Загружается, подождите...

Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100
Вход Контакты
Загружается, подождите...

Миль Ми-26


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Голосов: 1)

Loading ... Loading ...
Оставить комментарий // Версия для печати Версия для печати // Отправить по почте знакомым Отправить по почте знакомым

Разработка тяжёлого транспортного вертолёта для замены Ми-6 началась на МВЗ им. М.Л.Миля в 1970 году. Главным конструктором по вертолёту Ми-26 («изделие 90») был назначен Г.П.Смирнов (в 1975 году его сменил В.В.Шутов). Общее руководство осуществлял М.Н.Тищенко. Первоначально конструкторы пытались максимально использовать в конструкции узлы серийных Ми-6, Ми-8 и Ми-12, а также ряд наработанных ранее технических решений. При этом рассматривались несколько различных схем: одновинтовая, двухвинтовая поперечная, двухвинтовая продольная. Сначала остановились на продольной схеме, но проведённые исследования показали, что такой вертолёт будет значительно тяжелее и сложнее. При этом также возникали проблемы с вибрацией. Не годились и старые методы проектирования и узлы ранее созданных машин. Требовалось кардинально изменить подходы к проектированию вертолёта.

Исследования, проведённые совместно с ЦАГИ и ЦИАМ, позволили сделать выбор в пользу классической одновинтовой схемы. Аванпроект был одобрен научно-техническим советом МАП в декабре 1971 года, а на следующий год были получены положительные отзывы профильных институтов и министерства обороны. Специально для Ми-26 в ЗМКБ «Прогресс» под руководством Ф.М.Муравченко началась разработка турбовальных двигателей Д-136. Редуктор ВР-26 разрабатывали сами конструкторы МВЗ (а не двигателисты, как это делалось ранее). Неотъемлемой частью силовой установки должна была стать система автоматического поддержания оборотов несущего винта и синхронизации мощности. Большое внимае было уделено оптимизации параметров несущего винта. Совместо с ЦАГИ были созданы металло-пластиковые лопасти, позволяющие значительно увеличить КПД винта. Втулка несущего винта впервые была изготовлена из титанового сплава. Лопасти рулевого винта (также впервые) было решено целиком выполнить из стеклопластика. Оптимизация конструкции планёра позволила уложиться в весовые пределы Ми-6, но при этом добиться увеличения допустимых нагрузок на силовые элементы и объёма грузовой кабины в 2 раза. Учитывая опыт эксплуатации ранее созданных вертолётов, воздухозаборники двигателей защитили пылезащитными устройствами, установили ВСУ, откидные панели выполнили в виде рабочих площадок, внутри хвостовой балки организовали проход к рулевому винту. Для отработки различных систем был построен целый ряд натурных стендов. Для исследований несущего винта использовалась летающая лаборатория на базе Ми-6.

В 1975 году был утверждён макет вертолёта. В октябре 1977 года на опытном производстве МВЗ в Панках было завершено изготовление первого прототипа. 14 декабря лётчик-испытатель Г.Р.Карапетян впервые поднял его в воздух для трёхминутного опробования. Первый полёт по полному профилю состоялся 21 февраля 1978 года, после чего в Люберцах начались заводские испытания. С мая 1979 по 26 августа 1980 года (уже на двух прототипах) прошли совместные Государственные испытания в НИИ ВВС. Подготовка к серийному производству на Ростовском вертолётном заводе началась в 1976 году. 4 октября 1977 года была заложена первая серия. 26 октября 1980 года первый серийный Ми-26 совершил первый полёт по кругу. В июне 1981 года вертолёт демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже.

Ми-26 построен по одновинтовой схеме с восьмилопастным несущим и пятилопастным рулевым винтами. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Конструкция основных стоек позволяет менять клиренс на стоянке. Для защиты рулевого винта установлена дополнительная хвостовая опора. Силовая установка состоит из 2 ТВД Д-136 и трёхступенчатого многопоточного редуктора ВР-26, установленных над грузовой кабиной. Справа по полёту установлена ВСУ ТА-8В. Запас топлива расположен в 10 мягких баках. Предусмотрена установка 2 или 4 дополнительных баков в грузовой кабине. Для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ в грузовой кабине установлены 2 электрические лебёдки ЛГ-1500 и 2 тельфера грузоподъёмностью по 5 т. Управление подъёмом грузового трапа может осуществляться с рабочего места бортмеханика, из грузовой кабины и снаружи. Для перевозки длинномерных грузов трап может фиксироваться в горизонтальном положении. Система внешней подвески включает внешнюю подвеску с устройством измерения массы груза, лебёдку ЛГ-1500, телеустановку БТУ-1Б, канаты и стропы. Для обеспечения полётов в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях на вертолёте установлен метео-навигационный локатор «Гроза-М» (в носовой части), пилотажный комплекс с трёхканальным автопилотом и системами траекторного и директорного управления. На военных вертолётах предусмотрена установка броневой защиты кабины экипажа и 7 шкворневых установок для стрелкового оружия в проёмах иллюминаторов.

Ми-26 предназначен для перевозки грузов и техники, до 82 солдат или 68 десантников с полным снаряжением, в санитарном варианте до 60 раненых на носилках с 3 сопровождающими. Крупногабаритные грузы могут перевозиться на внешней подвеске.

В 1982 году на Ми-26 установлены 14 международных авиационных рекордов, в том числе 9 женских (экипажем И.Копец). В 1984 году за создание вертолёта Ми-26 группа работников МВЗ им. Миля была удостоена Государственной премии СССР, М.Н.Тищенко назначен Генеральным конструктором и ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Первые серийные Ми-26 поступили в Торжковский ЦБПиПЛС. С 1983 года вертолёты начали поступать в строевые части авиации Пограничных войск, затем в ВВС. Массовые поставки в армию начались в мае 1985 года. В этом же году первые Ми-26 получила и авиация МВД. В 1988–1989 годах на базе 793 отбвп были проведены полномасштабные войсковые испытания. В боевой обстановке Ми-26 впервые применён в Афганистане в составе 23 оап Погранвойск. В 1986 году несколько вертолётов этого типа принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где ими был выполнен ряд сложных монтажных операций и производилась дезактивация местности. Во время вооружённого конфликта в Нагорном Карабахе Ми-26 Закавказского ВО под обстрелом с обеих враждующих сторон эвакуировали беженцев и доставляли гуманитарные грузы местному населению. В середине 90-х годов вертолёты 23 оап Погранвойск России участвовали в боевых действиях на территории Таджикистана. Российские Ми-26 принимали участие и в обоих чеченских войнах. Российские и украинские Ми-26 принимали участие в миротворческой миссии ООН в бывшей Югославии, Камбодже, Сомали, Бурунди, Восточном Тиморе.

В Аэрофлот Ми-26Т начали поступать в 1986 году. Первыми их получили Тюменское авиапредприятие и Кременчугское училище гражданской авиации. Вертолёты часто привлекались к перевозкам крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Многие операции стали уникальными: перевозка планёра Ту-124Ш с аэродрома Чкаловский в Щёлково-2 (зима 1986), доставка в Тбилиси потерпевшего аварию в горах на высоте 3100 м вертолёта Ми-8 (1988), эвакуация Бе-12 с места вынужденной посадки на севере Ростовской области в Таганрог, поднятие из болота и доставка в порт Мананг (Новая Гвинея) американского бомбардировщика времён Второй мировой войны A-20 «Бостон» (октябрь 1994), монтаж 30-метровой вышки ретранслятора на крыше центрального телеграфа в Ростове-на-Дону (декабрь 1995) и т.д.

Изготовлено около 300 вертолётов Ми-26 различных модификаций. Посталлялся на экспорт в Грецию, Индию, КНДР, Малайзию, Мексику, Перу, Южную Корею. На лизинговой основе вертолёты приобретались фирмами Бельгии и Кипра. После распада СССР часть вертолётов досталась Белоруссии, Казахстану и Украине.

ЛТХ Ми-26
Экипаж, чел. 5
Диаметр главного винта, м 32
Диаметр хвостового винта, м 7.61
Длина, м 33.73
Высота, м 8.15
Масса пустого вертолета, кг 28200
Масса нормальная, кг 49600
Масса максимальная взлетная, кг 56000
Макс. скорость, км/ч 295
Крейсерская скорость, км/ч 255
Практическая дальность полета, км 2000
Дальность действия, км 800
Практический потолок, м 6500
Статический потолок, м 1800
Полезная нагрузка, кг 20000

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность одного, кВт
1 ГТД Д-136 2 8380
2 ГТД Д-127 2 10440

Дополнительная информация
Базовое применение Транспортно-десантный
Конструктор >Миль М.Л.
КБ ОКБ Миля
Индекс КБ из.90
Индекс ВС Ми-26
Заводы РВЗ
Начало разработки 1970
Построен 1977
1-й полёт 14.12.1977
Испытатели Г.Р. Карапетян
Начало гос. испытаний 1979
Принят на вооружение 1980
Выпуск Серийный
Произведено 300

Модификации
Модель Описание
Ми-26 Военно-транспортный, базовая модификация («изделие 90»)
Ми-26А Модернизированный военно-транспортный с объединенной системой управления и навигации для автоматического захода на посадку и снижения в заданном месте.
Ми-26К Проект тяжелого вертолета-крана с максимальной коммерческой нагрузкой, увеличенной до 25 т.
Ми-26Т Гражданский транспортный. Отличается дополнительным радиосвязным, навигационным и специальным гражданским оборудованием, отсутствием бронирования, десантного и другого военного оборудования. Разработан в 1983 году. Серийно выпускается с января 1985 года.
Ми-26ТМ Монтажный. Отличается съёмной кабиной наблюдения. Разработан на Ростовском авиазаводе. Изготовлено 2 вертолёта с различными вариантами установки кабины наблюдения. Первый полёт 13 ноября 1992 года.
Ми-26ТС Сертифицированный по номерам летной годности СНГ (на основе FAE.29) вариант. Для вертолета разработан многочисленный ряд вариантов оборудования, позволяющий эффективно, безопасно, с высоким уровнем комфорта использовать машину для решения самого широкого круга задач — от пассажирских перевозок (включая VIP), до выполнения высокоточных монтажных работ, погрузочно-разгрузочных операций, тушения пожаров. По желанию заказчика вертолет может быть оснащен дополнительным оборудованием, значительно расширяющим возможности машины при выполнении различных видов работ с грузом на внешней подвеске, в частности: точного монтажа оборудования массой до 20 т; трелевки древесины; разгрузки контейнеровозов на рейде. Оборудование включает подвесную кабину летчика-оператора с механическим управлением (кабина размещается на месте левой передней двери центральной части фюзеляжа, оператору обеспечивается возможность прямого наблюдения за грузом), систему ориентации груза, систему точного висения с ТВ-головкой, цветную обзорную телеустановку, захваты для трелевки древесины.
Ми-26ТС «Геолог» Вертолёт для сейсморазведки нефтяных и газовых месторождений. Отличается баллонетами, спецстворками, лебёдкой СЛГ-1500, спасательным плотом ПСН-6АК. Разработан на Ростовском авиазаводе.
Ми-26ТС «Летающий госпиталь» Реанимационно-эвакуационный. Отличается функциональными модулями в грузовой кабине.
Ми-26Л235 Летающая лаборатория для геологоразведочных работ. Изготовлен в 1987 году.
Ми-26Л Летающая лаборатория для исследований степени загрязнённости шельфовой зоны моря. Разработан в 1990 году.
Ми-26П Патрульный для погранвойск. Предназначен для полётов в высоких широтах. Отличается специальным оборудованием. В 1992 году построен 1 вертолёт.
Ми-26НЕФ-М Противолодочный. В 1990 году переоборудован 1 серийный Ми-26.
Ми-26ПК Краново-монтажный. Отличается подвесной кабиной оператора (по левому борту) и специальными захватами для трелёвки древесины и крепления контейнеров. Разработан в 1997 году.
Ми-26ПП Постановщик активных помех. Разработан в 1988 году. Изготовлен в одном экземпляре.
Ми-26С Вертолёт для дезактивационных работ. Отличался наличием резервуара для дезактивирующей жидкости, системой опрыскивания под фюзеляжем. Разработан в 1986 году. Применялся при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Ми-26ТЗ Топливозаправщик . Отличается наличием в грузовой кабине 2 тележек с баками (баки для топлива емкостью 14040 л и смазочных материалов — емкостью 1040 л), насосными агрегатами, пультами управления, раздаточными рукавами и счётчиками перекачки. Способен одновременно заправлять топливом четыре самолета или 10 автомашин. Разработан в 1988 году. Первый полёт 1 февраля 1996 года. Изготовлено 4 вертолёта.
Ми-26ТП Пожарный. Отличается 4 ёмкостями для воды (общий объём 15 м3), 2 ёмкостями для химдобавок (0,9 м3), системой их наддува, системой слива огнегасящей жидкости, системой дозировки химдобавок, тепловизором, системой спутниковой навигации. Разработан на Ростовском авиазаводе. Перввый полёт 16 августа 1994 года. Поставляется на экспорт.
Ми-27 Воздушный командный пункт. Изготовлены 2 вертолёта.
Ми-26М Усовершенствованный вариант вертолета с новым несущим винтом с улучшенной аэродинамикой лопастей, новыми ГТД Д-127 ЗМКБ «Прогресс» мощностью по 10440 кВт, и усовершенствованным оборудованием. Вертолет обладает улучшенными характеристиками при эксплуатации в условиях высоких температур воздуха и высокорасположенных ВПП и при отказе одного двигателя. Максимальная перевозимая нагрузка увеличена до 25 т. В 1992 г. был разработан аванпроект, строится опытный вертолет, серийное производство планируется после 1996 г. В 1993 г. на 40-й авиационно-космической выставке в Париже демонстрировалась модель вертолета.

Видео-материал по теме:

Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”


Обсуждение данной записи

Rambler's Top100
© 2007-2010 Военный портал ·
Загружается, подождите...