Миль Ми-17

Самым же выдающимся событием в истории развития Ми-8 была модернизация вертолета под более мощные двигатели ТВ3–117МТ. Проработка проекта Ми-8М с увеличенными мощностью двигателей и грузоподъемностью началась в ОКБ М. Л. Миля еще в 1964-м, параллельно с проработкой скоростного винтокрыла Ми-8С с маршевым реактивным двигателем. От идеи винтокрыла вскоре отказались, а проект 40-местного Ми-8М с каждым годом приобретал все большую актуальность. Конструкторы предполагали увеличить вместимость вертолета за счет дополнительных секций в фюзеляже.

Повышенная мощность двигателей позволяла рассчитывать на увеличение полезной нагрузки свыше 4 т и, самое главное, улучшение высотных характеристик, по которым многоцелевой вертолет уступал не только современным зарубежным аналогам, но и своему предшественнику Ми-4. В ноябре 1967-го последовало постановление правительства о разработке модернизированного вертолета, и уже к концу года в сборочном цехе МВЗ подготовили предварительный макет.

На этой машине планировалось использовать два двигателя ТВ3–117 мощностью по 1900 л. с. ТВЗ-117 был разработан во второй половине 1960-х в ОКБ С. П. Изотова и предназначался для противолодочной амфибии Ми-14. Модификацию этого же двигателя предусматривалось установить и на боевом Ми-24. Возникла заманчивая идея максимально унифицировать динамическую систему (силовую установку, трансмиссию и винты) для всех трех вертолетов.

В 1971-м утвердили эскизный проект Ми-8М и, по рекомендации ЦАГИ, Ми-8 решили модернизировать в два этапа, т. е. до постройки варианта с удлиненным фюзеляжем создать промежуточный с минимальным изменением конструкции. Вместо ТВ2–117 и старой трансмиссии на Ми-8Т решили установить двигатели ТВ3–117МТ, главный редуктор ВР-14 и усиленную трансмиссию.

Кроме того, модернизированный аппарат предполагалось оснастить вспомогательной установкой АИ-9 со стартером-генератором и рулевым винтом обратного вращения. Благодаря изменению направления вращения, при котором нижняя лопасть шла вперед — навстречу возмущенному потоку от несущего винта, и увеличению хорды лопастей, эффективность путевого управления существенно возросла.

Создание модернизированного Ми-8 продвигалось медленно. Фирма была загружена испытаниями и доводкой В-12, Ми-14 и Ми-24, да и руководство МАПа не горело желанием нарушать уже хорошо налаженное производство Ми-8. В то же время в начале 1970-х началось массовое снятие с эксплуатации Ми-4. В высокогорных районах и странах с жарким климатом Ми-8 с ТВ2–117 их заменить не могли. Пришлось поторопиться, и летом 1975-го модернизированный вертолет построили, а 17 августа впервые подняли в воздух.

Летные испытания показали значительное улучшение летно-технических характеристик, особенно потолка и скороподъемности. На боковых фермах машины размещалось уже не по два, а по три балочных держателя. Принятый на вооружение вертолет получил название Ми-8МТ и с 1977-го пошел в серийное производство на Казанском вертолетном заводе. Со следующего года он строился с двигателями ТВЗ-117МТ серии III.

Первое время число построенных вертолетов с ТВЗ-117 существенно уступало количеству предыдущих модификаций с ТВ2–117, но бои в Афганистане заставили пересмотреть портфель заказов, и к середине 1980-х Ми-8МТ и его модификации стали основными на заводских сборочных линиях. Казанский завод выпустил свыше трех тысяч вертолетов с ТВЗ-117МТ и ТВЗ-117ВМ.

В 1981-м Ми-8МТ впервые демонстрировался на авиационной выставке в Париже. Из рекламно-коммерческих соображений ему присвоили название Ми-17.

Пассажирскую версию вертолета, аналогичную по внутренней отделке Ми-8П, назвали Ми-17П. Базовая модель Ми-8МТ, так же как и ее предшественница, послужила основой для создания многочисленных модификаций.

Ко второму этапу модернизации Ми-8 с ТВЗ-117 казанский филиал МВЗ им. М. Л. Миля приступил в 1977-м. Фюзеляжи двух серийных Ми-8МТ удлинили за счет включения симметрично, относительно центра тяжести двух полуметровых секций. Увеличенная грузовая кабина позволяла теперь перевозить 29 десантников, 36 пассажиров и 18 раненых на носилках. Изменилось также и бортовое оборудование. Модернизированная машина получила название Ми-18.

Вертолет Ми-17, являясь глубокой модификацией Ми-8, сохранил кодовое наименование НАТО Hip-H. Он имел планер Ми-8, силовую установку от вертолета Ми-14, при этом хвостовой винт был перенесен на левый борт.

Аппаратура для полета днем и ночью в сложных метеоусловиях. На Ми-171 установлены связные радиостанции «Баклан-20» и «Ядро-1», радиокомпасы АРК-15М и АРК-УД, доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-32-90, авиагоризонты АГК-77 и АГК-74В, радиовысотомер Ф-037, навигационная система А-723, метеорадиолокатор 8А-813.

На военных вариантах Ми-17 установлены устройство выброса ЛТЦ и дипольных отражателей АСО-2 (под хвостовой балкой) и передатчик помех ИК системам.

Вертолет остается в серийном производстве и находится в гражданской и военной эксплуатации.

Способен вместить до 24 пассажиров или до 12 носилок в санитарном варианте. Вертолеты Ми-17 эксплуатируются более чем в 10 странах мира.

ЛТХ
Экипаж, чел. 3
Диаметр главного винта, м 21.29
Диаметр хвостового винта, м 3.91
Длина, м 18.424
Высота, м 4.755
Масса пустого вертолета, кг 7100
Масса нормальная, кг 11100
Масса максимальная взлетная, кг 13000
Кол-во двигателей 2
Макс. скорость, км/ч 250
Крейсерская скорость, км/ч 240
Практическая дальность полета, км 950
Дальность действия, км 495
Практический потолок, м 5000
Статический потолок, м 1760
Полезная нагрузка, кг 4000

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность одного, кВт
1 ГТД ТВ3-117МТ 2 1454
2 ГТД ТВ3-117ВМ 2 1678

Авиационное артиллерийское оружие
Вариант Тип Модель Калибр, мм Кол-во Боекомплект
1 Пулемет Пулемет 12,7 1
2 Пушка ГШ-23Л 23 2

Авиационные средства поражения
Вариант Тип Модель Масса, кг Кол-во Нагрузка, кг
1 ПУ УВ-16-57 16х55-мм 6 1500
2 ПУ УВ-32-57 32х57-мм 6 1500
3 Бомба 250 6 1500
4 ПТУР М-17П Скорпион 4 1000

Дополнительная информация
Базовое применение
Конструктор Миль Н.И.
КБ ОКБ Миля
Индекс ВС Ми-17
Заводы Казанский ВЗ
Начало разработки 1971
Построен 1975
1-й полёт 17.08.1975
Начало гос. испытаний 1975
Принят на вооружение 1977
Другие названия Ми-8МТ
Выпуск
Произведено
Обозначение NATO Hip-H

Модификации
Модель Описание
Ми-8МТ (Ми-17) Последняя модификация вертолета, которая явилась логическим завершением перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. Установлены более современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Для борьбы с ракетами типа «земля-воздух» имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК-сигналов. В 1979–1988 гг. вертолет Ми-8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане.
Ми-8МТВ (Ми-8МТВ-1) Вооружённый военно-транспортный. Отличается двигателями ТВ3-117ВМ. Динамический потолок увеличен до 6000 м. Разработан в 1985-1987 годах. Выпускается в Казани с 1988 года.
Ми-8МТ «Летающий кран» Отличается кабиной оператора крана на месте грузовых створок.
Ми-8МТ «Метео» Летающая метеостанция. В 1990 году переоборудовано 12 Ми-8МТ.
Ми-8МТТ Вертолёт для поиска спускаемых космических аппаратов.
Ми-8МТА Вертолёт ближней тактической разведки.
Ми-8МТБ Воздушный госпиталь. Разработан в 1978 году.
Ми-8МТВ-2 Модернизированный. Отличается усиленным бронированием, новым рулевым винтом, повышенной жёсткостью проводки управления, системой беспарашютного десантирования, бортовой стрелой большей грузоподъёмности, составом оборудования. Количество десантников увеличено до 30.
Ми-8МТВ-3 Доработанный. Расширена номенклатура вооружения, число узлов подвески сокращено до 4.
Ми-8МТВ-3Г Воздушный госпиталь на базе Ми-8МТВ-3.
Ми-8МТВ-5 (Ми-17МД) Ми-8МТВ-5 — модернизированный. Отличается лопастями винтов из композиционных материалов, втулками с шарнирами из элестомеров, системой аварийного приводнения, новой топливной системой, двухкамерными бустерами, внешней подвеской грузоподъёмностю 5 т. Разработан в 1997 году. Изготавливается на ОАО «Казанский вертолетный завод».
Ми-8МТБМ Медицинский.
Ми-8МТБМПС Медицинский поисково-спасательный.
Ми-8МТД Спасательный. Предназначен для поиска космонавтов и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.
Ми-8МТМ Воздушный госпиталь.
Ми-8МТН Вертолёт оказания медицинской помощи космонавтам. Разработан в 1979 году.
Ми-8МТО Ночной.
Ми-8МТП Постановщик помех.
Ми-8МТПБ Постановщик помех.
Ми-8МТПИ Постановщик помех.
Ми-8МТПШ Постановщик помех.
Ми-8МТД Постановщик помех.
Ми-8МТР1 Постановщик помех.
Ми-8МТР2 Постановщик помех.
Ми-8МТС Постановщик помех.
Ми-8МТУ Постановщик помех.
Ми-8МТШ1 Постановщик помех.
Ми-8МТШ2 Постановщик помех.
Ми-8МТШ3 Постановщик помех.
Ми-8МТЯ Постановщик помех.
Ми-8МТ-1С Постановщик помех.
Ми-8МТС Вертолёты радиационной разведки. Разработан в 1986 году.
Ми-8МТТ Вертолёты радиационной разведки. Разработан в 1986 году.
Ми-8МТСх Сельскохозяйственный.
Ми-8МТФ Аэрофоторазведчик. Разработан в 1984 году.
Ми-8МТФ (II) Постановщик дымовых завес. Разработан в 1987 году.
Ми-13 (Ми-8МТИ) Постановщик помех.
Ми-14 Вертолёт-амфибия.
Ми-17-1В Экспортный вариант Ми-8МТВ-1.
Ми-17-1ВА Вариант летающего госпиталя, показанный на Парижском авиасалоне в 1989 г.; оснащен более мощными двигателями ТВ3-117ВМ мощностью на валу 1678 кВт.
Ми-17АМТШ Вертолет-штурмовик выпускаемый в Улан-Уде оснащенный комплексами «Вихрь» и «Арбалет».
Ми-17Г Экспортный вариант Ми-17-1ВА
Ми-17КФ Экспортный модернизированный. Вертолет, разработанный по заказу канадской фирмы «Келовна Флай» и оснащенный авионикой фирмы «Хониуэлл».
Ми-17М Модернизированный. Отличается грузовым люком с опускающимся трапом, увеличенной боковой дверью, люком в полу грузовой кабины, внешней подвеской грузоподъёмностю 5 т, составом оборудования. Разработан в 1992 году.
Ми-17МД Экспортный вариант Ми-8МТВ-5.
Ми-17П Пассажирский
Ми-17ПИ Эспортный постановщик помех.
Ми-17ПП Эспортный постановщик помех.
Ми-17ПГ Эспортный постановщик помех.
Ми-17РРА Вариант для радиоэлектронной борьбы, впервые появился в 1990 г.
Ми-171 Экспортный вариант Ми-8АМТ. Выпускается в Улан-Удэ.
Ми-171ТП Доработанный. Разработан в 1997 году.
Ми-172 Экспортный вариант Ми-8МТВ-3. Разработан в 1991 году. Выпускается в Казани. В 1994 году сертифицирован в индийском авиарегистре по американским нормам FAR-29.
Ми-172ПТ Доработанный. Разработан в 1997 году

Ми-17Z-2 Постановщик помех. Разработан в Чехословакии.
Ми-18 Военно-транспортный вертолёт с удлинённым на 1 м фюзеляжем. В 1980 году переоборудовано 2 вертолёта Ми-8МТ.
Ми-19 Воздушный командный пункт. Внешне отличается дополнительными антеннами на хвостовой балке.

Видео-материал по теме:

Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика