Проект 42
Проект разработан в 1947–1949 гг. По сравнению с прототипом – СКР «Ястреб» – новый корабль имел ббльшие размерения, цельносварной гладкопалубный корпус и усиленное вооружение. Обладал хорошей мореходностью. Однако правительственная комиссия посчитала водоизмещение СКР неприемлемо большим, и от крупносерийной постройки кораблей проекта 42 отказались.
Сокол, с 17.9.1971 – УТС-256
Заводской № 100. 26.3.1949 зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.8.1949 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 11.9.1950, вступил в строй 4.12.1952 и 27.12.1952 включен в состав 4-го ВМФ. 9.6.1955 перечислен в состав СФ и этим же летом переведен по внутренним водным системам из Балтийского в Белое море. 17.2.1961 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный) поставлен на отстой. 30.5.1967 расконсервирован и вновь введен в строй, 18.8.1971 вторично выведен из боевого состава, разоружен, переформирован в УТС и в губе Ура (пос. Видяево) поставлен на прикол. 20.6.1986 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1.10.1988 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.
Беркут, с 27.8.1965-УТС-7
Заводской № 101. 8.12.1948 зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.4.1950 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 2.4.1951, вступил в строй 10.5.1952 и 11.6.1952 включен в состав 4-го ВМФ, а летом 1955 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского в Белое море и 19.9.1955 перечислен в состав СФ. 2.8.1965 выведен из боевого состава, разоружен, переформирован в УТС и в Североморске поставлен на прикол, а 26.10.1965 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В 1966–1967 гг. разделан на металл в Мурманске.
Кондор
Заводской № 102. 8.12.1948 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.6.1950 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 27.5.1951, вступил в строй 10.5.1952 и 11.6.1952 включен в состав 4-го ВМФ, а летом 1955 переведен по внутренним водным системам из Балтийского в Белое море и 19.9.1955 перечислен в состав СФ. 26.1.1970 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 30.1.1969 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.
Гриф, с 29.9.1965 – «Советский Азербайджан», с 21.12.1977-ПКЗ-26
Заводской № 103. 8.12.1948 СКР зачислен в списки кораблей ВМФ и 18.9.1950 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 3.9.1951 и 13.10.1952 передан в состав МПЧ МГБ для использования в качестве ПСКР, вступил в строй 25.10.1952 и вошел в состав МПЧ МГБ Литовского ПО, а в июне 1953 г. переведен по ББК из Ленинграда в Кувшинскую Салму (Кольский зал.) и передан в состав 3-го Северного ОДСКР МПЧ МГБ Карело-Финского ПО. Участвовал в охране границы и рыболовных промыслов у побережья Кольского п-ова в Баренцевом море. 23.12.1953 исключен из списков кораблей МПЧ МГБ и 24.12.1953 зачислен в состав СФ. 10.8.1961 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный) поставлен на отстой, но 31.8.1964 расконсервирован и вновь введен в строй. Летом – осенью 1965 г. переведен по внутренним водным системам из Белого в Каспийское море и 27.11.1965 перечислен в состав ККФ. С 25.2.1970 находился в распоряжении Каспийского ВВМУ им. С.М.Кирова и использовался в учебных целях, 2.12.1977 вторично выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в ПКЗ. 21.5.1981 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1.7.1977 расформирован.
Кречет, с 28.7.1970 – «Советский Дагестан»
Заводской № 104. 8.12.1948 зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.12.1950 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 27.11.1951 и 13.10.1952 передан в состав МПЧ МГБ для использования в качестве ПСКР, вступил в строй 18.12.1952 и вошел в состав МПЧ МГБ Литовского ПО, а в июне 1953 г. переведен по внутренним водным системам из Ленинграда в Кувшинскую Салму (Кольский зал.) и передан в состав 3-го Северного ОДСКР МПЧ МГБ Карело-Финского ПО. Участвовал в охране границы и рыболовных промыслов у побережья Кольского п-ова в Баренцевом море. 23.12.1953 исключен из списков кораблей МПЧ МГБ и 24.12.1953 по принятии от МГБ зачислен в состав СФ. 4.6.1956 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный) поставлен на отстой, но 31.10.1964 расконсервирован и вновь введен в строй. Летом 1968 г. переведен по внутренним водным системам из Белого в Каспийское море и 9.8.1968 перечислен в состав ККФ. 10–16.7.1972 нанес визит в Пехлеви (Иран). 10.2.1977 расформирован в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 28.6.1977 исключен из состава ВМФ.
Орлан, с 15.12.1966 – «Советский Туркменистан»
Заводской № 105. 8.12.1948 зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.4.1951 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 9.5.1952, вступил в строй 17.3.1953 и 23.3.1953 включен в состав 4-го ВМФ, а 9.6.1955 перечислен в состав СФ и летом o 1955 г. переведен по ББК из Балтийского в Белое море. 31.12.1960 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный) поставлен на отстой, но 31.10.1965 расконсервирован и вновь введен в строй. Летом 1966 г. переведен по внутренним водным системам из Северодвинска в Баку и 31.8.1966 перечислен в состав ККФ. С 25.2.1970 находился в распоряжении Каспийского ВВМУ им. С.М.Кирова и использовался в учебных целях, а 22.11.1976 исключей из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 10.2.1977 расформирован.
Лев, с 17.9.1971 – УТС-257
Заводской № 106. 13.1.1950 зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.4.1951 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 24.5.1952, вступил в строй 17.3.1953 и 23.3.1953 включен в состав 4-го ВМФ, а 9.6.1955 перечислен в состав СФ и летом 1955 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского в Белое море. 27.1.1961 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный) поставлен на отстой, но 1.4.1964 расконсервирован и вновь введен в строй. С 30.7.1969 по 15.7.1971 на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде прошел капитальный ремонт, после чего был перечислен в состав ДКБФ, а 18.8.1971 выведен из боевого состава, разоружен, переформирован в УТС и поставлен на прикол в Балтийске.
Тигр
Заводской № 107. 13.1.1950 зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.7.1952 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 29.9.1952, вступил в строй 25.4.1953 и 29.4.1953 включен в состав 4-го ВМФ, 9.6.1955 перечислен в состав СФ и летом 1955 переведен по внутренним водным системам из Балтийского в Белое море. 1.3.1961 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный) поставлен на отстой, но 15.10.1970 расконсервирован и вновь введен в строй, а 18.9.1974 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1974 расформирован и разделан на металл в Мурманске.
Тактико-технические характеристики проект 42
Водоизмещение полное, т 1679
Водоизмещение нормальное, т 1509
Водоизмещение стандартное, т 1339
Длина, м 96,1
Ширина, м 11
Осадка, м 3,96
Мощность силовой установки, л.с. 2 x 13910
Скорость полного хода, узлов 29,65
Скорость хода экономическая, узлов 13,7
Дальность плавания, миль 2810
Экипаж, чел. 211
Вооружение: 4 x 1 100-мм АУ Б-34У-СМ, 2 x 2 37-мм АУ В-11М, 1 x 3 533-мм ТА, 2 x 16 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 4 БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя.
Источники информации
Электронная энциклопедия «Военная Россия»
ех Сокол,УТС-256 до сих пор лежит в бухте Сковорода Ара губа Видяево.Носом в берег на правом борту.
[Написать ответ на этот комментарий]