Дизельная подводная лодка Проект 611
16 октября 1946 г. правительство СССР приняло программу, по которой до 1955 г. наметили построить боевые корабли по новым проектам, подготовленным с учетом опыта второй мировой войны. Предусматривались и большие подводные лодки, которым предстояло действовать на океанских коммуникациях, блокировать морские базы, вести оперативную разведку. Разработку их проекта вели, основываясь и на практике создания лодок типа К (XIV серия), Л (II, XI и XIII серии) и Д (I серия). Лучшие варианты представили наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову, после чего ЦКБ-18 Наркомата судостроительной промышленности передали тактико-техническое задание, и в 1948 г. окончательно утвердили проект большой субмарины, главным конструктором которой назначили С. Егорова.
К этому времени, после раздела германского флота, были получены весьма удачные ПЛ XXI серии, их основательно изучили и внесли в чертежи проекта 611 некоторые коррективы. Кроме того, ряд механизмов и устройств унифицировали с теми, что намеревались применить на создававшихся параллельно средних лодках проекта 613.
Новые ПЛ имели 6 носовых и 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 запасных торпед располагалась на стеллажах. Вместо части торпед можно было принять 32 мины типа АМД-1000. На верхней палубе перед рубкой разместили спаренную 57-мм универсальную установку СМ-24–3 3ИФ, а в кормовой части рубки — спарку 25-мм зенитных автоматов 2М-8. Правда, позже сочли, что лучшей защитой подводного корабля от авиации будет не стрельба, а скрытность и при появлении вражеского самолета полезнее незамедлительно уходить под воду. К 1956 г. артиллерию со всех ПЛ сняли, после чего их скорость возросла на узел.
Лодка была оснащена устройством РДП, имела на вооружении 2 перископа на вращающихся площадках, РЛС обнаружения надводных и воздушных целей, станцию обнаружения радиолокационных сигналов и была оборудована современной по тем временам ГАС. Лодки оснащались рефрижераторной установкой, кондиционером воздуха и опреснителем. Между дизелями, ГЭД и гребными валами устанавливались шинно-пневматические разобщительные муфты, которые были применены ввиду явного преимущества перед муфтами типа «Бамаг», устанавливавшимися на пл довоенных проектов. Новые муфты были не только проще и надежней в эксплуатации, но и позволяли производить монтаж линии вала на стапеле, а не после спуска на воду, так как допускали значительно большие изломы и смещение сопрягаемых осей отдельных частей валопровода. Все механизмы устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 метра выполнялся из новой высоколегированной стали толщиной от 18 до 22 мм., с наружным расположением шпангоутов, ранее не применявшимся на отечественных ПЛ. Данная мера позволило существенно увеличить полезный объем внутренних помещений. ПЛ делилась на 7 отсеков:
1-й отсек — торпедный. стелажи для запасных торпед
2-й отсек — аккумуляторный. офицерская кают-компания, аппаратура ГАС, душевая, в нижнем ярусе — АБ
3-й отсек — центральный пост. рубки РТВ, штурманская рубка, приборы управления торпедной стрельбой, выдвижные устройства.
4-й отсек — аккумуляторный. кают-компания старшин, радиорубка, провизионные камеры, камбуз, в нижнем ярусе — АБ.
5-й отсек — дизельный. 3 дизеля типа 37Д (2000 л.с.) и два дизель-компрессора типа ДК-2.
6-й отсек — электромоторный. два бортовых ГГЭД типа ПГ-101 и один средний ГГЭД типа ПГ-102.
7-й отсек — торпедный. койки личного состава, под настилом 1-й палубы — электродвигатель экономхода.
Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.
Два бортовых электродвигателя ПГ-101 по 1350 л.с. приводили во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4х-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.
Головную Б-61 заложили на стапеле ленинградского завода «Судомех» 10 января 1951 г. и уже в следующем приступили к ходовым испытаниям (после спуска на воду для достройки и испытаний была передана заводу № 890 в г. Таллинне, куда перешла собственным ходом). Как отмечал сотрудник ЦКБ морской техники «Рубин» (бывшее ЦКБ-18) В. Семенов, при этом «был выявлен ряд недостатков, потребовавших изменения схемы аварийного продувания главного балласта, усиления кормовой оконечности из-за повышенной вибрации при работе всех трех винтов и некоторых других усовершенствований». В декабре Б-61 вступила в строй, и до 1956 г. флоту сдали еще 25 кораблей этого типа.
В процессе эксплуатации лодки не однократно модернизировались. Упоминаются следующие модернизации: В611 — для отработки баллистических ракет Р-11ФМ, АВ611 — доработанный В611 для серийного строительства, ПВ611 — отработка ракеты С4.7, П611 — испытания ракетного комплекса П-10, 611РА — испытания ГАС миноискателя «Радиан-1», АВ611С — испытания опытного образца астрокорректора «Символ», АВ611Е — испытания ГАК «Енисей», 611РУ — испытания ГАК «Рубин», 611РЭ — испытания гидроаккустической буксируемой антенны «Рассвет» и ГАК «Керчь», АВ611К — испытания навигационно-космической системы «Штырь-М» (по зарубежным источникам — корабль управления), АВ611Ц — испытания Комплекса аппаратуры космической связи «Цунами-Б», АВ611Д — испытание аппаратуры измерения и контроля физических полей кораблей (по зарубежным источникам — экспериментальный минный заградитель), 611П — носитель автономных обитаемых аппаратов. А611 и 611М — проекты с улучшенными характеристиками по основному назначению (по зарубежным источникам для испытаний торпедного оружия и после снятия артиллерийского вооружения, соответственно). Кроме того три ПЛ использовались для дальних походов Лира, Орион и Вега с научными целями без существенных переоборудований.
В 1962 году ЦКБ-16 разрабатывало модернизацию под ракетный комплекс Д-7 (АВ611Д7). Проект был разработан и оформлен в кальках, но завершен не полностью, так как руководство ВМФ не выдало на него тактико-техническое задание. По зарубежным источникам также упоминаются следующие модификации: АВ611РЕ — диверсионный корабль (поиск и уничтожение подводных кабелей) и АВ611С — корабль специального назначения (транспортировка боевых пловцов, называются Б-69 и Б-91).
Б-61
10 января 1951 года заложена на заводе №196 «Судомех» в Ленинграде.
26 июля 1951 года спущена на воду.
В 1953 году перешла из Ленинграда в Таллин (завод № 890) своим ходом для достройки и испытаний.
В 1953 году Во время ходовых испытаний, когда ПЛ находилась на глубине 60 метров, в четвертом отсеке вспыхнул пожар из-за короткого замыкания в главном распределительном щите. К счастью, тогда обошлось без жертв, хотя отсек пришлось загерметизировать. Затем ПЛ встала в ремонт.
31 декабря 1953 года вошла в строй. Председателем Госкомиссии был Герой Советского Союза Н.А. Лунин.
В 1954 году включена в состав КСФ, вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ с базированием на Полярный.
15 июля 1961 года в составе бригады вошла в состав 4-й ЭсПЛ КСФ.
В 1963 году Силами «Судомеха» и КОЛМЗ под руководством 1-го НИИ МО и КБ «Малахит» была оборудована системой аварийного продувания ЦГБ (с помощью пороховых газов). находилась в Лиепае на испытаниях. На первом же испытании произощел разрыв всех кингстонных ЦГБ. ПЛ встала в док для ремонта.
В марте-августе 1964 года продолжение испытаний системы АП ЦГБ. совершила два выхода в море по плану испытаний. после окончания испытаний, система оставлена на ПЛ для опытной эксплуатации.
Осенью 1964 года перешла в Кронштадт.
В 1966 году участвовала в параде на Неве в Ленинграде.
В сентябре 1966 года перечислена в состав ДКБФ, вошла в состав 25-й БрПЛ ЛенВМБ с базированием на Кронштадт.
В 1978 году исключена из боевого состава ВМФ.
1 октября 1980 года расформирован экипаж.
Б-63, Б-863, УТС-578
6 февраля 1952 года заложена на эллинге ССЗ №196 «Судомех» в городе Ленинграде как большая торпедная подводная лодка
18 июля 1952 года спущена на воду.
30 июня 1954 года вступила в строй.
1 апреля 1985 года расформирован экипаж.
Б-65
24 июля 1952 года заложена на эллинге ССЗ №196 «Судомех» в городе Ленинграде как большая торпедная подводная лодка
21 марта 1953 года спущена на воду.
6 декабря 1954 года вступила в строй.
В 1955 году включена в состав КСФ, вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на Полярный.
В марте-октябре 1968 года совершила боевую службу в Средиземном море.
Летом 1968 года прошла планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 октября 1981 года расформирован экипаж.
Б-66, Б-866
15 декабря 1952 года заложена на заводе №196 «Судомех» в Ленинграде.
30 июня 1953 года спущена на воду.
29 декабря 1954 года вошла в строй.
В 1955 году включена в состав КСФ, вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ с базированием на Полярный.
Осенью 1955 года во время жестокого шторма вышла из Полярного для испытаний на мореходность и трое суток находилась в самом центре циклона.
В декабре 1955 года была представлена министру обороны СССР маршалу Советского Союза Г.К. Жукову, как самый новый и современный корабль флота.
В апреле 1956 года выполнила в Баренцевом море (старший — КБр Г.Т. Кудряшов) поход на полную подводную автономность — 201 час прошла на безопасной глубине, подсплывая под перископ только на сеансы связи.
Зимой 1956 года в тяжелых ледовых условиях совместно с Б-68 перешла на Камчатку по Севморпути (шедшие вместе с ними 12 ПЛ 613 проекта вынуждены были зазимовать на переходе).
В 1957 году перечислена в состав КТОФ, вошла в состав 15-й ЭсПЛ Камчатской военной флотилии.
Летом-осенью 1957 года совершила 75-ти суточный автономный поход.
3 сентября 1957 года впервые в истории отечественного подплава пересекла экватор, достигнув 6 градусов южной широты.
В 1970 году переименована в Б-866.
22 июля 1983 года расформирован экипаж.
Б-68, УТС-299
4 июня 1953 года заложена на эллинге ССЗ №196 «Судомех» в городе Ленинграде как большая торпедная подводная лодка
31 октября 1953 года спущена на воду.
27 ноября 1955 года вступила в строй.
В 1964–1965 годах модернизирована по проекту 611РЭ. проведены испытания гидроакустического комплекса «Керчь».
В первом квартале 1966 году проведены и закончены доработки и испытания гидроакустической буксируемой антенны «Рассвет».
22 марта 1995 года расформирован экипаж.
Б-69, БС-69
14 сентября 1953 года заложена в г. Ленинграде на заводе №196 («Судомех»).
18 июня 1954 года спущена на воду.
31 декабря 1955 года вступила в строй.
В 1982 году награждена вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть.
Переоборудована в носитель автономных обитаемых аппаратов по проекту 611П на Кронштадском заводе (КМОЛЗ). отнесена к подклассу ДПЛ специального назначения. переименована в «БС-69».
В 1986 году находилась в составе ДКБФ.
В 1987 году Северным морским путем перешла на Камчатку, прибыла в б. Конюшкова. вошла в состав 256 ОДАППЛ КТОФ.
В 1987–1991 годах совершила три боевые службы. За это время двое из прикомандированных получили звания Героя Советского Союза.
1 июня 1990 года расформирован экипаж.
31 мая 1991 года исключена из состава ВМФ сдана в ОФИ. Находится в затопленном состоянии у пирса №3 в б. Конюшкова.
Б-70, УТС-249
14 мая 1954 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
18 сентября 1955 года спущена на воду.
29 июня 1956 года вступила в строй.
1 мая 1989 года расформирован экипаж.
Б-71, УТС-300
7 июня 1954 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
19 мая 1956 года спущена на воду.
30 сентября 1956 года вступила в строй.
В 1964 году переоборудование на заводе № 202 в гор. Владивостоке по проекту 611РУ.
В декабре 1964 года окончание модернизации.
В ноябре 1965 года окончание испытаний ГАК «Рубин». Результат положительный.
В январе-марте 1966 года дооборудование на заводе № 202 в гор. Владивостоке для установки аппаратуры «Мамакан». передана НИИ-3 для проведения научно-исследовательских работ по совершенствованию гидроакустических комплексов.
1 мая 1998 года расформирован экипаж.
Б-72
16 ноября 1953 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
18 сентября 1955 года спущена на воду.
30 июня 1956 года вступила в строй.
1 октября 1986 года расформирован экипаж.
Б-74, Б-874, СМ-295
27 сентября 1954 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
5 июня 1956 года спущена на воду.
31 октября 1956 года вступила в строй.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 сентября 1980 года расформирован экипаж.
Б-75
11 ноября 1954 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
8 июля 1956 года спущена на воду.
6 ноября 1956 года вступила в строй.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 октября 1988 года расформирован экипаж
Б-76, РЗС-248
24 января 1955 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
25 августа 1956 года спущена на воду.
28 ноября 1956 года вступила в строй.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 сентября 1980 года расформирован экипаж.
Б-77, Б-877, УТС-226
7 мая 1955 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
20 сентября 1956 года спущена на воду.
30 ноября 1956 года вступила в строй.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 апреля 1989 года расформирован экипаж.
Б-80
1 февраля 1956 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
16 января 1957 года спущена на воду.
13 июля 1957 года вступила в строй.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 октября 1990 года расформирован экипаж.
В 1992 году продана в Голландию. Внутренние помещения лодки полностью очищены, кроме носовых ТА и дизелей. Освободившееся пространство используется для большого бара. Лодка несколько раз меняла места стоянки. Одно из последних — г. Ден-Хельдере (Голландия).
Б-81, Б-881
10 (19?) апреля 1956 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
16 января 1957 года спущена на воду.
13 июля 1957 года вступила в строй.
1 октября 1985 года расформирован экипаж.
Б-82, БС-82
15 июня заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
12 мая 1957 года спущена на воду.
17 августа 1957 года вступила в строй.
В декабре 1964 года была дооборудована на СРЗ-35 ВМФ для экспериментальной отработки передачи топлива с транспортной АПЛ на ударную ДЭПЛ при буксировке в надводном и подводном положениях. В Баренцевом море лодка производила взятие на буксир, буксировку, передачу топливного шланга, совместное погружение с ДЭПЛ С-346 (проект 613). Испытания прошли успешно, система была рекомендована к установке на АПЛ проекта 664.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 октября 1987 года расформирован экипаж.
Б-88, РЗС-253
17 августа 1956 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске
4 июля 1957 года спущена на воду.
25 сентября 1957 года вступила в строй.
1 октября 1985 года расформирован экипаж.
Б-90, УТС-423
25 октября 1956 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске
17 августа 1957 года спущена на воду.
30 октября 1957 года вступила в строй.
1 апреля 1986 года расформирован экипаж.
Б-91, Б-891
25 января 1957 года заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске.
26 ноября 1957 года спущена на воду.
15 июля 1958 года вступила в строй.
В марте-октябре 1968 года боевая служба в Средиземном море.
Летом 1968 года планово-предупредительный ремонт в Александрии (Египет).
1 октября 1988 года расформирован экипаж.
Тактико-технические характеристики Проект 611
Водоизмещение надводное, т 1831
Водоизмещение подводное, т 2300
Длина, м 90,5
Высота, м 9,54
Ширина, м 7,5
Осадка, м 5,1
Дальность плавания в надводном положении, миль 2200
Дальность плавания в подводном положении, миль 440
Запас плавучести, проценты 28,3
Скорость в надводном положении, узлов 17
Скорость в подводном положении, узлов 15
Глубина погружения, м 200
Автономность, суток 75
Экипаж, чел. 65, (12 офицеров)
Вооружение торпедное: НТА — 6, КТА — 4, запас торпед — 12.
Вооружение минное: 32 мины АМД-1000 (вместо торпед).
Вооружение артиллерийское: 57 мм СМ-24–3-ЗИФ — 1, 25 мм 2М-8–1.
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
А почему в списке лодок отсутствует Б-64 пр.П611. Я на ней служил с 1955 по 1957 гг.
[Написать ответ на этот комментарий]
В 1967 После окончания учебного отряда 09990 служил на Б81 в/ч53035
лодка была 611проекта.В марте 68 перешли в подплав 25 бригады.
Отработав все задачи в октябре пошли на переход в Полярный.
Жили на плав базе «Печора» Поменяли АБ сдали задачи и18 марта 69
ушли в автономку в Средиземное море.Вернулись в конце октября.
Заходили в мае в Александрию.В августе стояли неделю в Тивате это
Черногория «Югославия»Всё это для справки.Обидно что про 81 ни
слова.Командиру капитану 2 ранга Балакину в Югославии 40 лет исправили.Сам ходил ком.отд.электриков 5-65-1.
[Написать ответ на этот комментарий]
Я служил на Б66 с1955 по 1958 г.Прошёл штормовые,подводные испытания, прошёл СМП в составе ЭОН 66, был на экваторе.Интересно бы узнать дальнейшую судьбу нашего «бати» – командира ПЛ Б-66 кап.2 ранга в 1958г. Царёва Николая Ивановича. Может кто-нибудь знает ?
[Написать ответ на этот комментарий]