Дизельная подводная лодка Проект 633
Проектирование ПЛ проекта 633 было начато по Постановлению СМ №1454–808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин, заместителями — А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин. В апреле 1955 г. предэскизные проработки проекта были закончены и представлены на рассмотрение в двух вариантах: один по ТТЗ, выданному УК ВМФ, а второй «инициативный» (И-633) с улучшенными ТТЭ. Проработки получили одобрение руководства ВМФ и МСП. Как отмечено в заключении УК ВМФ при рассмотрении предэскизных проработок в мае 1955 г., «предложенный вариант является совершенно новым проектом средней ПЛ». Применительно к этому варианту пересмотрели и ТТЗ.
Технический проект ПЛ проекта 633 был утвержден постановлением СМ №1117–580 от 15 августа 1956 года.
Подводная лодка проекта 633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик.
Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) — для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении.
Размерения лодки проектировались с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому водным путям в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец-Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в специальных облегченных доках пр.768 при максимальной разгрузке лодок, а также в доках пр.28К при снятой аккумуляторной батарее.
Прочный корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее основное оборудование.
В первом отсеке (торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного балласта.
Во втором отсеке (аккумуляторном) расположены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды.
В третьем отсеке (центральный пост) расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения и гирокомпас.
В трюме центрального поста расположены: пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды.
Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-C, станции «Накат», перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной станции «Флаг».
В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: вторая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного управления дизелями, а также цистерна чистого масла.
В пятом отсеке (дизельном) расположены: два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены. электрокомпрессор, электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна грязной воды.
В шестом отсеке (электромоторном ) расположены: два главных гребных электродвигателя «ПГ-101» со щитами управления, два электродвигателя экономического хода «ПГ-103» и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого масла и цистерна грязной воды.
В седьмом отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный насос «2П-1» и гальюн с умывальником, цистерны — дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна пресной воды.
Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 м состоит из цилиндров (диаметром 5300 мм в районе центрального поста и 4900 мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках.
Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору в центральном посту.
Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены прочными сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости.
Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, способом шлюзования аппаратов и способом затопления отсека с глубины до 100 метров.
Центральный пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 100 метров.
На лодке обеспечена возможность спасения команды из кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин до 200 метров, что является новым по сравнению с предыдущими проектами.
Система топлива и замещения состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м3 и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12 м3.
Согласно проекту расчетные безопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра:
— при подводном взрыве для прочного корпуса — 1600 м, для цистерны главного балласта -1100–1600 м.
— при воздушном взрыве для цистерны главного балласта-1390–1850 м, для надстройки — 1900 м.
В прочном корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Шесть носовых торпедных аппаратов расположены двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости ПЛ, а два кормовых — симметрично относительно диаметральной плоскости, с углом растворения между осями труб 3°.
Погрузка торпед и мин в ПЛ осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28–16 мин в аппраты и 12 в стеллажи) равно 9 часам.
На ПЛ пр.633 внедрили штатную систему воздушно-пенного пожаротушения ВПЛ-52 и быстродействующую арматуру поднятия давления в отсеках с дистанционным управлением. Применили новую систему ПУТС «Ленинград-633», которая при совместной работе с ГАС «Арктика-М» помогла решать принципиально новые задачи выхода в атаку.
Для уменьшения шумности на ПЛ, в частности, были установлены фундаменты с резиновым вибродемпфирующим покрытием.
Внедряемые в проект новшества, как правило, требовали экспериментальной проверки. Документация технического проекта предусматривала выполнение около двух десятков опытных работ, среди них находились отработка и испытание следующих устройств и узлов:
— телескопического подъемника для перископов (вместо полиспастного):
— лепестковой газовыхлопной насадки устройства РДП:
— водяного редукционного клапана с перепадом давления с 30 до 3 кг/см2 и с постоянным расходом.
— предохранительного клапана устройства РДП.
— дейдвудного сальника новой конструкции.
— устройства быстрой перезарядки ТА.
— конструкций цистерны беспузырной торпедной стрельбы (БТС).
— новой конструкции торпедопогрузочного люка с торсионным механизмом закрывания.
Кроме того, часть конструкций и устройств подлежали изготовлению и предварительному (до установки на корабль) испытанию. Среди них были следующие.
— шинно-пневматическая муфта экономического хода.
— распределительная колонка ВВД и аварийного продувания.
— малогабаритный редуктор с глобоидным зацеплением (для шпиля и кингстонов ЦГБ).
— серповидные прочные межотсечные переборки 51 и 93 шп..
— прочная (шлюзовая) рубка.
— переборочные клинкетные задвижки.
— клапан-автомат для автоматического перехода на питание от аварийной гидроаккумуляторной установки при падении давления в основном гидроаккумуляторе.
Требовались испытания предусмотренной на ТА специальной системы, обеспечивающей выход личного состава в снаряжении ИСП методом шлюзования аппарата или способом затопления отсека. В процессе эксплуатации подлежала проверке операция спасения личного состава из VII отсека с помощью водолазного колокола, для приема которого предусмотрена специальная конструкция — комингс-площадка.
На ПЛ пр.633 установлена серийная система ПУТС «Ленинград-633». Вырабатываемые системой ПУТС «Ленинград-633» данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и характер зигзага) автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится приводом «ПУГ» вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км).
Гребные винты с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных гребных винтов. Такие винты были установлены на второй ПЛ пр.633 — «С-351» и показали неудовлетворительные результаты.
Экипаж лодки по штату — 52 человека, в тем числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных мест. Средняя свободная площадь на одного человека в жилых отсеках-0,8 м2, объем -9 м3.
Головная ПЛ «С-350» (зав.№331) была заложена на стапеле №3 завода «Красное Сормово» 22.10.1957 г., спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские ходовые испытания лодка прошла с 22.10 по 20.12.1958 г. Государственные испытания «С-350» проведены с 21.12.1958 г. по 31.08.1959 г. на Черном море, а затем продолжены на Северном флоте.
Входе испытаний проведен прием топлива с танкера «Сейма» на ПЛ «С-350» на ходу при скорости танкера 6 узлов, волнении моря 2–3 балла. Всего было принято 75,2 т топлива за 1 час 40 мин. Расчетное время приема топлива во все топливно-балластные цистерны (252 т) — 6 часов 05 минут.
В ходе испытаний было выстрелено 18 торпед типа «53–56», ЭТ-56, ЭТ-46 и 53–39МП. Все стрельбы прошли безотказно.
Время перезарядки шести торпедных аппаратов торпедами ЭТ-46–40 минут, торпедами других образцов — 70 минут, вместо 20 минут по проекту.
В ходе испытаний была осуществлена двухсторонняя связь «С-350» с узлами связи КБФ (830 миль), ККФ (720 миль) и СФ (1750 миль). Результаты связи хорошие. Кроме того, проверена связь на шестиметровую штыревую антенну с узлом связи ТОФ (Владивосток), результаты хорошие.
Ход ПЛ в режиме РДП: минимальный 5 узлов под одним дизелем, 10 узлов под двумя дизелями. Недостатком РДП является прием забортной воды (до 400 л) при ходе 8–10 узлов при волнении моря в 4 балла.
Результаты испытаний радиолокационных и гидроакустических станций.
РЛС «Флаг» по эсминцу 56 проекта: в подводном положении ПЛ — 120 каб (22,2 км).
Поисковая станция «Накат» по эсминцу пр.30-бис («С-350» под перископом).при работе станции «Риф» — 150 каб (27,8 км). при работе станции «Залп» — 220 каб (40,7 км). то же по самолету с РЛС («С-350» в надводном положении) 252–300 каб (46,6–55,5 км).
Гидроакустическая станция «Арктика-М»:
а) по крейсеру пр.68, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 50 м со скоростью 12,5 узлов: дальность шумопеленгования в режиме автоматического сопровождения — 125 каб (23,15 км), дальность эхопеленгования (измерения диапазона) — 41 каб (7,6 км).
б) по эсминцу пр.56, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 80 м со скоростью 5,5 узла: дальность шумо-пеленгования — 100 каб (18,5 км), дальность эхопеленгования — 29 каб (5,4 км).
На испытаниях выявлена неэффективность гидрологической станции кругового обзора «Тулома». На ее экране практически невозможно отличить пеленгуемую цель от ложных целей (засветок), создаваемых гидродинамическими и шумовыми помехами. Решением замглавкома ВМФ от 15 ноября 1958 года станция «Тулома» на вооружение не принята, а дальнейшая ее разработка прекращена.
Что касается предусмотренных техническим пр.633 возможных модернизаций, то не все они были внедрены при серийном строительстве. Однако во время строительства были осуществлены другие модернизации, некоторые из которых потребовали выполнения дополнительных опытных работ. Например, установка размагничивающего устройства потребовала ОКР для изучения природы формирования магнитного поля ПЛ. К выполнению ОКР, в частности, привлекли магнитную лабораторию АН СССР (директор — профессор Е.И. Кондорский), для которой были спроектированы и построены две магнитные модели ПЛ пр.633 в масштабе 1:12.5.
В 1960 г. ЦКБ-112 вместе с рядом отраслевых институтов разработало чертежи и конструкторскую документацию на установку противогидролокационного покрытия типа НППРК-7 на серийную ПЛ пр.633 (№344). Работа выполнялась по ТЗ Акустического института АН СССР им. Н.Н.Андреева и при его научном руководстве (руководитель темы — В.В.Тютекнн).
Уже после завершения строительства всей серии ЦКБ «Лазурит» разработало технический проект опытной ПЛ пр.633Л (ГК Е.В.Крылов). С-37 в 1967 году переоборудована по этому проекту (для исследования обтекаемости корпуса и испытания новых гидроакустических станций).
По чертежам, разработанным СПМБМ »Малахит» две ПЛ прошли переоборудование по пр.633РВ — для отработки системы стрельбы из ТА калибра 650 мм новыми образцами торпед. В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед. Результаты испытаний позволили отработать ракетно-торпедный комплекс для ПЛ нового поколения. ПЛ С-128 модернизирована по проекту 633КС (в некоторых источниках «проект 06333») для испытаний КР «Гранат».
По советской документации лодки 633 проекта строились в Китае и Северной Корее (проект 033 — Improved Romeo).
По данным некоторых источников в Египет были переданы не 7, а 4 (или 6, или 9) лодки, в Болгарию не 2, а 4, в Сирию 3, а не 4. Кроме этого некоторые источники утверждают о строительстве 22 лодок проекта 633 (Еще С-6 и С-9). Есть упоминания о передачи С-38 Алжиру, а не Сирии. Также в некоторых источниках есть ошибочные данные о модернизации С-128 по проекту 633РВ.
С-4
14 июня 1960 года заложена на заводе «Красное Сормово».
17 декабря 1960 года спущена на воду.
18 сентября 1961 года вступила в строй.
13 октября 1961 года вошла в состав Северного флота.
8 ноября 1961 года прибыла на Северный флот, вошла в состав 49-й БПЛ 9-й ЭПЛ (г. Ура).
В 1978–1980 годах выполнила 3 боевые службы в районе о.Ян-Майен — о.Медвежий — Англия.
22 июня 1982 года убыла на Черноморский флот.
15 сентября 1982 года перечислена в состав Черноморского флота.
5 февраля 1987 года исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Сирии. Прибыла в порт Тартус (Сирия) в начале года.
1 декабря 1987 года расформирована.
С-7, № 011
17 сентября 1961 года вступила в строй.
13 октября 1961 года вошла в состав Северного флота.
1 ноября 1961 года прибыла на Северный флот, вошла в состав 49-й БПЛ 9-й ЭПЛ (г. Ура).
29 января — 4 февраля 1968 года нанесла визит в Котор и Зеленику (Югославия).
19 июля 1968 года убыла в Кронштадт.
11 октября 1970 года убыла в г. Ура.
19 сентября 1980 года убыла на Балтийский флот.
10 октября 1980 года перечислена в состав Балтийского флота .
19 января 1983 года исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Алжира. получила наименование «№ 011».
1 октября 1983 года расформирована.
ПЛ «С-11» («СС-11»)
30.09.1961 г. вступление в строй ВМФ СССР.
04.11.1961 г. принята в состав Северного флота.
07.02.1962 г. перечислена в состав Черноморского флота.
23.08.1963 г. перешла на Северный флот.
17.09.1963 г. перечислена в состав Северного флота. включена в состав 96-й БПЛ 4-й ЭПЛ (г. Полярный).
10.10.70–19.02.72 г. прошла ремонт на КОЛМЗ (Кронштадт).
19.02.1972 г. перечислена в состав Балтийского флота (данные могут быть ошибочными).
17.07.1972 г. перечислена в состав Северного флота.
20.08.1976 г. перечислена в состав Черноморского флота. вошла в состав 27 Бригады ПЛ.
30.05.78–18.01.82 г. прошла ремонт и модернизацию по проекту 633РВ на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе (Севастополь).
1982 г. зачислена в 475-й дивизион подводных лодок. переименована в «СС-11».
27.10.1990 г. поставлена в ремонт в СМЗ.
24.06.1991 г. исключена из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
В 1992 г. на Севастопольской базе «Главвторчермета» в Инкермане разделана на металл.
С-28, № 010
23 декабря 1961 года вступила в строй.
19 января 1962 года вошла в состав Северного флота.
28 июня 1962 года прибыла на Северный флот, зачисленая состав 49-й БПЛ 9-йЭПЛ (г. Ура).
15 августа 1972 года убыла в Кронштадт.
30 июня 1979 года убыла в Лиепаю.
1 октября 1981 года перечислена в состав Балтийского флота.
29 января 1982 года прибыла в Мерс-эль-Кебир (Алжир).
29 апреля 1982 года исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Алжира. Переименована в «№ 010».
30 июня 1982 года расформирована.
В январе 1983 года при отработке срочного погружения провалилась на глубину 80 метров с диферентом на нос 39 гр. по вине алжирского боцмана. Успешно всплыла.
В конце 90-х годов выведена из боевого состава. Находится у пирса «А» в Мерс-эль-Кебире (Алжир).
ПЛ «С-32»
31.12.1959 г. вступила в строй.
06.01.1960 г. вошла в состав Черноморского флота.
14.09.1960 г. прибыла на Северный флот.
29.10.1960 г. перечислена в состав Северного флота. вошла в состав 96-й БПЛ 4-йЭПЛ (Полярный).
05.10.1966 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Египта.
15.12.1966 г. расформирована.
ПЛ «С-34»
31.12.1959 г. вступила в строй.
06.01.1960 г. вошла в состав Черноморского флота.
14.06.1960 г. вошла в кампанию.
12.10.1960 г. прибыла на Северный флот.
29.10.1960 г. перечислена в состав Северного флота. вошла в состав 96-й БПЛ 4-йЭПЛ (Полярный).
05.10.1966 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Египта.
15.12.1966 г. расформирована.
ПЛ «С-36»
30.09.1960 г. вступила в строй.
17.12.1960 г. вошла в состав Черноморского флота.
13.12.1960 г. вошла в кампанию.
13.08.1961 г. прибыла на Северный флот.
21.09.1961 г. перечислена в состав Северного флота. вошла в состав 49-й БПЛ 9-й ЭПЛ (г. Ура).
01.08.1973 г. перечислена в состав 203-й ОБРПЛ (г. Северодвинск).
01.10.1973 г. выведена из боевого состава, законсервирована и поставлена в отстой в Полярном.
09.09.1978 г. передана 180-й ДПЛР Беломорской флотилии.
20.05.1980 г. выведена из консервации.
11.07.1981 г. убыла на Черноморский флот.
09.1981 г. после буксировки в плавдоке из Кольского залива в Черное море поставлена на консервацию в Балаклаве.
25.09.1981 г. переведена в состав Черноморского флота.
01.08.1982 г. Расконсервирована и вновь введена в строй.
01.10.1986 г. расформирована.
16.12.1986 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Египта.
ПЛ «С-37»
31.03.1960 г. вступление в строй ВМФ СССР.
19.04.1960 г. принята в состав Черноморского флота.
23.11.60–31.10.63 г. прошла модернизацию по проекту 633Л на ССЗ «Красное Сормово» в Горьком (есть данные об окончании модернизации в 1967 г.).
20.07.1965 г. прибыла на Северный флот в губу Ура.
28.07.1965 г. перечислена в состав Северного флота. 46-я БПЛ 9-й ЭПЛ (губа Ура).
09.03.78–31.01.79 г. прошла на СРЗ «Тосмаре» (Лиепая) ремонт (есть данные по другим срокам — 02.10.76–25.06.78).
1980 г. подготовка к переводу в состав Балтийского флота.
1982 г. подготовка к переводу в состав Черноморского флота.
07.07.1982 г. убытие на Черноморский флот.
14.10.1982 г. переведена в состав Черноморского флота. 155-я бригада ПЛ КЧФ, базирующаяся на Балаклаву.
03.07.1992 г. исключена из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
31.12.1992 г. расформирована.
В 1993 г. на Севастопольской базе «Главвторчермета» в Инкермане разделана на металл.
ПЛ «С-38»
23.09.1960 г. вступила в строй.
17.12.1960 г. вошла в состав Черноморского флота.
01.08–23.11.67 г. прошла ремонт на СРЗ «Тосмаре» (Лиепая).
12.09.1969 г. перечислена на Северный флот.
04.11.1969 г. зачислена в состав 49-й БПЛ 9-й ЭПЛ (г. Ура).
30.06.1971 г. убыла на Балтийский флот.
26.05–30.11.72 г. на КОЛМЗ (Кронштадт) прошла ремонт.
11.1972 г. возвратилась в состав 49-й БПЛ 9-й ЭПЛ.
01.07.1973 г. переведена в состав 203-й ОБРПЛ (г. Северодвинск).
01.10.1973 г. выведена из боевого состава, законсервирована (г. Полярный).
11.08.1978 г. передана 180-й ДПЛР.
06.03.1980 г. выведена из консервации.
23.06.1980 г. убыла на Черноморский флот.
18.09.1980 г. введена в строй и состав Черноморского флота.
28.02.1983 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Сирии.
01.11.1983 г. расформирована.
ПЛ «С-49» («СС-49», «ПЗС-50»)
31.12.1961 г. вступление в строй ВМФ СССР.
16.01.1962 г. принята в состав Черноморского флота.
02.08.1962 г. прибыла на Северный флот.
22.08.1962 г. перечислена в состав Северного флота. зачислена в состав 96-й БПЛ 4-й ЭПЛ (г. Полярный).
15.08.1969 г. перечислена в состав Черноморского флота.
02.12.71–06.10.72 г. прошла ремонт на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе (Севастополь). Есть данные о модернизации во время ремонта по проекту 633РВ .
14.03.86–06.11.91 г. прошла модернизацию на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе (Севастополь) по проекту 633РВ.
1991 г. находилась в составе 475-й дивизиона подводных лодок.
24.06.1991 г. отнесена к подклассу опытовых ПЛ.
10.07.1995 г. исключена из состава ВМФ.
31.10.1995 г. расформирована.
В 1995 г. переоборудована в плавучую зарядовую станцию. переименована в «ПЗС-50».
ПЛ «С-53»
31.12.1960 г. вступила в строй.
14.03.1961 г. вошла в состав Черноморского флота.
31.03.1961 г. вошла в кампанию.
23.08.1961 г. прибыла на Северный флот.
21.09.1961 г. перечислена в состав Северного флота. вошла в состав 46-й БПЛ 9-й ЭПЛ (г. Ура).
21.09.1971 г. убыла в ремонт в Кронштадт.
24.10.72–01.08.73 г. Прошла на КОЛМЗ (Кронштадт) ремонт.
15.03.1973 г. направлена в Лиепаю, в 37-ю КрДПЛ.
01.07.1973 г. переведена в 203-ю ОБРПЛ Беломорской ВМБ (Северодвинск).
01.10.1973 г. выведена из боевого состава и поставлена в отстой в г. Полярном.
04.08.1978 г. передана 180-й ДПЛР Беломорской флотилии.
20.05.1980 г. выведена из консервации для передачи Черноморскому флоту.
12.09.1980 г. убыла на Черноморский флот.
27.10.1980 г. вновь введена в строй, перечислена в состав Черноморского флота.
01.11.81–01.08.82 г. Вторично находилась на консервации.
18.09.1985 г. перечислена в состав Балтийского флота.
17.12.1985 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Сирии.
01.10.1986 г. расформирована.
ПЛ «С-57» («Pobeda»)
27.12.1961 г. вступила в строй.
09.01.1962 г. вошла в состав Черноморского флота.
28.06.1962 г. прибыла на Северный флот.
06.07.1962 г. перечислена в состав Северного флота. вошла в состав 46-й БПЛ 9-й ЭПЛ (г. Ура).
02.06.1970 г. по внутренним водным путям в доке убыла из Беломорска на Черноморский флот.
14.07.1970 г. возвращена на ЧФ. Перечислена в состав Черноморского флота .
05.02.1973 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Болгарии (переименована в «Pobeda», по состоянию на 2002 года — выведена из строя).
15.02.1973 г. расформирована.
ПЛ «С-101»
21.12.1960 г. вступила в строй.
30.12.1960 г. вошла в состав Черноморского флота.
02.03.1961 г. вошла в кампанию.
17.07.1961 г. прибыла на Северный флот.
07.06.1961 г. перечислена в состав Северного флота. вошла в состав 46-й БПЛ 9-й ЭПЛ (г. Ура).
16.09.1970 г. находилась в среднем ремонте (п. Роста) в ОБРПЛ.
28.04.1972 г. перешла в г. Ура.
12.09.1982 г. убыла на Балтийский флот.
09.12.1982 г. перечислена в состав Балтийского флота.
25.05–10.11.1984 г. прошла на СРЗ «Тосмаре» (Лиепая) ремонт.
14.02.1986 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Сирии.
01.10.1986 г. расформирована.
С-128, СС-128
11 марта 1960 года заложена на заводе «Красное Сормово» (ССЗ № 112) в Горьком.
20 июля 1960 года спущена на воду.
29 декабря 1960 года вступление в строй ВМФ СССР.
18 января 1961 года принята в состав Черноморского флота.
5 августа 1961 года перечислена в состав Северного флота. 46-я БПЛ 9-й ЭПЛ (губа Ура).
29 января — 4 февраля 1968 года нанесла визит в Котор и Зеленику (Югославия).
25 июня 1977 года убыла на Черноморский флот.
31 августа 1977 года перечислена в состав Черноморского флота.
В 1978 году прошла модернизацию на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе (Севастополь) по проекту 6ЗЗКС (закончена 27 июня).
24 июня 1991 года отнесена к подклассу опытовых ПЛ. Входила в состав 475-го дивизиона подводных лодок.
26 июля 1991 года переименована в «СС-128».
24 августа 1993 года исключена из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
В 1994 году на Севастопольской базе «Главвторчермета» в Инкермане разделана на металл.
ПЛ «С-212» («Slava»)
21.12.1960 г. вступила в строй.
30.12.1960 г. вошла в состав Черноморского флота.
17.03.1961 г. вошла в кампанию.
02.07.1961 г. прибыла на Северный флот.
05.08.1961 г. перечислена в состав Северного флота. вошла в состав 49-й БПЛ 9-й ЭПЛ (г. Ура).
29.01–04.02.1968 г. Нанесла визит в Котор и Зеленику (Югославия).
02.06.1970 г. убыла по внутренним водным путям из Беломорска на Черноморский флот.
14.07.1970 г. перечислена в состав Черноморского флота.
05.02.1973 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Болгарии (переименована в «Slava», по состоянию на 2002 года — в строю).
15.02.1973 г. расформирована.
ПЛ «С-350» («СС-350», «УТС-350»)
22.10–20.12.1958 г. заводские ходовые испытания.
20.11.1958 г. включена в состав ВМФ (Черноморский флот условно).
21.12.58–31.08.59 г. Государственные испытания.
31.08.1959 г. вступила в строй.
19.10.1959 г. перечислена в состав Северного флота.
30.10.1959 г. перешла на Северный флот. зачислена в состав 96-й БПЛ 4-й ЭПЛ (г. Полярный).
11.02.1962 г. у пирса в Екатеринской гавани (г. Полярный) от взрыва торпед на стоявшей рядом Б-37 разломилась пополам и затонула, но вскоре была поднята АСС СФ.
17.10.64–25.07.66 г. после аварийно-восстановительного ремонта на СРЗ в Мурманске вновь введна в строй.
15.11.1964 г. вошла в состав ОБРПЛ (п.Роста).
18.09.1966 г. убыла из Беломорска по внутренним водным путям на КЧФ.
09.1966 г. перечислена в состав Черноморского флота.
03.08.1977 г. переименована в «СС-350».
18.09.1977 г. отнесена к подклассу опытовых ПЛ. зачислена в 475-й дивизион подводных лодок.
09.07.1982 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
01.10.1982 г. расформирована.
В 1982 г. переоборудована в учебно-тренировочное судно. переименована в «УТС-350». после раздела флота, в 90-х годах, на Севастопольской базе «Главвторчермета» в Инкермане разделана на металл.
ПЛ «С-351»
06.11.1959 г. вступила в строй.
31.12.1959 г. вошла в состав Черноморского флота.
22.02.1960 г. вошла в кампанию.
12.10.1960 г. прибыла на Северный флот.
29.10.1960 г. перечислена в состав Северного флота. вошла в состав 96-й БПЛ 4-йЭПЛ (Полярный).
24.06.1965 г. убыла на Балтийский флот.
03.08.1965 г. перечислена в состав Балтийского флота.
17.10.1967 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Египта.
31.12.1967 г. расформирована.
ПЛ «С-352»
31.10.1959 г. вступила в строй.
31.12.1959 г. вошла в состав Черноморского флота.
22.07.1960 г. прибыла на Северный флот.
27.07.1960 г. перечислена в состав Северного флота. вошла в состав 96-й БПЛ 4-йЭПЛ (Полярный).
10.01.1966 г. включена в состав 49-й БПЛ 9-й ЭПЛ (г. Ура).
29.06.1966 г. убыла на Балтийский флот.
03.08.1966 г. перечислена в состав Балтийского флота.
26.01.1967 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Египта.
14.08.1967 г. расформирована.
ПЛ «С-353»
26.12.1959 г. вступила в строй.
06.01.1960 г. вошла в состав Черноморского флота.
01.07.1960 г. прибыла на Северный флот.
16.07.1960 г. перечислена в состав Северного флота. вошла в состав 96-й БПЛ 4-йЭПЛ (Полярный).
19.07.1966 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Египта.
01.10.1967 г. расформирована.
ПЛ «С-354»
30.11.1959 г. вступила в строй.
31.12.1959 г. вошла в состав Черноморского флота.
13.06.1960 г. прибыла на Северный флот.
18.07.1960 г. перечислена в состав Северного флота. вошла в состав 96-й БПЛ 4-й ЭПЛ (Полярный).
17.06.1965 г. убыла на Балтийский флот.
12.08.1965 г. перечислена в состав Балтийского флота.
17.10.1966 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Египта.
31.12.1966 г. расформирована.
Тактико-технические характеристики Проект 633
Водоизмещение надводное, т 1328
Водоизмещение подводное, т 1712
Длина, м 76,68
Ширина, м 6,72
Осадка, м 5,11
Запаса плавучести, проценты 29,4
Мощность силовой установки, л.с. 4000
Скорость в надводном положении (полным ходом), узлов 15,31
Скорость в надводном положении (экономическим ходом), узлов 9,2
Скорость в подводном положении (полным ходом), узлов 13,18
Скорость в подводном положении (экономическим ходом), узлов 2,14
Глубина погружения рабочая, м 270
Глубина погружения предельная, м 300
Дальность плавания в надводном положении, миль 5000
Дальность плавания в подводном положении, миль 14,0
Экипаж, чел. 52
Вооружение торпедное: торпедные аппараты для торпед 533 мм, в носу, шт.: 6, в корме, шт.: 2. Число торпед: 14. Глубина торпедной стрельбы, м: 80
Вооружение минное: полный запас мин МДТ: 28, в т.ч. в торпедных аппаратах: 16
в т.ч. в стеллажах (в носу): 12.
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
Здравствуйте. Мой отец служил в 90-й бригаде в совгавани, номер лодки непомню. Мичман Цыганок, может кто знает.
[Написать ответ на этот комментарий]