Впервые на этом проекте советским кораблестроителям удалось реализовать идею создания «полностью сварного корпуса» из низколегированной стали, что по расчетам дало не только повышение технологичности постройки, но и снижение экономических затрат.
Для защиты жизненно важных частей корабля в бою от артиллерии противника было применено традиционное общее и местное бронирование: противоснарядное — цитадель, башни главного калибра, боевая рубка; противоосколочное и противопульное — боевые посты верхней палубы и надстроек. Использовалась в основном гомогенная броня, основную массу бронирования составляла масса «броневой цитадели», конструктивно сформированной из палубного (броневая — нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования. Толщина брони, примененной в этой конструкции равнялась: бортовая — 100 мм, носового траверза— 120 мм, кормового—100 мм, нижней палубы — 50 мм.
Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя двойное дно корпуса (протяженность до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля немалую роль играла и смешанная система набора корпуса — преимущественно продольная — в средней части и поперечная — в его носовой и кормовой оконечностях.
Расположение служебных и жилых помещений практически не отличалось от принятого на крейсерах пр. 68-к.
Особенностью крейсеров пр. 68-бис также являлось наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель. Так, помимо двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на этих кораблях для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС «Риф» и АРЛС «Залп», а на II и III башнях МК-5-бис смонтированы собственные радиодальномеры.
Эффективное боевое использование артиллерии главного калибра обеспечивалось новой системой приборов управления стрельбой «Молния АЦ-68-бис А».
Универсальный калибр корабля, представленный двумя бортовыми батареями (каждая из трех установок), оснащался двумя приданными им стабилизированными постами наводки СПН-500 (обеспечивали стрельбу по воздушным целям в условиях качки корабля) и двумя — побатарейно, оптическими дальномерами ЗДМС-4. Кроме того, для управления огнем 100-мм универсальной артиллерии была применена АРЛС «Якорь».
Зенитные автоматы В-11 устанавливались на надстройках, на носовых и кормовых углах относительно диаметральной плоскости корабля. Как и установки СМ-5-1-бис, автоматы В-11 были сопряжены с системой приборов управления стрельбой «Зенит-68-бис».
Корабли типа «Свердлов» были оснащены также современными по тому времени навигационным и радиотехническим вооружением, средствами связи.
К середине 50-х годов из запланированных 25 единиц пр. «Свердлов», флот пополнился лишь 14 крейсерами данного проекта, ставшими после списания линкоров типа Петропавловск основными кораблями в ядре надводных сил ВМФ.
Большая часть крейсеров «Свердлов», получила названия либо в честь выдающихся военных деятелей России, либо известных партийных деятелей, либо по названию городов.
Научно-техническая революция в военном деле, начавшаяся в ВМФ с середины пятидесятых вскоре потребовала усиления огневых зенитных средств крейсеров типа «Свердлов». Была осуществлена замена части прежних зенитных систем сначала на автоматы В-11-м, а затем дополнительно установили новые системы корабельной МЗА калибра 30 мм. Было произведено переоборудование и оснащение кораблей и более современными радиолокационными и радиотехническими средствами. Все это на некоторых крейсерах типа «Свердлов» осуществлялось по проекту 68-а.
Источники информации