Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 667БДР «Кальмар»
В феврале 1973 г. в КБ машиностроения развернулись работы по созданию новой двухступенчатой жидкостной баллистической ракеты Р-29Р (ЗМ40, РСМ-50, SS-N-18), являвшейся дальнейшим развитием Р-29. Ее основным отличием от предшествующих морских баллистических ракет стала разделяющаяся головная часть (РГЧ) с боевыми блоками индивидуального наведения, позволяющая многократно увеличить число целей, поражаемых одним ракетным залпом.
Более совершенная инерциальная система управления с полной астрокоррекцией, примененная на Р-29Р, обеспечивала новой ракете повышенную точность. В ходе дальнейшего совершенствования комплекса точность еще более возросла, фактически сравнявшись с точностью нанесения ядерных ударов стратегическими бомбардировщиками. Это позволяло подводным ракетоносцам поражать не только площадные неукрепленные цели, но и высокопрочные малоразмерные объекты, в частности, пусковые шахты МБР наземного базирования, защищенные командные пункты, хранилища спецбоеприпасов и т. п.
Для размещения новых ракет в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева началась разработка усовершенствованного РПКСН проекта 667БДР (шифр — «Кальмар»), который, так же, как и проект 667БД, должен был оснащаться 16 ракетными шахтами.
Техническое задание на новый ракетоносец было сформулировано в 1972 году. Лодка являлась дальнейшим развитием проекта 667БД. На новом корабле возросла высота ограждения ракетных шахт (которое фактически сравнялась с ограждением выдвижных устройств рубки). Особое внимание при создании нового атомохода было уделено совершенствованию системы управления стрельбой, в отличие от проекта 667БД весь ракетный боекомплект должен был выстреливаться в одном залпе, были сокращены интервалы между ракетными пусками.
Главная энергетическая установка мощностью 60000 л. с. включала два реактора ВМ-4С и две паровые турбины ОК-700А. На лодке были применены новые малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Имелось два турбогенератора ТГ-3000.
Ракетный комплекс Д-9Р включал 16 ракет типа Р-29Р (длина — 13,635 м, диаметр — 1,8 м, стартовая масса — 36,3 т). Астроинерциальная система управления с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Важной особенностью комплекса явилось наличие трех взаимозаменяемых вариантов головных частей, различающихся числом и мощностью боевых блоков. Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км. Система управления стрельбой позволяет (в отличие от проекта 667БД) выстреливать весь ракетный боекомплект в одном залпе, с сокращенными интервалами между пусками.
Летные испытания ракет типа Р-29Р начались в ноябре 1976 г. и завершились в октябре 1978 г. В Белом и Баренцевом морях с борта РПКСН К-441 было выполнено, в общей сложности, 22 пуска (четыре ракеты были запущены в моноблочном, шесть — в трехблочном и 12 — в семиблочном вариантах).
Строительство лодок велось Северным машиностроительным предприятием (г. Северодвинск).
В процессе ходовых испытаний К-441 на большой скорости и глубине лодка коснулась скального грунта. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть. Жертв не имелось.
Большинство лодок проекта 667БДР, получивших на Западе условное обозначение Delta III, несли службу на Дальнем Востоке, на Камчатке (база Рыбачий). При этом с 1980 г. было выполнено семь одиночных переходов РПКСН проекта 667БДР под арктическими льдами (первый переход совершила лодка под командованием Д.Н. Новикова),
Лодки, участвовавшие в межфлотских переходах, на конечном участке полярного маршрута (особенно при выходе из подо льда в Чукотском море) испытывали особые трудности. В этот период весь экипаж, как правило, в течение двух-трех суток постоянно находился на своих постах. Глубина часто не превышала 50 м. Большую опасность представляли блуждающие отмели с осевшими на них огромными ледовыми массивами. Сверху над лодками находился лед, толщина которого достигала 11–15 м. При этом пространство между ледяным панцирем и кораблем уменьшалось до 3–4 м при глубине под килем всего 4–5 м. В подобных условиях автоматизированная система управления отключалось и лодка двигалась, управляясь вручную. Моральное и физическое напряжение людей достигало предела, однако особо большая нагрузка ложилась на командиров лодок.
Несмотря на сложность и повышенный риск, подледные переходы с театра на театр привлекали своей скоротечностью, а также плаванием в зоне, примыкающей к Российским территориальным водам.
Две лодки, К-455 и К-490, перешли на ТОФ в феврале-марте 1979 г. по южному маршруту, через пролив Дрейка. В процессе перехода, в частности, была проверена эффективность работы космической навигационной системы «Шлюз».
Северный Флот получил пять подводных крейсеров, из которых была сформирована дивизия стратегических подводных лодок, базировавшаяся в бухте Ягельная губы Сайда (три ПЛАРБ) и в губе Оленья (две лодки). В начале 90-х годов все корабли были переведены в Ягельную.
Североморские корабли активно несли боевую службу, выполняя патрулирование в Северной Атлантике и водах Северного Ледовитого океана.
Можно сказать, что лодкам проект 667БДР повезло, большинство из них успело пройти заводской ремонт и модернизацию до 1991 года, когда начался стремительный развал отечественного оборонного комплекса. Остальные атомоходы этого типа в дальнейшем также удалось пропустить через СРЗ. Поэтому к концу 90-х годов корабли сохраняли высокий уровень боеспособности. Шло совершенствование и ракетного комплекса Д-9Р (очередные модификации ракеты Р-29Р были приняты на вооружение в 1987 и 1990 годах).
Ракетные подводные крейсера проекта 667БДР и сегодня продолжают оставаться важным элементом стратегических ядерных сил страны. В составе Северного флота в 1999 году несли службу три корабля — К-44, К-487 и К-496, а ТОФ располагал восемью ракетоносцами этого типа — К-449, К-455, К-490, К-506, К-211, К-223, К-180 и К-433. К настоящему времени численный состав РПКСН в российском флоте стабилизировался и дальнейшее уменьшение в сколько-нибудь крупных масштабах в ближайшие годы, вероятно, производиться не будет. Поэтому можно ожидать, что РПКСН проекта 667БДР сохранятся на вооружении до второй половины первого десятилетия XXI века, когда им на смену придут новые стратегические подводные ракетоносцы новой постройки.
К-44 «Рязань»
24 ноября 1982 год включён в состав КСФ. В 1990 году ПЛ вошла в состав 31 ДПЛ 3 ФлПЛ КСФ с базированием в губе Ягельная (г. Мурманск-130 (затем г. Скалистый, затем г. Гаджиево)).
В мае 1995 года в рамках международной программы «Elrabeck» произвел из акватории Баренцева моря пуск ракеты-носителя «Волна», спускаемый модуль (разработан Бременским университетом) которой с научной аппаратурой и почтой через 20 минут, пролетев более 5000 миль, преземлился на Камчатке.
В 1996 году лодка завоевала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.
10 февраля 1998 года переименован в «Рязань».
12 июля 2002 года произведен запуск экспериментального космического аппарата «Демонстратор-2», который, не имеет аналогов в мире и предназначен для посадки на другие планеты или для доставки грузов на Землю.
По состоянию на 2003 год ПЛ находилась в боевом сотаве флота.
К-129, КС-129
5 ноября 1981 года ПЛ вошла в строй и 30 ноября 1981 год включена в состав КСФ. В март 1988 год Вошла в состав 31 ДПЛ 3 ФлПЛ КСФ с базированием в губе Ягельная (г. Мурманск-130 (затем г. Скалистый, затем г. Гаджиево)).
В мае 1994 года выведена из состава МСЯС РФ и на МП «Звездочка» началось переоборудование в носитель сверхмалых подводных лодок по проекту 09786. Переименован в «КС-129».
К-211 «Петропавловск-Камчатский»
28 сентября 1979 год ПЛ вошла в строй и 17 октября 1979 года включена в состав КСФ. В июле-августе 1982 год совершила длительное подводное плавание по периметру паковых льдов Северного Ледовитого океана с экипажем К-424. Старший похода кап. 1 р. В.М. Бусырев.
В 1985 году, выйдя из губы Ягельная (г. Гаджиево) осуществил межфлотский переход в б. Крашенинникова (г. Вилючинск). Включена в состав КТОФ.
В 1996 году совместно с АПКСН К-223 и К-530 произвел групповую стрельбу БР по береговой цели.
15 сентября 1998 года переименована в «Петропавловск-Камчатский».
По состоянию на 2001 год находилась в боевом составе флота.
К-424
9 сентября 1976 года во время сдаточных испытаний в Белом море коснулась грунта (глубина 200 м, скорость 20 узлов) и, получив повреждения легкого корпуса и обтекателя ГАК, возвратилась в Северодвинск для устранения повреждений. Не смотря на большой объем работ, ремонт был завершен в течении месяца.
5 февраля 1977 год ПЛ включена в состав КСФ и вошла в 13 ДиПЛ 3 ФлПЛ, с базированием на губу Оленья.
23 октября 1984 год при подготовке к выходу в море для сдачи курсовых задач, из-за неграмотных действий экипажа, произошел разрыв перемычки ВВД, многие подводники были ранены, двое погибли.
28 марта 1995 года исключена из состава ВМФ. Сдана в ОРВИ и в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на прикол (в отстой).
За время службы корабль совершил 16 боевых служб, 20 боевых дежурств и выполнил 19 ракетных стрельб.
К-433 «Святой Георгий Победоносец»
15 декабря 1980 года ПЛ вошла в строй и 31 декабря 1980 года включена в состав КСФ. В 1983 году впервые в ВМФ в условиях полярной ночи совершил подледный трансарктический межфлотский переход из г. Сайда (г. Гаджиево) в б. Крашеннинникова (г. Вилючинск), обойдя вокруг Северного полюса и на выходе из Арктики форсировав в подводном положении мелководное Чукотское море.
3 ноября 1983 года ПЛ вошла в состав КТОФ.
4 декабря 1984 года награжден Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». 15 сентября 1998 год переименована в «Святой Георгий Победоносец».
В июле — августе 2003 года провела ходовые испытания в Японском море, приняв участие в учения КТОФ.
По состоянию на 2003 год находилась в боевом составе флота.
К-441
31 октября 1976 года ПЛ вошла в строй и 29 декабря 1976 год включена в состав КСФ.
С ноября 1976 по октябрь 1978 гг. в Белом и Баренцевом морях на ПЛ прошли летно-конструкторские испытания комплекса Д-9Р. Было выполнено 22 пуска (4 Р-29РЛ — моноблок, 6 Р-29Р — трехблочные, 12 Р-29РК — семиблочные).
В 1984 году при разрыве воздушной магистрали в 5 отсеке погибли 2 подводника.
25 августа — 12 ноября 1988 года совершила подледный трансарктический межфлотский переход из губы Ягельная (г. Гаджиево) в б. Крашенинникова (г. Вилючинск). Переход сразу же продолжился боевой службой на ТОФ. 16 декабря 1988 год включена в состав КТОФ.
28 марта 1995 года исключена из состава ВМФ.
За время службы совершила 14 боевых служб. Сдана в ОРВИ на долговременное хранение и в бухте Павловского (г. Фокино) поставлен на прикол.
К-455
30 декабря 1976 года вошла в строй и 5 февраля 1977 года включена в состав КСФ.
11 января — 10 апреля 1979 года, совместно с РПК К-490, выйдя из губы Ягельная (г. Гаджиево) совершил групповой трансокеанский (через Атлантический и Индийский океаны) межфлотский переход в б. Крашенинникова (г. Вилючинск).
8 марта 1979 года включена в состав КТОФ.
В 2002 году утилизирована на ДВЗ «Звезда».
К-487
27 декабря 1977 год ПЛ вошела в строй и 17 февраля 1978 год включена в состав КСФ.
В 1985 году завоевала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.
В марте 1990 год вошла в состав 31 ДПЛ 3 ФлПЛ КСФ с базированием в губе Ягельная (г. Мурманск-130 (затем г. Скалистый, затем г. Гаджиево)).
В 2000 году по данным зарубежных источников выведен из состава ВМФ.
К-490
30 сентября 1977 года ПЛ вошла в строй и 29 ноября 1977 года включена в состав КСФ.
11 января — 10 апреля 1979 года совместно с РПК К-455, выйдя из губы Ягельная (г. Гаджиево) совершил групповой трансокеанский (через Атлантический и Индийский океаны) межфлотский переход в б. Крашенинникова (г. Вилючинск). 8 марта 1979 года включена в состав КТОФ.
19 ноября 1981 года награждена вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть».
В 1994 году Завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.
В 2000 году по данным зарубежных источников в составе ВМФ не числилась.
К-496 «Борисоглебск»
30 декабря 1977 года ПЛ вошла в строй и 17 февраля 1978 года включена в состав КСФ.
Осенью 1986 года совершила поход на испытания в Центральную Арктику.
В ноябре 1986 год вошла в состав 31 ДПЛ 3 ФлПЛ КСФ с базированием в губе Ягельная (г. Мурманск-130 (затем г. Скалистый, затем г. Гаджиево)).
В 1997–1999 годах завоевала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.
11 января 1999 год переименована в «Борисоглебск».
6 апреля 2000 год была выполнена показательная ракетная стрельба в присутствии на борту АПКСН «Карелия» президента России Владимира Путина.
20 июля 2001 год осуществила запуск ракеты-носителя «Волна» с искусственным спутником, оснащенным «солнечным парусом» (не отделился от ракеты и сгорел в плотных слоях атмосферы).
По состоянию на 2002 год находилась в боевом составе флота.
К-506 «Зеленоград»
30 ноября 1978 года ПЛ вошла в строй и 24 января 1979 года включена включена в состав КСФ.
В августе 1981 год совершил подледный трансарктический межфлотский переход из губы Ягельная (г. Гаджиево) в б. Крашенинникова (г. Вилючинск) и 10 ноября 1981 года была включена в состав КТОФ. Зачислена в 25 ДПЛ 2 ФлПЛ КТОФ.
В 1990 году завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.
15 сентября 1998 года переименована в «Зеленоград».
Тактико-технические характеристики 667БДР «Кальмар»
Водоизмещение надводное, м. куб. 10600
Водоизмещение подводное, м. куб. 13700
Длина, м 155
Ширина, м 11,7
Осадка, м 8,7
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 180
Скорость в надводном положении, узлов 14
Скорость в подводном положении, узлов 24
Глубина погружения рабочая, м 320
Глубина погружения предельная, м 400
Автономность, суток 90
Экипаж, чел. 130
Вооружение ракетное: тип ракетного комплекса — Д-9Р, боекомплект (тип) БР — 16 Р-29Р (РСМ-50), вид старта — подводный, из РШ в ПК < br >Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм — 4 х 533, боезапас (тип) торпед — 16 (СЭТ-65, САЭТ-60М, 53–65К или 53–65М), система подготовки ТА — «Кальмар». < br >Вооружение радиоэлектронное: БИУС — «Алмаз-БДР» или МВУ-ЮЗБДР, НК — «Тобол-М-1» или «Тобол-М-2», КСС — «Молния-М», система СС — «Цунами-БМ», ВВАБТ — Параван», ВБАУ — «Ласточка», ГАК — «Рубикон» (МГК-400), ГАС — «Аврора-1», РЛК — «Каскад» (МРК-50) с приставкой «Корма» (МРК-57), СОРС — «Залив-П» (МРП-10М) — ТК — МТ-70.
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
К-506 ктоф была отправлена
на резку в 1990году
[Написать ответ на этот комментарий]
Очень сожалею по поводу того что К-455 была утилизирована!!!!!!!!! на ней провел незабываемых 2,5 года и 6 автономок !!!!!!!!!! Горько это сознавать!!!!!!!!
[Написать ответ на этот комментарий]
Владимир Reply:
Октябрь 27th, 2012 at 9:11 пп
Год службы какой мой 1979-1982 май
[Написать ответ на этот комментарий]
Головной лодкой 667бдр проекта была к-424 и испытания ракетного вооружения проводились на ней, первый пуск был 16 ноября 1976 года. В некоторых источниках указывают что пуски производились с к-441, но это не правда.
[Написать ответ на этот комментарий]
Есть ошибки в некоторых данных . дальность ракет 8500 официально. Расстояние от Мурманска до камчатки (полигон Кура) 8100 км. Они часто стреляют по нам из Мурманска. Мы по ним. длина лодки составляет 110 метров .
[Написать ответ на этот комментарий]