Начало » Блоги » Черные ящики расшифрованы не будут
Этого стоило ожидать – в центральной прессе опубликовано заявление, что бортовые самописцы разбившегося в Приморье истребителя СУ-27, очень сильно повреждены и их расшифровка будет не полной.
Мол, воздействие высоких температур существенно осложнит задачу специалистам по расшифровке и следователям придется опираться только на восстановленные фрагменты.
А фрагменты, тут и к гадалке не ходи, ничего существенного не покажут. Откуда такой скептицизм? Из опыта наблюдений за расследованиями подобных ЧП в России. Все до элементарного просто: ссылаясь на повреждения «черных ящиков», Министерство обороны оставляет за собой свободу маневра, а вердикт, который в последующем вынесут, будет ни о чем. Назовут кучу причин и ни одного виновного.
Тут далеко ходить не надо, достаточно вспомнить столкновение в небе двух «сушек» из авиагруппы «Русские Витязи» в прошлом году. Тогда погиб командир группы Игорь Ткаченко, пострадали двое летчиков и трое гражданских. Позднее одна пострадавшая скончалась в больнице.
Так вот, расследование показало, что причиной трагедии стал комплекс обстоятельств. Сюда «нагородили»: стресс погибшего командира из-за того, что один из самолетов не поднялся в воздух; вовремя не прибывший штатный диспетчер этой пилотажной группы; отсутствие нужной аппаратуры для проверки двигателя самолета перед взлетом. Короче, крайностей много, виновных нет.
Особенно, в этом заявлении, выделяется пункт о стрессе командира. Полковник-ас, налетавший уйму часов, как пять пальцев знающий самолет, не смог сдержать свои чувства в штатной ситуации… Не смешили б людей такими выводами.
Почему стоит ждать подобного хода событий и в этот раз? Для ответа вернемся на аэродром «Воздвиженка» двухлетней давности. Цитата из новостей за 29 июля 2008 года: «После регламентных работ, выполняя плановый полет, вскоре после взлета упал вблизи аэродрома «Воздвиженка» истребитель Су-27».
Вам это ничего не напоминает? Если бы не дата – недавние сообщения информагенств. Правда, в этом году обошлось без жертв. А тогда погиб летчик, не успевший катапультироваться. Причиной назвали технические неполадки.
Что остается людям, которые проводили «разбор полетов» в Приморье два года назад и сейчас наступили на те же грабли? Поменять грабли – найти другую причину катастрофы. А этому ну никак не способствует сохранность бортовых самописцев.
Полностью вину на летчиков переложить не удастся – они по времени не успели напортачить. А вот если стечение обстоятельств – это будет самое то, что нужно. Тем более что прецедент имел место, когда в течение октября месяца 2008 года под Читой разбились два МиГа. Первоначально выдвигались одинаковые версии катастроф. Затем для каждой из них нашлась своя, отличная от другой, причина…