут печально известный «Курск» (К-141), тайну гибели которого нам правительство так и не открыло…
Очень большие субмарины, размерами с американскую ПЛАРБ «Огайо», которая несет 24 баллистические ракеты. Вследствие этого крайне мало приспособлены для действий против неприятельских авианосцев в одиночку вдали от своих берегов, в то время как американские ПЛАРБ несут боевое дежурство в зоне своего флота, благодаря большой дальности действия БРПЛ.
Что касается ракет «Гранит», то мне кажется, что в реальной боевой обстановке они были бы не столь эффективны, как нам это расписывают. На мой взгляд лучше за те же средства построить 3-4 лодки меньшего размера для групповых действий, чтобы противник распылял свою ПЛО.
[Написать ответ на этот комментарий]
ФГУП ЦКБМТ «Рубин» может только уё..щи строить. Что «Курск»-с 1 американской торпеды – утонул, да настолько перекосоё..енный, что на спасательный коммингс не присосаться было спасателям. Что «сарай» 667й.
Единственное, дай им Бог, проложить в Балтике газопровод – и по пути забетонировать затопленные посудины с хим.оружием…
[Написать ответ на этот комментарий]
Сергей Reply:
Октябрь 30th, 2010 at 7:15 пп
Что ты называешь сараем, может пол Европы разнести. Наши корабли самые крепкие и поэтому значительно превосходят по максимальной глубине погружения.
[Написать ответ на этот комментарий]
«Скорость в надводном положении, узлов 15
Скорость в подводном положении, узлов 32
»
Че то как то не верно, вроде 32 и 28 было всегда…
To Дмитрий:
Тупой овца, если бы «Курск» потопила американская торпеда, от штатов нихрена бы не осталось в течение пары часов, так как у нас на вооружении еще таких 9 штук плавает. «Батоны» были, есть и будут, реальной угрозой. А ты, тупой балбес, видимо в школе не учился, поэтому ни ума у тебя ни денег, и можешь только сидеть и обсирать родную страну, причем в самом её провдинутом деле…… Мне тебя очень жаль)))
«и по пути забетонировать затопленные посудины с хим.оружием…»
Насмотрелся американских телепередач? Ну ты овца, смешно)))))
[Написать ответ на этот комментарий]
2 Дмитрий:
полный мудило, 667 практически единственный плавающий в настоящее время проект
[Написать ответ на этот комментарий]