Стратегический ракетный комплекс УР-100Н УТТХ с ракетой 15А35
Межконтинентальная баллистическая жидкостная ракета 15А30 (УР-100Н) третьего поколения с разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН) разработана в ЦКБ машиностроения под руководством В.Н.Челомея. Постановление правительства о разработке ракетных комплексов Р-36М, МР-УР-100 и УР-100Н, оснащенных РГЧ ИН, вышло 2 сентября 1969 года. Создание этих комплексов в СССР явилось ответной мерой на резкое увеличение числа боевых зарядов в группировках МБР и БРПЛ США. Комплексы УР-100Н и МР-УР-100 предназначались для замены МБР легкого класса УР-100 (8К84), принятой на вооружение РВСН в 1967г. и развернутой в массовом количестве.
Система управления разработана в харьковском НИИ-692 под руководством Владимира Сергеева. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБТМ под руководством Б.Р.Аксютина. Ядерные боезаряды МБР УР-100Н разработаны в НИИ-1011 (ныне Российский федеральный ядерный центр-ВНИИ технической физики, г. Снежинск Челябинской области). Научные руководители работы – Е.Н.Забабахин, главные конструкторы – Б.В.Литвинов, А.Д.Захаренков, О.Н.Тиханэ.
Летно-конструкторские испытания проводились на полигоне Байконур. Первый пуск МБР 15А30 состоялся 9 апреля 1973 года. Испытания велись по сокращенной программе, так как разработчики представили расчеты, обосновавшие именно такой подход. Это позволило закончить испытания в третьем квартале 1975 года и 30 декабря того же года принять комплекс на вооружение. Однако, это решение имело отрицательные последствия. При проведении пусков ракет 15А30 по программе учебно-боевой подготовки выявился существенный дефект их конструкции. В полете при окончании работы двигателя первой ступени возникали интенсивные продольные колебания ракеты, вызывавшие резонансные колебания элементов системы управления, что приводило к значительному отклонению точки падения ГЧ по дальности (ни одна ракета до цели не долетела). У ракетчиков были претензии и к другим системам ракетного комплекса. Пришлось затрачивать дополнительные усилия и финансовые средства, чтобы устранить недостатки.
26 октября 1977 года на Байконуре начались летно-конструкторские испытания (ЛКИ) ракеты 15А35 с улучшенными ТТХ (УР-100Н УТТХ). На этот раз их провели в полном объеме. Одновременно доработкам, направленным на повышение защищенности и улучшение эксплуатационных характеристик, подверглись многие системы всего ракетного комплекса. 26 июня 1979 года ЛКИ успешно завершились. 6 ноября 1979 года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк с модернизированным БРК. Ракеты 15А30 доводились до уровня 15А35 посредством замены части блоков и узлов. На новой ракете была повышена надежность работы двигательных установок, улучшились характеристики системы управления и боевого оснащения. Значительно упростилась эксплуатация ракетных комплексов при одновременном повышении стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва. К 1985 году все ракеты 15А30 были заменены ракетами 15А35.
МБР 15А30 первоначально размещались в ШПУ повышенной защищенности, разработанных Филиалом № 2 ЦКБ машиностроения (ныне – ГНИП «ОКБ Вымпел»), возглавляемым В.М.Барышевым. Позже все имеющиеся шахты повышенной защищенности были переоборудованы в шахты высокой защищенности. Всего было построено 360 шахтных пусковых установок высокой защищенности (ШПУ ВЗ). Они размещались в позиционных районах дивизий, дислоцированных под городами Первомайск (90 ШПУ ОС), Хмельницкий (90 ШПУ ОС), Татищево (110 ШПУ ОС) и Козельск (70 ШПУ ОС). Всего было развернуто 300 МБР этого типа. Часть из них (130 единиц) после развала СССР оказалась на территории Украины и была ликвидирована.
По официальным данным, к 1 января 2002 г. РВСН РФ имели 137 МБР 15А35, сейчас на вооружении состоят около 160 таких ракет.
Серийное производство МБР 15А30/15А35 было развернуто в 1974 году на Московском Машиностроительном заводе имени М.Хруничева. Выпуск маршевых двигателей первой ступени был освоен Воронежским механическим заводом и филиалом Пермского моторостроительного завода имени Я.М.Свердлова. Маршевые двигатели второй ступени и рулевые двигатели выпускались Ленинградским машиностроительным производственным объединением «Красный Октябрь». Двигатели блока разведения изготовлял Усть-Катавский вагоностроительный завод. Компоненты системы управления собирали на Киевском радиозаводе, заводе имени Тараса Шевченко и Харьковском НПО «Хартрон». Блок разведения боеголовок и система управления производились в Оренбургском производственном объединении «Стрела».
На западе ракета 15А35 (УР-100Н УТТХ) получила обозначение SS-19 mod.2 «Stilletо» (по договору ОСВ-1 РС-18Б), а 15А30 – SS-19 mod.1 (РС-18А).
Источники информации: