Начало » Авиация, Оружие » Битва за небо
Авиационное вооружение ШВАК, ШКАС, УБ в противостоянии с люфтваффе
Труд рабочих на оборонных предприятиях во время Великой Отечественной войны сложно переоценить. Заводы, входящие сегодня в Госкорпорацию Ростех, выпускали широкий ассортимент фронтовой продукции: от сырья до стрелкового оружия и авиационных бомб.
Безусловно, величайшую победу в истории страны нельзя было осуществить без установления господства в воздухе. Огневую мощь ВВС отечественной армии усилили скорострельные авиационные пулеметы и пушки известных советских конструкторов-оружейников Шпитального, Владимирова, Волкова, Ярцева. На вооружении нашей авиации находились: пулеметы ШКАС (1800 в/мин), ШВАК (700-800 в/мин), Березина (800-1050 в/мин). Их разработку и производство вели Тульский оружейный и Ижевский машиностроительный заводы.
Стоит отметить, что освоение всех видов оружия на заводах, входящих сегодня в Ростех, происходило в годы войны рекордными темпами.
Авиапулемет ШКАС
С этим пулеметом связан любопытный случай. В дни празднования 20-летия Победы одна из тульских газет поведала читателям, что в победном 1945 году советские воины обнаружили в рейхсканцелярий Гитлера тульский 7,62-мм авиапулемет ШКАС. Орудие стояло под стеклянным колпаком, а рядом висел приказ. В нем говорилось, что ШКАС будет выставлен в канцелярии, пока немецкие специалисты не создадут такой же для Люфтваффе.
Борис Шпитальный родился в 1902 году. По окончании Московского механического института в 1927 году он, немного поработав в московском Научном автомоторном институте, перешел в проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода. Там он и выступил с предложением проекта скорострельного авиационного пулемета. Первый образец ШКАСа был готов уже к середине осени 1930.
Несмотря на малую массу (около 10 килограмм) и компактность, пулемет обладал исключительно высоким темпом стрельбы — 1800 выстр./мин, которого не было ни в одном иностранном образце автоматического оружия. В дальнейшем еще несколько лет заводские конструкторы трудились над совершенствованием ШКАСа.
1 октября 1932 года 7,62-мм авиационный пулемет системы Шпитального—Комарицкого (ШКАС) был принят на вооружение. Создатели пулемета отмечали исключительно высокий темп стрельбы их детища. Он достигался за счет короткого хода подвижных частей и совмещения ряда операций перезаряжания. Эффективность огня повышалась специально созданными патронами с трассирующими, зажигательными и бронебойно-зажигательными пулями. Турельный и крыльевой вариант пулемета были созданы зимой 1934 года. В 1933 году было изготовлено 365 авиапулеметов, а в 1940 году их производство возросло до 34 233 штук.
ШКАС и его последующие модификации устанавливались на самолеты до конца Великой Отечественной войны. Качество ШКАСов по достоинству оценили в частности летчики республиканской Испании, где они нашли свое первое боевое применение.
Авиапушка ШВАК
9 февраля 1931 года перед конструкторами поставили задачу разработать и изготовить 12,7 мм авиационный пулемет для стрельбы, как через винт, так и с турели по системе Шпитального. Образец такого пулемета был разработан Владимировым в начале 1932 года и 28 мая уже изготовлен. В 1935 начался серийный выпуска ШВАК . Пулемет оказался мощным оружием для борьбы с истребителями противника, однако фугасное действие его разрывных пуль было недостаточным. Решили разрабатывать систему большего калибра.
По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки ленточное, перезаряжание пневматическое или механическое.
В 1936 году на вооружении советской армии появился первый образец 20-мм пушки ШВАК (Шпитальный, Владимиров авиационная крупнокалиберная), получивший в годы Великой Отечественной войны широкое применение. Новым элементом в ее конструкции была двухтактная подача — патронная лента перемещалась как при откате, так и при накате подвижных частей. Для этой пушки разработали патроны с осколочно-трассирующими снарядами и снаряды комбинированного действия: бронебойно-зажигательные и осколочно-зажигательные. По тактико-техническим характеристикам ШВАК, как и ШКАС, намного превосходила лучшие зарубежные образцы ствольного бортового вооружения того времени.
Любопытно, что 20-мм пушка ШВАК, выпускавшаяся на Ковровском заводе, нашла применение не только в авиации, но в танкостроении. В 1941 году пушки устанавливали на легкие танки Т-60, что увеличило мощность их огня в десятки раз, а прицельную дальность довести до 7 километров. Т-60 принимали участие в боях бод Истрой в декабре 1941 года во время исторической битвы за Москву.
В период войны пушками ШВАК были вооружены 37 тысяч истребителей Яковлева, 22 тысячи самолетов Лавочкина, 40 тысяч штурмовиков Ил-2 (пушки ШВАК и ВЯ). На каждый штурмовик ставилось по две пушки.
Авиапулемет Березина
Бурное развитие авиации в 40-ы годы требовало все более мощного оружия. В апреле 1941 года был принят на вооружение и серийно выпускался в Туле пулемет УБ-12,7. Созданный на базе разработанного тульским конструктором Михаилом Березиным крупнокалиберного синхронного пулемета БС, уже в самом начале войны пулемет УБ-12,7 стал одним из основных видов авиационного оружия. Он выигрывал по характеристикам у ШКАСа. Хотя на фронте, конечно, любой лишний ствол был важен и нужен.
Автоматика пулемета основана на использовании энергии пороховых газов, часть которых отводилась через специальную трубку из ствола и воздействовала на механизмы перезаряжания. Взведение затвора при одновременной подаче патрона из ленты производилось специальным пневматическим устройством. Пулемет был очень надежен. Из него можно было вести огонь даже при очень низких температурах 48 градусах по цельсию.
В синхронном варианте (УБС) пулемет устанавливался на истребителях ЛаГГ-3 Як-1, Як-7, Як-3 . в крыльевом и турельном — на Пе-2 пе-2 , Ил-2 , У-2 , Ту-2, Пе-8 и на полученных по ленд-лизу американских бомбардировщиках А-20.
Автоматическая пушка ВЯ
В 1940 году конструкторы Волков и Ярцев создали автоматическую пушку ВЯ калибром 23 мм. Для нее были разработаны снаряды комбинированного действия: бронебойно-зажигательный и осколочно-зажигательный. Начальная скорость снаряда — 900 м/с (на 100 м/с больше, чем снаряда ШВАК), вес 200 г (у ШВАК — 96 г). С дистанции 400 м он пробивал бронеплиту толщиной в 25 мм, а попадание в бензобак почти всегда приводило ко взрыву оного. Пушками ВЯ вооружались — в комбинации с пулеметами — прежде всего штурмовики Ил-2, а затем и некоторые истребители. В иностранных ВВС по обеим сторонам участников второй мировой войны подобной пушки на вооружении не было.
За годы войны было изготовлено 48186 пушек 23мм калибра. Ближе к концу войны устанавливались в составе спаренной установки 2-У-23 для вооруженных катеров, а в составе счетверенной установки 4-У-23 — для вооружения подводыных лодок ВМФ страны.
Пушка НС-37
37-мм пушка НС-37 была принята к серийному производству в 1942 г. его разработал коллектив, возглавляемый Нудельманом и Сурановым. Вместе со ШВАКами НС-37 делали на Ижевском машиностроительном заводе.
К этому времени изготовлено около 25 тысяч авиационных пулеметов. При этом Тульский и Ижевский заводы успевают работать и для других предприятий — изготавливать стволы к различным типам стрелкового оружия, оснастку и инструмент. В 1943 году произведено на Ижмаше около 3 млн винтовок различных типов, более 40 тысяч авиапулеметов Березина и около 4800 авиапушек Нудельмана — Суранова. В октябре 1944 в Ижевске начинают выпуск 20-мм авиапушки Березина Б-20 — уже через два месяца ее производство возросло на 285 %.
К 1945 году производство оружия на Ижмаше выросло почти в три раза по сравнению с 1941 годом. В 1945 году Ижевский машиностроительный выпускал 20 видов военной техники. Всего за годы войны здесь было произведено более 11 млн винтовок и карабинов, более 15 тысяч авиационных пушек, более 130 тысяч противотанковых ружей. Кроме того, острая необходимость постоянного наращивания темпов производства стала причиной внедрения новых технологий. Так, например, если в мирное время цикл обработки ствола длился 22 часа, то во время войны сократился до 2 часов.
В сравнении с другими аналогичными орудиями НС-37 обладала лучшими показателями по надежности, габаритам, весу, скорострельности, была более технологичной. Она имела короткий ход ствола, пружинно-гидравлический накатник, ленточное питание патронами. Механизм подачи работал от специальной пружины, взводившейся при откате ствола. Ее боекомплект состоял из бронебойно-зажигательно трассирующих и осколочно-зажигательно-трассирующих снарядов. Пушка устанавливалась на истребителях ЛаГГ-3 и Як-9Т в развале блоков мотора для стрельбы через втулку винта, а на штурмовиках — под крыльями
Орудие зарекомендовала себя как безотказное и грозное оружие. По свидетельству пилотов, достаточно было попадания одного снаряда, чтобы самолет противника «падал отдельными обломками на землю». Пушка в эксплуатации была проста, мало загрязнялась, не имела задержек в стрельбе и отлично показала себя в боях.
Источник информации:https://rostec.ru