Тип «Чапаев» (проект 68-К)
Планировалась постройка 17 крейсеров, но до июня 1941 г. заложили только 7 (проект 68). После войны достраивались по проекту 68-К (корректированный) с усиленным зенитным вооружением и новыми системами у правления артиллерийским огнем.
Железняков
Заводской № 545. Заложен 31.10.1939 г. на заводе № 194 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 25.6.1941 г., но 10.9.1941 г. приостановлен строительством и законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 19.4.1950 г. (по другим данным: 29.7.1950 г.) и 7.9.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 30.7.1951 г. перечислен в состав СФ, 7.8.1968 г. – в состав ЛенВМБ и 28.5.1973 г. – в состав ДКБФ. В период с 14.10.1957 г. по 5.8.1961 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт. 18.4.1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ. 26.6–1.7.1972 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция) и 20–24.7.1974 г. – в Гдыню (Польша). 21.10.1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 15.3.1976 г. расформирован и в 1976–1977 гг. на базе «Главвторчермета» в Лиепае разделан на металл.
Куйбышев
Заводской № 1088. Заложен 31.8.1939 г. на заводе № 200 и 25.8.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31.1.1941 г., но летом 1941 г. приостановлен строительством, 14.8.1941 г. отбуксирован из Николаева в Поти и 10.9.1941 г. законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 20.4.1950 г. (по другим данным: 29.7.1950 г.) и 6.8.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15–18.10.1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния), 19–22.10.1953 г. – в Бургас (Болгария) и 8–10.10.1957 г. – в Сплит (Югославия). 18.4.1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ, а 24.4.1965 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 20.12.1965 г. расформирован и впоследствии на базе «Главвторчермета» в Севастополе разделан на металл.
Чапаев, с 29.10.1960 г. – ПКЗ-25
Заводской № 305. Заложен 8.10.1939 г. на заводе № 189 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 28.4.1941 г., но 10.9.1941 г. приостановлен строительством и законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 1 6.5.1950 г. (по другим данным: 27.5.1950 г.) и 19.9.1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 30.7.1951 г. перечислен в состав СФ. 18.4.1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ, 6.2.1960 г. разоружен и переформирован в ПКЗ, а 1 2.4.1963 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 29.10.1963 г. расформирован и в 1964 г. на базе «Главвторчермета» в Мурманске разделан на металл.
Чкалов, с 29.10.1958 г. – Комсомолец
Заводской № 306. Заложен 31.8.1939 г. на заводе № 189 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но 10.9.1941 г. приостановлен строительством и на стапеле законсервирован. Достроен после Великой Отечественной войны, спущен 25.10.1947 г., вступил в строй 25.10.1950 г. и 22.4.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ, с 28.5.1973 г. – в состав ЛенВМБ и с 28.1.1976 г. – в состав ДКБФ. 1 8.4.1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ. 15–18.10.1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша), 8–12.5.1964 г. – в Копенгаген (Дания), 28.6–1.7.1965 г. – в Стокгольм (Швеция), 29.7–2. 8.1969 г. – в Хельсинки (Финляндия) и 3–9.10.1969 г. – в Росток (ГДР). 27.9.1979 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.12.1979 г. расформирован и в 1980 г. на базе «Главвторчермета» в Лиепае разделан на металл.
Фрунзе
Заводской № 356. Заложен 29.8.1939 г. на заводе № 198 и 25.9.1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 30.12.1940 г., но летом 1941 г. приостановлен строительством, 9.8.1941 г. отбуксирован в Поти и законсервирован. В 1942 г. кормовая часть корабля была отделена и приварена к корпусу поврежденного КР «Молотов» проекта 26-бис. Достроен после Великой Отечественной войны, вступил в строй 19.12.1950 г. (по другим данным: 28.3.1951 г.) и 8.4.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15–18.10.1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19–22.10.1953 г. – в Бургас (Болгария). 18.4.1958 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный КРЛ, а 6.2.1960 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 14.3.1960 г. расформирован и в 1960–1961 гг. на базе «Главвторчермета» в Севастополе разделан на металл.
Тактико-технические характеристики тип «Чапаев» (проект 68-К)
Водоизмещение полное, т 14100
Водоизмещение стандартное, т 11130
Длина, м 199
Ширина, м 18,7
Осадка, м 6,9
Мощность силовой установки, л.с. 2 х 62300
Скорость хода максимальная, узлов 33,4
Скорость хода экономическая, узлов 17
Дальность плавания экономическим ходом, миль 6360
Бронирование борта, мм 100
Бронирование главной палубы, мм 50
Бронирование башни, мм 175
Бронирование рубки, мм 130
Экипаж, чел. 1184
Вооружение: 4 x 3 – 152-мм МК-5-бис, 4 х 2 – 100-мм СМ-5-1 и 14 x 2 – 37-мм В-11 орудий.
Источники информации
Электронная энциклопедия «Военная Россия»