Десантное судно серии 1171 «Тапир»
Качественный и количественный рост ВМФ СССР позволил ему в 60-е годы выйти на просторы Мирового океана. В числе прочих задач в стратегических доктринах появилась и такая: «Оказание военной помощи союзным и дружественным государствам». Это требовало особых средств. И не в последнюю очередь — специальных судов для доставки различных грузов. Так, в 1959 году появилось задание на разработку океанского ТДК (проект «1171 Тапир») с тактико-техническими данными,сопоставимыми с аналогичными у современных западных LST. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз с носовой аппарелью (проект 1173), который в военное время должен был служить тем же целям.
Высокая сложность принципиально нового для нашего флота корабля, а также близость назначения обоих проектов заставили вспомнить о плановом хозяйстве. Оба проекта слили в один под общим обозначением «1171 Тапир». При этом сохранялось двойное — военное и гражданское — использование судна, характеристики же его несколько снизились. Противоречивые требования гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование) заставили пойти на компромисс. Проектировщики составили четыре варианта проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Последней каплей явилась замена главных двигателей. Вместо планировавшихся для судна дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить моторы вдвое большей мощности. Это вполне устраивало ВМФ, поскольку скорость возрастала до 17 узлов — почти до исходного задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от «совместного» судна — его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной.
В результате двойное назначение «1171 Тапир» проявилось лишь во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль получил обозначение БДК — «большой десантный корабль» — и строился исключительно для ВМФ.
За десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло 14 единиц в четырех вариантах. Головной корабль серии Воронежский комсомолец, имел несколько меньшую вместимость по десантникам. На остальных оборудовали дополнительные кубрики, позволившие принимать еще 125 человек, и более вместительные кладовые провизии, увеличившие автономность плавания до трех недель. Большинство единиц серии помимо зенитных автоматов вооружалось ракетными комплексами самообороны «Стрела».
В течение двух десятков лет «1171 Тапир» составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза. Распад СССР ускорил их вывод из строя: корабли либо списаны на слом, либо находятся в небоеспособном состоянии.
БДК-10 Воронежский комсомолец
Вошел в строй в 1964 году.
БДК-6 Крымский Комсомолец
Вошел в строй в 1964 году.
БДК-25 Томский Комсомолец
Вошел в строй в 1966 году.
БДК-62
Вошел в строй в 1967 году.
Сергей Лазо
Вошел в строй в 1967 году.
БДК-69 Николай Обёков
Вошел в строй в 1968 году.
Александр Торцев
Вошел в строй в 1968 году.
БДК-77
Вошел в строй в 1969 году.
Донецкий шахтер
Вошел в строй в 1969 году.
Николай Вилков
Вошел в строй в 1974 году.
Николай Фильченков
Вошел в строй в 1975 году.
БДК-80 Петр Ильичев
Вошел в строй в 1975 году.
Красная Пресня
Вошел в строй в 1975 году.
БДК-104 Илья Азаров
Вошел в строй в 1975 году.
Тактико-технические характеристики Серия 1171 «Тапир»
Водоизмещение, т 4360
Длина, м 113,1
Ширина, м 15,6
Осадка, м 4,5
Скорость, узлов 16
Экипаж, чел. 55
Вооружение:
Орудия: 1 АК-725
Ракетные установки: 1 Град-М
Зенитные установки: 3 ПЗРК Стрела-2
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
третий с лева слайд ,по моеу разумению, «американец», а не =тапир=
[Написать ответ на этот комментарий]
БДК Красная Пресня введён в строй в 1970 г
[Написать ответ на этот комментарий]