Камов Кa-32
Оставить комментарий // Версия для печати // Отправить по почте знакомым
В начале 70-х годов в ОКБ им. Н.И.Камова был разработан противолодочный вертолёт Ка-27 и его поисково-спасательная модификация Ка-27ПС. На базе Ка-27ПС ОКБ было поручено разработать гражданский палубный вертолёт, предназначенный для ледовой разведки в условиях Арктики. Ведущим конструктором по вертолёту был назначен Б.Соколов. Общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора М.А.Купфнер. Требования к вертолёту были утверждены руководством МАП и МГА в 1980 году. Позже было решено делать вертолёт многоцелевым. На нём предполагалось установить новый пилотажно-навигационный комплекс с бортовой ЭВМ, обзорную РЛС, мощную противооблединительную систему. Фюзеляж, силовая установка и несущая система остались без изменений. Отсутствие военного оборудования позволило разместить на борту дополнительные топливные баки и увеличить грузоподъёмность. В 1978 году опытный Ка-32 впервые в истории освоения Арктики осуществил проводку атомного ледокола «Сибирь» с караваном судов в условиях полярной ночи. Серийное производство организовано на вертолётном заводе в Кумертау. Первый полёт серийного Ка-32Т состоялся 8 октября 1980 года (лётчик-испытатель Е.И.Ларюшин). В 1981 году вертолёт впервые был продемонстрирован зарубежным специалистам в Минске на международной конференции по применению гражданской авиации в народном хозяйстве. В 1985 году Ка-32 демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже.
Ка-32 построен по соосной схеме. Винты трёхлопастные, противоположного вращения, складывающиеся на стоянке. Лопасти винтов изготовлены из стеклопластика, вткулки — из титана. Фюзеляж цельнометаллический, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости установлено хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля снабжена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа. Шасси четырёхопорное, неубирающееся. Передние опоры самоориентирующиеся. Предусмотрена установка лыж или надувных баллонетов. Силовая установка состоит из 2 турбовальных двигателей ТВ3–117КМ, редуктора ВР-252, ВСУ АИ-9. Топливо размещается в 10 баках (по 5 на каждый двигатель). Грузовая кабина оснащена 16 откидными сиденьями вдоль бортов. Доступ в грузовую кабину осуществляется через сдвижную дверь в левом борту размером 1,2×1,2 м. Снаружи возле двери может устанавлисаться спасательная лебёдка грузоподъёмностью 300 кг. Для крепления грузов в кабине имеются швартовочные узлы. Система внешней подвески установлена на ферме в грузовой кабине, снабжена весоизмерительным устройством.
В 1983–1985 годах на Ка-32 лётчицами Н.Ерёминой и Т.Зуевой было установлено 7 мировых рекордов скороподъёмности и высоты полёта. Вертолёт широко применялся для обслуживания ледоколов, плавучих платформ и буровых вышек, монтажа опор ЛЭП, вывозки древесины, проведения горноспасательных работ. В 1986 году Ка-32 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Всего изготовлено более 100 вертолётов Ка-32 всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Канаду, Малайзию, Швейцарию, Южную Корею.
ЛТХ Ка-32
Экипаж, чел. 2
Диаметр главного винта, м 15,9
Длина, м 12,25
Высота, м 5,40
Ширина, м 3,80
Масса пустого вертолета, кг 5520
Масса взлётная нормальная, кг 11000
Масса взлётная максимальная, кг 12600
Макс. скорость, км/ч 260
Крейсерская скорость, км/ч 230
Практическая дальность полета, км 800
Практический потолок, м 4300
Статический потолок, м 3500
Полезная нагрузка, кг 3500
Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность одного, кВт
1 ГТД ТВ3-117КМ 2 2225
Дополнительная информация
Базовое применение
Конструктор Камов Н.И.
КБ ОКБ Камова
Индекс ВС Ка-32
Заводы ВЗ в Кумертау
Начало разработки 1969
Построен 1973
1-й полёт 24.12.1973
Испытатели Е.И. Ларюшин
Начало гос. испытаний 1974
Принят на вооружение 1979
Выпуск Серийный
Произведено более 100
Модификации
Модель Описание
Ка-32 Первоначальная модификация.
Ка-32А Модернизированный вертолет Ка-32, удовлетворяет требованиям норм летной годности для вертолетов НЛГВ-2 и американских норм FAR-29/FAR-33.
Ка-32А1 Модификация вертолета Ка-32А для использования в системе противопожарной службы.
Ка-32А2 Модификация Ка-32А1 для милиции; демонстрировался впервые на Авиакосмическом Салоне МАКС-2 в г. Жуковском в 1995 году.
Ка-32С Судовой многоцелевой всепогодный вертолет, предназначен для ведения ледовой разведки, разгрузки судов без их остановки, обслуживания плавучих платформ и буровых вышек на континентальном шельфе.
Ка-32Т Транспортный вертолет для перевозки грузов массой до 4т внутри кабины и до 5т на внешней подвеске, перевозки 16 пассажиров в кабине или 10 пострадавших на сиденьях и 4 на носилках в санитарном варианте.
Ка-32К Вертолет-летающий кран с внутрифюзеляжной полувыдвижной дополнительной кабиной для оператора
Видео-материал по теме:
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”