Дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами Проект 644
Работы по созданию в СССР баллистических и крылатых ракет велись параллельно. Над созданием КР работали КБ возглавляемые Г.М. Бериевым и В.Н. Челомеем. Причем бюро, возглавляемое Бериевым пошло по пути, сходным с американским. То есть создавало ракету ангарного хранения, которую следовало перед пуском выкатывать из ангара, раскрывать крылья и лишь после этого был возможен запуск. Для крылатых ракет такого типа (П-10) предполагалось переоборудовать большие ДПЛ пр. 611. Бюро же возглавляемое Челомеем предложило размещать ракету в специальном контейнере из которого и осуществлялся бы пуск. Старт происходил при помощи пороховых ускорителей а крылья автоматически раскрывались в полёте. В качестве носителя должны были использоваться торпедные ДПЛ пр. 613. Крылатая ракета П-5 предназначалась для стрельбы по береговым целям и явилась первой отечественно стратегической КР (СКР). Поскольку она имела турбореактивный двигатель, запуск был возможен только из надводного положения. Причем перед стартом двигатель необходимо было запустить и вывести на рабочий режим. Дальность стрельбы составляла около 300 км.
Испытания СКР П-5 проводились на опытовой ПЛ пр. П613 С-146 и были завершены к 1959 году.
В 1956–1957гг. для использования крылатых ракет комплекса П-5 был разработан проект 644 переоборудования лодки пр. 613 (ЦКБ-18, СКБ-112 (рабочие чертежи), главный конструктор П.П. Пустынцев). А уже к концу в составе ВМФ СССР было шесть ПЛ пр. 644. Это были первые серийные отечественные ПЛ с крылатыми ракетами.
В соответствии с проектом переоборудование ПЛ пр. 613 происходило без изменения прочного корпуса лодки. Это было достигнуто за счет демонтажа кормовых торпедных аппаратов, снятия запасных торпед носовых торпедных аппаратов и перекомпоновки помещений в носовых отсеках. КР комплекса П-5 размещались в двух прочных контейнерах установленных на палубе надстройки за ограждением рубки, параллельно друг другу. Малые размеры ПЛ пр. 613 не позволили установит ракетные контейнеры в носовой части лодки. Целеуказание ракетам осуществлялось при помощи навигационного комплекса «Север-Н-644» и астронавигационного перископа «Лира.» Остальное РЭВ осталось таким же как на ПЛ пр. 613. Помимо этого на лодке установили систему управления ракетной стрельбой «Север-А644У» и другое оборудование, системы и устройства обслуживающие ракетный комплекс а также цистерны замещения ракет. В междубортном пространстве была установлена прочная аварийная балластная цистерна, обеспечивающая погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной ПЛ с одним затопленным ракетным контейнером. Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были перенесены баллоны ВВД, а твердый балласт размещен в доковом киле. В результате модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение рубки и изменена надстройка. ЭУ состояла из двух дизелей 37Д (каждый мощностью по 2000 л.с.), двух гребных электродвигателей ПГ-101 (каждый мощностью 1350 л.с.) и двух электродвигателей экономичного хода ПГ-103 (каждый мощностью 50 л.с.). Аккумуляторная батарея состояла из свинцово-кислотных элементов 46СУ. Всего было две батареи по 112 элементов в каждой. Вооружение состояло из двух СКР П-5, расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и четырех носовых 533-мм ТА. Боезапас 4 торпеды (по другим данным 10) . Прибор управления торпедной стрельбой ПУТС-Л-4.
Поскольку КР хранились полностью готовыми к стрельбе в контейнерах поддерживался особый микроклимат. Стрельба осуществлялась из надводного положения ПЛ при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился в корму лодки, т.е. против движения. Стрельба залпом не предусматривалась.
При старте первой ракеты, вторая находилась в закрытом контейнере. Согласно проекту стрельба могла осуществляться при волнении на море 4–6 баллов, скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов. Однако при испытаниях было установлено, что из-за заливаемости контейнеров ракетная стрельба с этих ПЛ возможна при волнении моря до 3 баллов и скорости лодки не более 6 узлов. Лодки проекта 644 в течении 60-х годов находились на боевой службе.
КР П-5 были присущи недостатки, в числе которых отмечалась низкая точность стрельбы. В усовершенствованной модификации П-5Д была применена радиолокационная доплеровская система измерения угла сноса и путевой скорости, а также установлены более точные гироскопы в автопилоте. Кроме того в бортовой системе управления был применен радиовысотомер позволивший ракете совершать полет на меньшей, чем ранее, высоте (до 250 м) и тем самым сделать ракету менее уязвимой для средств ПРО противника. Для испытаний СКР П-5Д была использована ПЛРК пр. 644 «С-162» (заводской номер 603). Она была дооборудована до проекта 644Д на заводе «Красное Сормово» и на северодвинском заводе №402. Испытания проводились в конце на Белом море. Они подтвердили повышенную, по сравнению с КР П-5 точность стрельбы. Усовершенствованная ракета П-5Д была рекомендована комиссией Госприемки к принятию на вооружение.
Разрабатывался также улучшенный проект 644П с двумя ракетами П-5, однако дальнейшего развития разработка не получила.
В начале 60-х годов была создана ракета комплекса П-7 с увеличенной дальностью стрельбы и повышенной точностью. Итоговые испытания новой ракеты проводились в 1962–1964 в Белом море на ПЛ «С-158» (заводской номер 504) переоборудованной по проекту 644–7 на заводе «Красное Сормово». Причем предусматривалось возможность стрельбы КР двух типов П-5Д и П-7. Для этого были переделаны ракетные контейнеры, установлены унифицированные пульты предстартовой подготовки и новая система управления ракетной стрельбой. Потребовалось также перебалансировать ПЛ для возможности использования КР комплекса П-7 с большей массой, чем у ракеты П-5. Несмотря на положительные результаты испытаний, ракеты П-5Д и П-7 в серийное производство не пошли. Работы с ними были прекращены в 1965 году, а в 1966 году были сняты с вооружения ракеты комплекса П-5. ПЛРК пр. 644 в 1969–1974 гг. были выведены из состава флота.
С середины 60-х годов задачи отечественных ПЛ по поражению наземных объектов были возложены на лодки с БР. К этому времени БР стали превосходить КР по дальности стрельбы и защищенности от средств ПРО, а их подводный старт обеспечивал ПЛ лучшую защиту от сил ПЛО. Но в конце 50-х — начале 60-х БР с надводным стартом и малой дальностью стрельбы не имели перед КР комплекса П-5 никаких преимуществ и создание ДПЛКР продолжалось.
ПЛ «С-44» («ПЗС-53»)
31.12.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
1959 г. модернизирована по проекту 644.
ПЛ «С-46»
30.12.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
1959 г. модернизирована по проекту 644.
С-80
13 марта 1950 года заложена на горьковском ССЗ «Красное Сормово» имени А.А.Жданова по проекту 613.
21 октября 1950 года спущена на воду.
1 ноября 1950 года завершение перехода на сдаточную базу в Баку.
31 декабря — 1951 года 26 апреля 1950 года Швартовые испытания.
27 апреля — 28 июня 1951 года заводские ходовые испытания.
9 июня 1951 года глубоководное погружение на 203 м. В наиболее «слабых», по мнению инженеров, местах установили приборы, измеряющие напряжение конструкций. Затем лодку с экипажем в отсеках «на талях» опускали на критическую глубину. Рядом в полигоне дежурили спасатели на своем судне. В случае аварии водолазы должны были прикрепить к корпусу лодки понтоны, чтобы затем поднять ее на поверхность.
2 декабря 1951 года после окончания государственных испытаний и устранения всех выявленных дефектов был подписан приемный акт. вошла в строй, зачислена в состав Северного флота.
В декабре 1951 года ПЛ перевели с Каспия на Северный флот по системе внутренних водных путей в Северодвинск, затем перешла на постоянное место базирования в Полярный.
В 1952–1955 годах несколько раз возвращалась из Полярного в Северодвинск для обеспечения испытаний в Белом море больших торпедных лодок 611 проекта.
В 1957 году перешла в Горький для ремонта и модернизации.
В июле 1957 года — апреле 1959 года на ССЗ «Красное Сормово» выполнены модернизационные работы по проекту 644. переведена в Северодвинск.
15 января 1960 года окончание заводских и Государственных испытания СФ, переход из Северодвинска в Оленью Губу. Вошла в состав 212-й бригады подводных лодок СФ.
25 января 1961 года вышла в море на несколько суток для отработки и совершенствования задач одиночного плавания.
27 января 1961 года последнее сообщение поступило около 00.30. По заключению комиссии по расследованию гибели ПЛ, в 01.30 С-80 затонула из-за поступления воды через шахту РДП, вследствии обмерзания поплавкового клапана. Весь экипаж (56 (68?) человек) — погиб.
23 июня 1968 года обнаружена на глубине 196 м. В спускаемой наблюдательной камере с СС «Алтай», в сложных и опасных условиях, для тщательного обследования операторы произвели девять спусков продолжительностью по 2–4 часа.
9 июня 1969 года начало работ по подъему затонувшей ПЛ.
5 июля 1969 года ПЛ оторвали от грунта и переместили на 60 м в сторону, где вновь положили на грунт.
10 июля 1969 года при абсолютном штиле и сплошном тумане СПС «Карпаты» снялось с бочек и начало буксировку с приподнятой над грунтом С-80 со скоростью 2,5 узла. Через 38 ч ПЛ опустили на грунт на глубине 51 м в б. Завалишина губы Териберская.
24 июля 1969 года В 20.30 ПЛ подняли на поверхность и отбуксировали в губу Наша, Териберского залива.
В августе 1969 года на борт СПС «Карпаты» прибыла и начала работу Государственная комиссия, сформированная из высококвалифицированных специалистов ВМФ и Судпрома. Возглавлял ее заслуженный подводник, получивший Звезду Героя в Великую Отечественную войну — вице-адмирал Г.И.Щедрин.
В октябре 1969 года расформирование ЭОН-10. По самой ПЛ комиссия сделала заключение о нецелесообразности проведения восстановительных работ. ПЛ была взорвана и разделана на металлолом.
Тактико-технические характеристики Проект 644
Водоизмещение надводное, т 1430
Водоизмещение подводное, т 1160
Длина, м 76
Ширина, м 6,3–6,6
Осадка, м 4,7
Скорость в надводном положении, узлов 16–17,5
Скорость в подводном положении, узлов 10–11,5
Глубина погружения рабочая, м 170
Глубина погружения предельная, м 200–230
Дальность плавания в надводном положении, миль 5000
Дальность плавания в подводном положении, миль 260
Автономность, суток 35
Экипаж, чел. 55–57
Вооружение ракетное: КР «П-5» — 2 шт.
Вооружение торпедное: НТА — 4 шт. (4 (10?) торпед).
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
Неточности в тексте: Ракеты П-5Д на вооружение приняты были. В течение многих лет, до начала 80-х ими, наряду с П-6, вооружались подводные лодки проектов 651, 659, 675. Ещё в начале 80-х мне приходилось принимать участие в ракетных стрельбах с использованием П-5Д.
[Написать ответ на этот комментарий]