Атомная подводная лодка (Проект 945) «Барракуда»
Параллельно с работами по проектированию многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения, в ведущих конструкторских бюро страны, отраслевых и флотских научных центрах, велись поисковые работы по АПЛ третьего поколения. В частности, Горьковское (ныне Нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» в 1971 году начало подготовку к созданию первого Советского атомохода 3-го поколения.
Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны. Основным назначением новых АПЛ проекта 945 (шифр «Барракуда») должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся И.И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС — И.П. Богаченко.
Принципиально важным элементом новой АПЛ было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70–72 кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25–30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку ее внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945 проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время).
Однако использование титана вело к существенному росту стоимости АПЛ и по технологическим причинам ограничивало число строящихся кораблей, а также число предприятий судостроения, участвующих в программе (технология постройки титановых корпусов не была освоена в Комсомольске-на-Амуре).
По сравнению с АПЛ предыдущего поколения торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом, возросшей, за счет применения новых боеприпасов и усовершенствованной системы целеуказания, дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5 раза — для торпед), а также повышенной боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза).
В декабре 1969 г. в ОКБ Минавиапрома «Новатор» под руководством главного конструктора Л.В. Люльева начались работы по созданию новых противолодочных ракетных комплексов второго поколения «Водопад» (калибр 533 мм) и «Ветер» (650 мм), предназначенных, в первую очередь, для оснащения перспективных АПЛ 3-го поколения. В отличие от своего предшественника, ПЛРК «Вьюга-53», «Водопад» должен был комплектоваться как специальной боевой частью, так и самонаводящейся малогабаритной торпедой УМГТ-1 (разработчик НПО «Уран») с дальностью реагирования по акустическому каналу 1,5 км, дальностью хода до 8 км и максимальной скоростью 41 уз. Использование двух типов комплектации значительно расширяло диапазон применения оружия. По сравнению с комплексом «Вьюга-53», у «Водопада» резко возрастала максимальная глубина старта ракеты (до 150 м), увеличивался диапазон дальностей стрельбы (с глубин 20–50 м — 5–50 км, со 150 м — 5–35 км), существенно уменьшалось время предстартовой подготовки (10 с).
«Ветер», имеющий в два раза большую, чем у «Водопада», максимальную дальность, также мог комплектоваться как торпедой УМГТ, так и ядерной боевой частью. Комплекс «Водопад» под индексом РПК-6 поступил на вооружение ВМФ в 1981 году (им оснащались не только АПЛ, но и надводные корабли), а «Ветер» (РПК-7) — в 1984 году.
Еще одним новым типом оружия, внедренным на АПЛ 3-го поколения, стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях торпеда типа ТЭСТ-71. Она была предназначена для поражения подводных лодок и оснащена активно-пассивной гидроакустической системой самонаведения, которая совместно с системой телеуправления по проводам обеспечивала наведение на цель в двух плоскостях. Наличие системы телеуправления позволяло осуществлять контроль за маневрированием торпеды и работой аппаратуры самонаведения, а также управлять ими в процессе выстрела. Оператор на борту АПЛ, в зависимости от складывающейся тактической ситуации, мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить ее.
Электрическая силовая установка обеспечивала движение торпеды в двух режимах — поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40 узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная дальность хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах 15–20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла 2-400 м. По уровню скрытности применения ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую торпеду Мк.48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при сопоставимой дальности, обладала несколько большей скоростью хода (50 узлов).
Для освещения подводной и надводной обстановки и целеуказания оружию было решено применить усовершенствованный гидроакустический комплекс МГК-500 (503?) «Скат». Благодаря мерам по снижению шумности АПЛ и уменьшению собственных помех при работе ГАК дальность обнаружения целей по сравнению с АПЛ второго поколения увеличилась более чем в два раза.
Новые системы радиоэлектронного вооружения позволили уменьшить предельную ошибку в определении места в пять раз, а также существенно увеличить интервалы между всплытиями для определения координат. Дальность связи возросла в два раза, а глубина приема радиосигналов — в три раза.
Для отработки вопросов прочности и технологии заводом «Красное Сормово» были построены натурный отсек из титанового сплава, а также полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана, предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных АПЛ. Отсеки были доставлены в Северодвинск, где в специальной док-камере прошли статические и усталостные испытания.
АПЛ 945-го проекта предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок. Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно-торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных тактико-технических элементов — скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести.
Подводная лодка проекта 945 выполнена по двухкорпусной схеме. Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности, «лимузинное» ограждение выдвижных устройств и боевой рубки, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для антенны ГАК. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта.
Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, имеет относительно простые формообразования — цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Концевые переборки — сферические. Конструкция крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения, возникающие при обжатии лодки на глубине.
Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с помощью продуктов сгорания твердого топлива.
АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж.
Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43000 л.с. включает один водоводяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один паро-зубчатый агрегат. Реактор ОК-650А имеет четыре парогенератора, по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура.
Лодка оснащена двумя турбогенераторами переменного тока, двумя питательными и двумя конденсаторными насосами. Для обслуживания потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.
Гребной многолопастный винт обладает улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.
В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и резервные средства движения. Имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 500 (750?) л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного — для общекорабельных потребителей.
Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до 5 узлов АПЛ оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 300 (370?) кВт, каждый из которых работает на свой винт.
Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-500 (503?) «Скат-КС» (с аналоговой обработкой информации). Комплекс связи «Молния-МЦ» включает систему спутниковой связи и буксируемую антенну «Параван».
Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая информационно-управляющая система обеспечивают одиночную и залповую стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной). Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке располагаются стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подачи и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В боекомплект входит до 40 единиц оружия — ракето-торпеды и торпеды, возможно брать мины.
Для снижения уровня физических полей применена двухкаскадная амортизация для всех механизмов и устройств. Все оборудование, действующее в малошумном режиме, установлено на многоярусных амортизированных блоках.
По проекту 945 было построено два корабля, которые по внутренним водным путям были переведены в Северодвинск, где их достроили и ввели в строй.
К-239, Б-239, «Карп»
16 марта 1976 года зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ.
25 июля 1977 года переклассифицирована в БПЛ.
15 января 1978 года переклассифицирована в КрПЛ.
20 июля 1979 года заложена на ССЗ «Красное Сормово» в Горьком.
29 июля 1983 года спущена на воду.
В августе-сентябре 1983 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
30 декабря 1983 года прибыла в губу Оленья для проведения достроечных работ и испытаний.
29 сентября 1984 года вошла в строй.
25 октября 1984 года прибыла в Западную Лицу.
7 декабря 1984 года включена в состав КСФ, вошла в состав 6 ДиПЛ 1 ФлПЛ с базированием на Западную Лицу.
29 марта 1985 года вошла в состав сил боевой готовности.
В 1985 году после большой подготовительной работы на ПЛ прошли испытания ВСК (всплывающей камеры). В губе Андреева ПЛ погрузилась, ВСК с испытателями благополучно отделилась и всплыла, после чего была отбуксирована в базу. Вскоре к причалу подошла ПЛ и ВСК была установлена на штатное место.
В 1985 году проведены глубоководные испытания в Норвежском море.
В 1986 году выполняла задачи БС (старший на борту — ЗКД к.1р. А.С. Богатырев).
В 1987 году выполняла задачи БС (старший на борту — ЗКД к.1р. М.Ю. Кузнецов).
В 1987–1990 годах входила в состав сил постоянной готовности СФ, экипаж отрабатывал и сдавал задачи курса БП ПЛ. Осуществляла регулярные выходы в полигоны БП.
В 1990 году выполняла задачи БС (старший на борту — НШД к.1р. Л.Ф. Катухин). Оценка — «отлично».
В 1990 году объявлена лучшим кораблем на флоте, экипажу вручен приз командующего СФ «За лучшее слежение за ПЛ», вручено переходящие Красное Знамя Военного совета СФ.
В 1990 -1992 годах входила в состав сил постоянной готовности СФ, экипаж отрабатывал и сдавал задачи курса БП ПЛ. Осуществляла регулярные выходы в полигоны БП.
20 июня 1991 года В составе 6-й ДиПЛ передана в 9-ю ЭсПЛ СФ.
3 июля 1992 года переклассифицирована в АБПЛ. переименована в Б-239.
6 апреля 1993 года присвоено наименование «Карп».
В ноябре-декабре 1994 года при была на ГМП «Звездочка» (Северодвинск) для проведения ремонта.
30 мая 1998 года из-за отсутствия финансирования исключена из боевого состава ВМФ, передана в ОРВИ на долговременное хранение и поставлена на прикол в Северодвинске.
К-276, Б-276, «Краб», «Кострома»
9 февраля 1982 года зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ.
21 апреля 1984 года заложена на ССЗ «Красное Сормово» в Горьком.
26 июля 1986 года спущена на воду.
В августе 1986 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
27 октября 1987 года вошла в строй.
30 декабря 1987 года включена в состав КСФ, вошла в состав 6 ДиПЛ 1 ФлПЛ с базированием на Западную Лицу.
В сентябре- ноябре 1988 года выполнила БС, старший на борту — М.Ю. Кузнецов.
В августе-ноябре 1989 года выполнила БС.
В июне-сентябре 1990 года выполнила БС.
В мае-июле 1991 года выполнила БС.
20 июня 1991 года передана в составе 6-й ДиПЛ в 9-ю ЭПЛ с базированием на Видяево.
11 февраля 1992 года при отработке задач боевой подготовки в Баренцевом море на Кильдинском плесе столкнулась с АПЛ ВМС США SSN-689 «Baton Rouge» и получив повреждения ограждения рубки и обтекателя ГАК, вернулась в базу.
28 марта – 29 июня 1992 года на СРЗ «Нерпа» в губе Оленья прошла аварийно-восстановительный ремонт, после ремонта под командованием к.1 р. И.Г. Локтя выполнила БС.
3 июня 1992 года отнесена к пдклассу АБПЛ, переименована в Б-276.
6 апреля 1993 года переименована в «Краб».
В апреле-июне 1994 года выполнила БС.
15 ноября 1996 года переименована в «Кострома».
В 2000 году в конце прибыла нв СРЗ «Нерпа» для ремонта. По другим данным — находится в Ара губе в ожидании среднего ремонта.
Тактико-технические характеристики Проект 945 «Барракуда»
Водоизмещение надводное, м. куб. 6300
Водоизмещение подводное, м. куб. 8200
Длина, м 107,0
Ширина, м 12,2
Осадка, м 8,8
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 190
Скорость в надводном положении, узлов 12,2
Скорость в подводном положении, узлов 35
Глубина погружения рабочая, м 480
Глубина погружения предельная, м 600
Автономность, суток 100
Экипаж, чел. 60
Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм — 2 х 650, боезапас (тип) торпед — 8 (12?) ( торпеды 65–76 или ПЛУР 86Р и 88Р ПЛРК «Ветер»), количество и калибр ТА, мм — 4 х 533, боезапас торпед и ПЛУР — 32 (28?) (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР
83Р и 84Р ПЛРК «Водопад», или М5 ПЛРК «Шквал»), система подготовки ТА — «Гринда».
Вооружение радиоэлектронное: БИУС — «Омнибус», НК — «Симфония», КСС — «Молния-МЦ», ГАК — «Скат-КС» (МГК-500), РЛК — «Радиан» (МРКП-58), ТК — МТК-110, перископ ТК — «Кутум», командирский перископ — «Лебедь-21»
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
Ни на одной фотографии нет Барракуды. На правой – Кондор 945А
[Написать ответ на этот комментарий]
Предельная=800
Четыре «толстых» и четыре «тонких» в носу…
И какая св…чь дала команду распилить на стапеле в Сормово 945АБ («Марс»)…Ему же равных НЕ БЫЛО в мире на то время!!!
[Написать ответ на этот комментарий]
Первые три фото с потолка. (949 пр)
[Написать ответ на этот комментарий]