Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (Проект 667АМ «Навага-М»)
ПЛАРБ первого поколения оснащались жидкостными ракетами. Специфика их применения требовала при осуществлении подводного старта предварительного заполнения забортной водой кольцевого зазора шахт, для чего создавалась сложная система трубопроводов и насосов. В результате перекачивания больших объемов воды в период предстартовой подготовки повышался уровень шумов, демаскирующих подводную лодку. Все эти недостатки отсутствовали у ракетных комплексов с твердотопливными ракетами. Поэтому параллельно с созданием жидкостных морских БР в нашей стране в конце 50-х годов начались работы и над первыми твердотопливными ракетами для оснащения подводных лодок.
В соответствии с правительственным постановлением от 9 сентября 1958 г. Ленинградское КБ «Арсенал» приступило к разработке ракетного комплекса Д-6 с твердотопливной ракетой, предназначенного для оснащения перспективных ракетоносцев. В соответствии с постановлением от 4 апреля 1961 г. работы по программе Д-6 были прекращены и тем же правительственным постановлением ОКБ В.П.Макеева поручалось приступить к работам по новому твердотопливному «лодочному» комплексу Д-7 с ракетой РТ-15М (4К-22), ориентированному на новую подводную лодку 667А проекта. При этом вся техническая документация, разработанная «арсенальцами» по программе Д-6, была передана в СКБ-385.
Ракета РТ-15М должна была иметь стартовую массу порядка 50 т (более чем в три раза превышающую массу американской БР «Поларис» А-1) и дальность пуска 2400 км. Работы по комплексу Д-7 были доведены до стадии бросковых испытаний, однако в 1962 г., когда заказчик выдвинул требование резкого увеличения боекомплекта ракетоносцев (и, следовательно, уменьшения габаритов ракет), интерес к программе стал постепенно угасать, а в 1964 году она была вовсе прекращена из-за невозможности разработчиков уложиться в рамки новых требовании.
В то же время в КБ «Арсенал» продолжались работы над стратегическими ракетами наземного базирования, завершившиеся принятием на вооружение в 1972 г. БР средней дальности 8К98П. Накопленный опыт по созданию двигателей на смесевом топливе позволил «Арсеналу» выйти с предложением о разработке для модернизированной ПЛАРБ пр.667А твердотопливной ракеты, которую можно было бы разместить в шахтах, созданных для БР Р-27. При этом дальность пуска новой ракеты должна была в 1,5 раза превосходить дальность своей предшественницы, приближаясь к возможностям новейшей американской ракеты «Посейдон» С-3.
В начале 70-х годов, параллельно с работами КБМ над модернизированной жидкостной ракетой Р-27У, «Арсенал» получил задание на разработку комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 (РСМ-45, западное обозначение SS-N-17). Новая БР со стартовой массой 26.840 кг имела дальность 4200 км. Первоначально ее предполагалось оснастить как моноблочной, так и разделяющейся ГЧ, однако в дальнейшем от последнего варианта отказались, ограничившись моноблочной БЧ мощностью 500 Кт.
Проекту подводной лодки под комплекс Д-11 был присвоен индекс «667АМ» (шифр «Навага – M»). Он разрабатывался в ЛПМБ «Рубин» под руководством главного конструктора О.Я.Марголина (заместитель Е.А.Горигледжан). Из-за возросшей массы ракеты на подводных лодках 667А-го проекта оказалось возможным разместить только 12 БР нового типа.
Внешне модернизированный корабль отличался от ПЛАРБ пр.667А кормовой надстройкой, имеющей несколько меньшую длину и большую высоту. Немного возросло и полное водоизмещение подводной лодки.
Старт ракеты производился посредством порохового аккумулятора с глубины до 50 м, без предварительного заполнения шахты водой (что повышало скрытность боевого применения, так как поступление воды в кольцевой зазор демаскировало корабль во время предстартовой подготовки). Пуск был возможен при волнении моря до 8 баллов. Весь боекомплект выстреливался в течении одной минуты единым залпом. Время предстартовой подготовки составляло 3,5 мин.
Для переоборудования по проекту 667АМ была выделена подводная лодка К-140 – второй корабль пр.667А. Работы по модернизации атомохода начались на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске в 1973 году.
Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 г. из акватории Белого моря. Во время испытаний лодки были проведены две стрельбы на максимальную дальность (более 4000 км). Для этого лодке пришлось идти к северной оконечности Новой Земли и оттуда с параллели 77° северный широты стрелять по боевому полю «Кура» на Камчатке.
В заключении Командующего СФ, датированным 14 сентября 1979 г., комплексу Д-11 давалась следующая характеристика: «Испытания в целом показали хорошие эксплуатационные качества, высокую скорострельность при малом времени подготовки, безопасность использования и простоту обслуживания, принятие комплекса… позволит расширить боевые возможности ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр.667А, продолжить ознакомление опыта эксплуатации твердотопливных баллистических ракет с целью его использования при дальнейшем проектировании перспективных ракетных комплексов. Собственно, «накоплением опыта» все и ограничилось: модернизированная лодка К-140 осталось единственной в своем роде, так и не став прототипом для переоборудования других кораблей 667А-го проекта. Комплекс Д-11 в 1979 г. был принят в опытную эксплуатацию, продолжавшуюся в течении 10 лет. На Западе лодка проекта 667АМ получила обозначение Yankee II.
Промышленность выпустила, в общей сложности, 36 серийных ракет Р-31, 20 из которых были израсходованы в процессе испытаний и практических стрельб. В середине 1990 года вышел приказ МО об утилизации всех ракет этого типа (как находящихся на борту лодки, так и на складах) методом отстрела. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 г., все они прошли успешно, лишний раз продемонстрировав высокую надежность отечественного оружия. А 17 декабря 1990 г. К-140 отправилась в Северодвинск для разделки на металл…
В 1969-1971 гг. в ЦКБ «Волна» под руководством С.М. Бавилина велись работы по созданию новой атомной подводной лодки с 16 ракетами Р-31, однако дальнейшего развития это направление не получило: в начале 70-х годов ВМФ, несмотря на очевидные эксплуатационные преимущества твердотопливных ракет, отдали предпочтение ПЛАРБ с более мощными и дальнобойными жидкостными межконтинентальными ракетами.
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”