Яковлев Як-24
Оставить комментарий // Версия для печати // Отправить по почте знакомым
Когда в конце 1951г. была начата разработка тяжелого транспортного вертолета Яковлев Як-24, конструкторское бюро не имело большого опыта в создании винтокрылых машин; после длительных наземных испытаний, 3 июля 1952г., четвертому опытному образцу удалось совершить полет на привязи. В апреле 1955г. было начато производство и выпущено не менее 100 таких двухвинтовых вертолетов с большим фюзеляжем, вмещавшим экипаж в составе трех человек и до 30 экипированных солдат или 18 носилок, либо 3000 кг груза, загружавшегося в вертолет через заднюю погрузочную аппарель. Конструкция вертолета, кроме фюзеляжа, включала в себя подкосное горизонтальное оперение, разнесенные кили и четырехколесное неубирающееся шасси. Конструкция вертолета Як-24УБ была значительно усовершенствована, он совершил первый полет в декабре 1957 г. и был запущен в производство в 1959 г.; его выпуск составил около 50 машин. Этот вариант мог перевозить 40 полностью экипированных солдат или до 3500 кг груза. Гражданский вариант Як-24А выпуска 1960г. вмещал 30 пассажиров, а Як-24, предназначавшийся для особо важных лиц, представлял собой транспортный вертолет с укороченным фюзеляжем, вмещавшим 9 пассажиров.
ЛТХ
Экипаж, чел. 3
Диаметр главного винта, м 20.2
Длина, м 21.34
Масса пустого вертолета, кг 10607
Масса максимальная взлетная, кг 14270
Макс. скорость, км/ч 175
Практическая дальность полета, км 266
Практический потолок, м 4200
Полезная нагрузка, кг 30 солдат или 18 носилок или 3000 кг груза
Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность одного, кВт
1 ПД АШ-82В 2 8380
Дополнительная информация
Базовое применение Транспортно-десантный
Конструктор Яковлев А.С.
КБ ОКБ Яковлева
Индекс ВС Як-24
Заводы №273
Начало разработки 1951
Построен 1952
1-й полёт 03.07.1952
Испытатели С.Г. Бровцев,Е.Ф. Милютичев
Начало гос. испытаний 1953
Принят на вооружение 1955
Выпуск Серийный
Произведено 100
Модификации
Модель Описание
Як-24 Базовая модицикация.
Як-24У Эта модификация создавалась в рамках развития воздушно-десантных войск. Главное требование заключалось в придании вертолету способности перевозить внутри фюзеляжа всю номенклатуру военной техники ВДВ, включая самоходно-артиллерийские установки АСу-57. Масса полезной нагрузки увеличилась вдвое — вертолет Як-24У позволяет транспортировать 30–40 десантников, 18 носилочных раненых при двух медработниках, а также все виды боевой техники ВДВ». Як-24У свободно таскал на внешней подвеске автомобиль ГАЗ-51.
Як-24 «Нерпа» Опытный вариант Як-24 как трубоукладчика (система «Нерпа»). Трубоукладочное устройство было смонтировано на серийном вертолете Як-24 зав. № 03310. Оно включало установленные по бортам фюзеляжа съемные кассеты емкостью по 44 трубы каждая. Трубы в кассете укладывались в два ряда. Сброс труб производился автоматически поочередно с правого и левого борта. Интервал сброса задавался механическим устройством. . В серийное производство «Нерпа» не пошла, но опытная машина в июле 1959 г. принимала участие в прокладке трубопровода Серпухов-Ленинград, укладывая трубы на заболоченных труднодоступных для наземной техники участках. Это был первый случай промышленного использования вертолета-трубоукладчика.
Як-24 «Летающий кран» Один «летающий вагон» принимал участие в восстановлении Екатерининского дворца в Пушкине. Вертолет оборудовали системой внешней подвески , а в контур системы управления ввели автоматический стабилизатор на режиме висения. В июне 1959 г. с помощью такого крана были заменены 30 деревянных ферм крыши дворца массой по 3200 кг каждая на 18 стальных ферм массой по 2000 кг.
Як-24К Пассажирский вариант повышенной комфортности (VIP). Переоборудованы две серийные машины
Як-24А Пассажирский 30-местный вариант
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”