Спасательный подводный снаряд cерия 1837
В 1967 г. ЦКБ «Лазурит» разработало технический проект «1837» спасательного подводного снаряда (СПС), доставляемого к месту применения как специализированным носителем — спасательным судном или ПЛ, так и (в случае соответствующего переоборудования) боевой ПЛ или надводным кораблем.
Назначением СПС является: спасение личного состава затонувших ПЛ с глубин до 500 м путем приема подводников в снаряд и транспортировку их на ПЛ или надводный корабль; допоиск и обследование затонувшей ПЛ после ее обнаружения поисковыми спасательными силами; оказание помощи личному составу затонувшей ПЛ путем передачи продуктов питания, средств регенерации и одежды. Кроме того, СПС может осуществлять допоиск и обследование различных объектов и отдельные работы манипуляторами.
Цилиндрический прочный корпус СПС разделен на два отсека поперечной сферической переборкой. В 1-м отсеке (отсек управления) расположены два поста управления спасательным снарядом (командира и механика), а также аккумуляторные батареи (АБ). Пост командира оборудован пультом управления движением снаряда и подводным перископом для осмотра посадочной площадки. Пост механика предназначен для управления механизмами, устройствами, системами, лебедкой подтягивания камеры присоса к комингс-площадке ПЛ и оборудован перископом, позволяющим вести наблюдение за посадкой снаряда на затонувшую ПЛ. Во 2-м отсеке размещаются спасаемые подводники, АБ, электродвигатели, гидронасосы, гидромоторы движительного комплекса снаряда, насосы осушения, гидравлики, дифферентной системы с приводами и обслуживающей аппаратурой.
Переход спасаемых из затонувшей ПЛ во 2-й отсек СПС осуществляется через расположенную в нижней части снаряда камеру присоса, в которой установлены лебедка подтягивания, манипуляторное устройство, перископ, светильники.
Легкий корпус СПС служит для размещения различного оборудования и снаряжения. В его носовой части расположены излучатель и гидроакустический приемник станции МГА-5, гидроакустический преобразователь аппаратуры наведения, один глубоководный светильник и цистерны дифферентной системы; в верхней части — входной люк с ограждением, подъемное устройство и радиосветильное устройство РСУ-1; в средней части по бортам — балластные цистерны, два гидроакустических преобразователя станции МГВ-5П, рымы для раскрепления снаряда на палубе судна-носителя и винты вертикального перемещения.
Кормовая дифферентная цистерна, вертикальные и горизонтальные стабилизаторы, гребные винты горизонтального движения и уравнительные цистерны (в р-не центра тяжести спасаемых подводников) размещены в кормовой части легкого корпуса; в нижней части — винты лагового перемещения, приемник и излучатель станции МГА-5, гидроакустический преобразователь станции МГВ-5П и глубоководные светильники.
СПС может эксплуатироваться на волнении до 4 баллов и буксироваться при этом со скоростью 5 уз. и способен совершить без подзарядки АБ два рейса к аварийному объекту. За счет собственной плавучести СПС поднимает груз массой до 1,3 т.
Перемещение под водой осуществляется движительно-рулевым комплексом, состоящим из двух установленных побортно гребных ВФШ в насадках и четырех подруливающих устройств — два вертикальных и столько же горизонтальных (лаговых) о парными винтами противоположного вращения, установленными в направляющем устройстве.
Источником электроэнергии служит свинцово-кислотная АБ типа СП-200М, состоящая из трех групп по 116 элементов (выходное напряжение — 220 В, энергоемкость — 127 кВт/ч) и четырех групп по 14 элементов (выходное напряжение — 27 В, энергоемкость — 21,5 кВт/ч). Две группы АБ по 116 эл-в расположены вне прочного корпуса в контейнерах с жидким диэлектриком, одна — в прочном корпусе, как и четыре группы по 14 эл-в.
С 1973 г. началось серийное производство СПС и их поступление на флоты.
В 1974 г. был разработан технический пр. 1837К — ПА, который мог выполнять функции как спасательного, так и рабочего (с расширенными возможностями для подводных работ). В 1980–1981 гг. построена серия таких ПА.
АС-1
Вступил в строй в 1970 году.
АПС-5
Вступил в строй в 1971 году.
АПС-11
Вступил в строй в 1973 году. В 1986 году принимал участие в обследовании места гибели Адмирала Нахимов.
АС-14
Вступил в строй в 1974 году.
АС-19
Вступил в строй в 1974 году.
АС-16
Вступил в строй в 1974 году.
АС-18
Вступил в строй в 1974 году.
1970
Тактико-технические характеристики Серия 1837
Водоизмещение, т 45
Длина, м 10,7
Ширина, м 3,9
Запас хода, миль 20
Глубина погружения, м 550
Скорость, узлов 3,9
Экипаж, чел. 3
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”