Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (проект 670М) «Чайка»
1 комментарий // Версия для печати // Отправить по почте знакомым
Постоянное повышение боевых возможностей противолодочных сил, а также средств противовоздушной и противоракетной обороны надводных кораблей стран НАТО, требовало адекватного совершенствования и Советских противокорабельных сил (в том числе и подводных лодок). В то же время возможности модернизации, заложенные в конструкцию ПЛАРК 670-го проекта, позволяли существенно увеличить ее боевые возможности при внесении минимальных изменений в исходную конструкцию.
В конце 1960-х годов в горьковском СКБ-112 начались работы по созданию модернизированной ПЛАРК проекта 670М, получившей шифр «Чайка». Главным конструктором усовершенствованной лодки первоначально являлся В.П. Воробьев, после смерти которого работу возглавил А. Г. Лещев (до этого являвшийся первым заместителем главного конструктора). Главным наблюдающим от ВМФ был назначен B.Р. Мастушкин.
Прорабатывалось несколько вариантов повышения боевого потенциала подводной лодки 670-го проекта. В частности, исследовалась возможность применения 650-мм торпедных аппаратов для стрельбы сверхмощными торпедами 65–76, обеспечивающими возможность поражения надводных целей на дальности до 50 км. Однако стремление сохранить исходные размеры корабля (что было обусловлено географическим положением места постройки) не позволили реализовать наиболее радикальные предложения по модернизации. Увеличение боевых возможностей ПЛАРК было решено достичь, в первую очередь, за счет усовершенствования «главного калибра» ПЛАРК — ракетного комплекса.
В 1962 году ОКБ-52 вышло с предложением о создании унифицированной противокорабельной ракеты, способной запускаться как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей. Новый комплекс предназначался, в частности, для замены на подводных лодках ПКР «Аметист». В 1964 году «Челомеевская» фирма приступила к разработке нового комплекса П-120 «Малахит» с ракетой 4К85 (при этом ставилась задача обеспечения возможности старта из старых ПУ комплекса «Аметист»). Новая ракета, являясь усовершенствованной модификацией ПКР «Аметист», отличалась от нее увеличенной в 1,5 раза дальностью стрельбы и более совершенной системой наведения (была улучшена ее избирательность). Основные характеристики ПКР «Малахит» следующие: длина, м — 8,8, диаметр корпуса, м — 0,8, размах крыла, м. — 2,5, стартовая масса, кг. — 5400, скорость полета. м. — 0,9–1, дальность стрельбы, км. — 120–150, двигатели — по типу КР «Аметист», боевая часть — по типу КР «Аметист», система наведения — ИНС + активная РЛГСН. Оружие сочеталось с новым ГАК «Рубикон», имеющим дальность обнаружения более 150 км. Таким образом, подводная лодка получала возможность применять свой «главный калибр» на полную дальность, без внешнего целеуказания.
Твердотопливная ракета 4К85 несла обычную или ядерную боевую часть массой 840 кг. Ракета имела универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность пуска как из подводного, так и из надводного положения. По сравнению с ПКР «Аметист» была улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т. н. «блок доведения» — инфракрасный датчик «Дрофа», установленный в контейнере на внешней подвеске и подстраховывающий» РЛС на конечном участке траектории.
Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась КСУ «Дунай-670М», построенной на основе цифровой ЭВМ. КСУ проверяла все восемь ПКР одновременно и обеспечивала их старт. По сравнению с комплексом «Аметист» (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза.
Испытания противоракетного комплекса «Малахит» были проведены в апреле-декабре 1974 г. (в них задействовали ПЛАРК К-452). Было выполнено, в общей сложности, восемь пусков, четыре из которых можно было признать удачными.
Увеличенные по сравнению с КР «Аметист» массо-габаритные характеристики ПКР комплекса «П-120» не позволяли их размещать на ПЛ проекта 670. Для размещения нового ракетного комплекса и оборудования корпус подводной лодки был несколько удлинен, изменились размеры и обводы прочной рубки.
По конструкции корпуса и механизмов пр. 670М повторял предшествующий проект. Расположение контейнеров и стартовых устройств ПКРК «Малахит» было выполнено точно так же, как и на АПКРРК пр. 670. Различие заключалось в том, что замещение отрицательной плавучести ракет производилось автоматически приемом воды из-за борта в специальные цистерны под управлением системы «Куб». Из-за установки новых ракетного комплекса, противогидроло-кационного покрытия легкого корпуса и ГАК «Рубикон» водоизмещение пр. 670М по сравнению с пр. 670 возросло на 700 т, а длина увеличилась до 104,5 м. Кроме того, незначительно изменились форма легкого корпуса в носовой оконечности и ограждения выдвижных устройств. В носовой части легкого корпуса было сформировано небольшое «приполнение».
Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков. Кроме того, на АПКРРК пр. 670М перед ограждением выдвижных устройств и боевой рубки смонтировали гидродинамический стабилизатор — плоскость с отрицательным углом атаки, компенсирующую излишнюю положительную плавучесть «раздутой» носовой оконечности.
Легкий корпус, балластные цистерны и прочная рубка изготавливались из маломагнитной стали, а также из алюминиевого сплава АМГ. Из последнего выполнялись также надстройка и ограждение выдвижных устройств рубки. Кроме того, здесь нашли себе применение и титановые сплавы: в проницаемых частях кормовой оконечности, кормовом оперении, а также в обтекателях гидроакустических антенн.
Применявшиеся неоднородные материалы создавали гальванические пары, что, в свою очередь, было прямой дорогой к коррозии. Во избежание подобного явления были проведены различные антикоррозионные мероприятия — установка цинковых протекторов, прокладок и т.д.
Лодка получила новые, более совершенные гидроакустические покрытия, снижающие шумность и уменьшающие интенсивность отраженного гидроакустического импульса. Характеристики этих покрытий в меньшей степени зависели от изменения гидростатического давления, кроме того, они более надежно крепились к корпусу корабля.
Стабилизация подводной лодки по глубине и дифференту во время ракетной стрельбы с использованием горизонтальных рулей и системы замещения отрицательной плавучести осуществлялась посредством автоматического программного управления.
На ПЛ проекта 670М часть радиоэлектронного оборудования осталась такой же, как на проекте 670, но часть была заменена более совершенной. В частности, вместо РЛС «Альбатрос», установили МРК-50, также новые ПЛ получили дополнительный перископ.
Для обеспечения торпедной стрельбы применялся комплекс ПУТС УСТА-670. Вместо торпед, лодка могла брать на борт до 26 мин, а дополнительно к торпедам — ложные цели «Анабар».
По сравнению с проектом 670 несколько улучшились и условия обитаемости. Вместо пожароопасной регенерационных патронов на лодках применялась стационарная электролизная система регенерации воздуха. Также лодки оснащались системой объемного пожаротушения.
Строительство кораблей проекта 670М, как и проекта 670, осуществлялось в г. Горьком на судостроительном заводе «Красное Сормово».
После 1978 года часть ПЛАРК проекта 670М получила новый цифровой гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат». В состав этого, весьма совершенного для своего времени, ГАК входили четыре гидроакустические антенны, обеспечивающие круговой обзор в режиме шумопеленгования, независимое автоматическое обнаружение и сопровождение целей, определение дистанции в режиме эхолокации, направленную кодированную гидроакустическую связь, а также обнаружение работающих в активном режиме гидролокаторов противника.
Другими усовершенствованиями, внедренными на проекте 670М в ходе эксплуатации ПЛАРК, стали новая система управления огнем «Радуга», аппаратура получения и обработки данных космического и авиационного целеуказания, комплекс связи «Молния», а также буксируемое антенное устройство «Параван», обеспечивающее прием радиосигналов на глубине до 150 м.
В 1987 г. корабли проекта 670М (К-209 и К-508) принимали участие в групповых стрельбах, в которых участвовало одновременно 6 ПЛАРК.
В 1986–1992 гг. для отработки перспективного противокорабельного оперативно-тактического ракетного комплекса «Оникс» была переоборудована в ПЛАРК К-452 (проект 06704). В настоящее время этот корабль выведен из боевого состава СФ. Остальные подводные лодки проекта 670М также исключены из состава флота в 1991–1995 гг.
К-458
29 декабря 1975 года вступила в строй и 19 февраля 1976 года вошла в состав КСФ, в 11-ю дивизию 1-ой флотилии ПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу. В 1985 году переведена в 50-ю дивизию ПЛ КСФ с базированием на Видяево. 24 июня 1991 года исключена из состава ВМФ из-за износа материальной части, сдана в ОФИ на долговременное хранение и в губе Ара (пос. Видяево) поставлена на прикол.
Тактико-технические характеристики Проект 670М «Чайка»
Водоизмещение надводное, м. куб. 4300
Водоизмещение подводное, м. куб. 5350
Длина, м 104,5
Ширина, м 10,0
Осадка, м 6,9
Запас плавучести, проценты 24
Скорость в надводном положении, узлов 12
Скорость в подводном положении, узлов 24
Глубина погружения рабочая, м 240
Глубина погружения предельная, м 300
Экипаж, чел. 90 (47 офицеров)
Вооружение ракетное: тип ракетного комплекса ПКР «Малахит», боекомплект КР 8, расположение КР на ПЛ в наклонных, стационарных контейнерах в междубортном пространстве ПЛ, тип системы упр. стрельбой «Дунай-670М», вид старта подводный, из заполненных водой ракетных контейнеров.
Вооружение торпедное: число и калибр носовых ТА, мм. 4 х 533 (14 изделий торпед САЭТ-60, СЭТ-53М и ПЛУР 81Р ПЛРК «Вьюга-53»), тип системы упр. стрельбой «УСТА-670», ПУТС «Ладога П-670».
Вооружение радиоэлектронное: тип БИУС «Брест», тип НК «Сигма-670», КСС «Молния-1М», ВВАБТ «Параван», ГАК «Рубикон» (МГК-400) на К-479 и К-458, «Скат-М» (МГК-500) на остальных РЛК «Каскад» (МРК-50) с приставкой «Корма» (МРК-57), СОРС «Залив-П» (МРП-21М), ТК МТ-70, перископ ПЗНС-10
ПЛ «К-452» («Беркут», «Б-452», «Новгород Великий»)
30.12.1973 г. Вступила в строй ВМФ и 07.02.1974 г. включена в состав СФ.
В апреле-декабре 1974 г. произведены испытания ПРК «Малахит» (8 пусков).
В 1989 г. получила наименование «Беркут», 03.06.1992 г. переименована в «Б-452».
22.12.1997 г. получила наименование «Новгород Великий».
30.05.1998 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ, поставлена на прикол в губе Ара (п.Видяево).
Тактико-технические характеристики Проект 06704 «Чайка-Б»
Водоизмещение надводное, м. куб. 4370
Водоизмещение подводное, м. куб. 5570
Длина, м 104,9
Ширина, м 9,9
Осадка, м 7,4
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 89
Скорость в надводном положении, узлов 13
Скорость в подводном положении, узлов 24
Глубина погружения рабочая, м 240
Глубина погружения предельная, м 300
Автономность, суток 60
Экипаж, чел. 98
Вооружение ракетное: тип ракетного комплекса «Оникс», боекомплект КР 24. Вид старта подводный, из ракетных контейнеров.
Вооружение торпедное: 533 мм носовые ТА — 4.
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
С праздником!
[Написать ответ на этот комментарий]