Текст перед ссылками: ремонт вмятин без покраски тюмень Текст после ссылок:

Новости России




Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100



Начало » Блоги, Оружие » Дети-диверсанты (продолжение)

Донесение ГУКР «Смерш» НКО Л.П. Берия об аресте органами «Смерш», НКВД и НКГБ подростков-диверсантов, завербованных германской военной разведкой

21 сентября 1943 г. Совершенно секретно

В первой декаде сентября с.г. органами «Смерш», НКВД и НКГБ арестовано 28 агентов-диверсантов германской военной разведки в возрасте от 14 до 16 лет, переброшенных немцами на сторону частей Красной Армии на самолетах.
Из числа арестованных 15 диверсантов явились добровольно с повинной, а остальные были задержаны в результате организованного розыска.
Как показали арестованные, они имели задание от германской разведки совершать диверсионные акты на линии железных дорог, идущих к фронту, путем вывода из строя паровозов, для чего они были снабжены взрывчатым веществом, которое должны были подбрасывать в угольные штабеля, расположенные у железнодорожных станций.
Диверсанты были снабжены взрывчатым веществом специального состава, по внешнему виду похожим на куски каменного угля.
Так, 1 сентября с.г. в районе Хатунского сельсовета Михневского района Московской области был сброшен с парашютом агент-диверсант германской разведки, подросток — Репухов Дмитрий, 1927 г.р., уроженец Смоленской обл., русский, окончил 7 классов средней школы.
Репухов в тот же день явился с повинной и на допросе показал следующее:
После оккупации с. Богородицкое германскими войсками, он вместе с матерью остался проживать в этом селе. 25 июня 1943 г., согласно приказу немецкого командования, все лица мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет должны были явиться в Козинское волостное управление на регистрацию.
Репухов, явившись вместе с другими на регистрацию, был направлен немцами в лагерь, расположенный в четырех километрах от г. Смоленска, в здании быв. МТС, где подготавливались кадры для так называемой «Русской освободительной армии».
14 июля с.г. немцы отобрали из этого лагеря 30 подростков в возрасте от 14 до 16 лет и под видом экскурсантов отправили их в местечко Вальдек, близ г. Кассель (Германия).
Все они до оккупации немцами Смоленской области жили с родителями, которые работали в колхозах или в советских учреждениях, некоторые из них являлись пионерами. Часть детей лишилась родителей, которые были убиты немцами или погибли в результате бомбежек.
По прибытии в Вальдек у подростков были отобраны подписки, обязывающие их вести борьбу против коммунистов, комиссаров и политруков.
В течение месяца они обучались на специальных курсах германской разведки, где проходили топографию, строевую подготовку и парашютное дело.
В процессе обучения прыжкам с парашютами один из подростков получил перелом ноги и выбыл из строя.
Из преподавательского состава этих курсов Репухову известны:
Шимик, немец, унтер-офицер, являвшийся начальником курсов и одновременно преподавал подросткам топографию;
Фролов, быв. ст. лейтенант Красной Армии, якобы летчик, русский, пленен немцами в 1942 г., во время аварии самолета, на котором он доставлял продукты питания партизанам Смоленской обл. Преподаватель топографии;
Бойко Василий, быв. красноармеец, пленен немцами под Вязьмой, украинец. Проводил строевую подготовку;
Бойко Николай, брат Василия, украинец, быв. красноармеец, попал в плен к немцам под Вязьмой. Проводил строевую подготовку;
Табарин Иван, русский, уроженец Курской обл., быв. красноармеец, военнопленный. Проводил строевую подготовку.
Как показал Репухов, преподаватель Фролов в беседе с подростками перед их отправкой из Вальдека к линии фронта, касаясь выполнения задания немецкой разведки по диверсии, советовал им не выполнять слепо то, что им предложат делать немцы.
Из этого разговора Репухов и другие подростки поняли совет Фролова как предупреждение не выполнять заданий германской разведки.
25 августа с.г. после окончания обучения на курсах, все 29 подростков были доставлены в г. Орша БССР.
В Орше подростки-диверсанты получили от немцев указание действовать в одиночку и после приземления на стороне частей Красной Армии должны были выйти на железную дорогу, разыскать склады, снабжающие паровозы топливом, и подбросить в штабеля с углем куски взрывчатки.
Для выполнения указанного задания каждому подростку немцы выдали по 2–3 куска взрывчатки, весом по 500 г, по форме и цвету похожие на куски каменного угля.
После выполнения задания подростки обязаны были возвратиться к немцам, собрав в пути следования к линии фронта сведения о перевозках войск и грузов.
Диверсанты были одеты в поношенную одежду гражданского и военного образца, каждому из них было выдано по 400–600 руб. советских денег, советские газеты и пропуска для обратного прохода через линию фронта к немцам.
Пропуска эти были отпечатаны на узкой полоске тонкой бумаги, завернутой в резину и зашитой в складку одежды. На пропуске на немецком языке был написан следующий текст: «Особое задание, немедленно доставить в 1-Ц».
Репухов был проинструктирован немцами, что в случае его задержания на нашей стороне, он, как не имеющий никаких документов, должен объяснить, что является эвакуированным или беспризорным.
В ночь на 31 августа с.г. Репухов на самолете с аэродрома г. Орши был доставлен на нашу территорию и сброшен с парашютом в Михневском районе Московской области.
Аналогичные показания дали арестованные подростки-диверсанты Комалдин В.Н., Семенов Е.К., Захаренков В.А., Миниченков М.З., Хорисов Е.А., Селиверстов И.Г., Романович И.П.,
Езин Ф.И. и др.
Следствием установлено, что 29 августа с.г. с аэродрома в г. Орша немцы перебросили на самолетах в район гг. Гжатск, Ржев и Сычевка первую группу диверсантов в количестве 10 человек.
31 августа с.г. на территории Воронежской и Курской областей была сброшена вторая группа в количестве 10 диверсантов, и в тот же день на территории Тульской и Московской областей были сброшены остальные 9 диверсантов.
Допрос арестованных агентов-диверсантов германской военной
разведки продолжается.
Изъятая у арестованных взрывчатка была подвергнута экспертизе, которая установила:
Кусок взрывчатки представляет собой неправильной формы массу черного цвета, напоминающую каменный уголь, довольно прочную и состоящую из сцементированного угольного порошка.
Эта оболочка нанесена на сетку из шпагата и медной проволоки. Внутри оболочки находится тестообразная масса, в которой помещено спрессованное вещество белого цвета, напоминающее форму цилиндра, обвернутое в красно-желтую пергаментную бумагу. К одному из концов этого вещества прикреплен капсюль-детонатор. В капсюле-детонаторе зажат отрезок бикфордова шнура с концом, выходящим в черную массу.
Тестообразное вещество представляет собой желатинированное взрывчатое вещество, состоящее из 64% гексогена, 28% тротилового масла и 8% пироксилина.
Таким образом, экспертизой установлено, что это взрывчатое вещество относится к классу мощных ВВ, известных под названием «гексанит», являющихся диверсионным оружием, действующим в различного рода топках.
При загорании оболочки с поверхности взрывчатое вещество не загорается, так как довольно значительный слой оболочки (20-30 мм) представляет собой хорошо теплоизолирующий слой, предохраняющий В В от воспламенения.
При сгорании оболочки до слоя, в котором находится бикфордов шнур, последний загорается и производится взрыв и деформация топки.
Главным управлением «Смерш» дано указание всем органам контрразведки:
– При появлении в районах железных дорог и населенных пунктов подростков, вызывающих подозрение, – тщательно обыскивать их в целях обнаружения взрывчатки, пропусков, выданных немецкой разведкой, и путем допроса выяснять причины и цели появления их в данном пункте, для выявления среди них немецких диверсантов.
– Проинструктировать сотрудников оперативно-розыскных групп и агентуру, используемую по розыску вражеских разведчиков, а также ориентировать командование частей Красной Армии, контрольно-пропускных пунктов и постов службы ВНОС о возможных выбросках немецкой разведкой на нашу сторону подростков с диверсионными заданиями – для усиления их розыска.
3. При задержании подростков-диверсантов и получении от них заявлений о том, что полученные от немцев взрывчатые вещества ими спрятаны или выброшены, — немедленно принимать меры к розыску последних, привлекая для этой цели в необходимых случаях самих диверсантов.
4. О принятии активных мер розыска еще не задержанного диверсанта Гаврилова Леонида, переброшенного германской разведкой на нашу сторону.

В. Абакумов

ЦА ФСБ России, ф. 3, оп. 10, д. 16, л. 177-181.
Подлинник

Ориентировка ГУКР «Смерш» НКО СССР № 51179 о работе против немецкой агентуры из подростков

20 сентября 1943 г.

По показаниям арестованных органами «Смерш» подростков-диверсантов установлено, что 25 июня 1943 г. по приказу немецкого командования все лица мужского пола в возрасте 14—16 лет, проживавшие на территории Козинской волости Смоленской области, должны были явиться в волостное управление на регистрацию.
Подростки, явившиеся на регистрацию, были направлены немцами в лагерь, расположенный в 4 километрах от Смоленска, в здании бывшей МТС, где подготавливались кадры для так называемой Русской освободительной армии (РОА).
14 июля с.г. из этого лагеря немецкой разведкой были отобраны 30 подростков в возрасте от 14 до 16 лет и под видом экскурсантов отправлены в местечко Вальдек близ г. Кассель (Германия).
По прибытии в Вальдек у подростков были отобраны подписки, обязывающие их вести борьбу против коммунистов, комиссаров и политруков.
В течение месяца они обучались на специальных курсах германской разведки, где проходили топографию, строевую подготовку и парашютное дело.
25 августа с.г. после окончания обучения на курсах все подростки были доставлены в г. Орша БССР, где им объявили, что они будут переброшены на сторону Красной Армии для выполнения диверсионных заданий.
Подростки были проинструктированы о том, что после приземления на советской стороне они должны выйти в районы железнодорожных станций, разыскать склады, снабжающие паровозы топливом, и подбросить в штабеля с углем куски взрывчатки.
Для выполнения указанного задания каждому подростку немцы выда¬ли по 2—3 куска взрывчатки весом по 500 г, по форме и цвету похожие на куски каменного угля.
Изъятая у арестованных взрывчатка была подвергнута экспертизе, которая установила, кусок взрывчатки представляет собой неправильной формы массу черного цвета, напоминающую каменный уголь, довольно прочную и состоящую из сцементированного угольного порошка. Эта оболочка нанесена на сетку из шпагата и медной проволоки. Внутри оболочки находится тестообразная масса, в которой помещено спрессованное вещество белого цвета, напоминающее форму цилиндра, обернутое в красно-желтую пергаментную бумагу. К одному из концов этого вещества прикреплен капсюль-детонатор. В капсюле-детонаторе зажат отрезок бикфордова шнура с концом, выходящим в черную массу. Тестообразное вещество представляет собой желатинированное взрывчатое вещество, состоящее из 64% гексогена, 28% тротилового масла и 8% пироксилина.
Таким образом, экспертизой установлено, что это взрывчатое вешество относится к классу мощных ВВ, известных под названием «гексанит», являющихся диверсионным оружием, действующим в различного рода топках.
После выполнения задания подростки обязаны были возвратиться к немцам, собрав в пути следования к линии фронта сведения о перевозках войск и грузов.
Диверсанты были одеты в различную поношенную одежду гражданского и военного образца, каждому из них было выдано по 400—600 рублей, советские газеты и пропуска для обратного прохода через линию фронта к немцам.
Пропуска эти были отпечатаны на узкой полоске тонкой бумаги, завернутой в резину и зашитой в складки одежды.
На пропуске на немецком языке был написан следующий текст: «Особое задание, немедленно доставить в 1ц».
Подростки-диверсанты были проинструктированы немцами, что в случае их задержания на нашей стороне, они как не имеющие никаких документов должны объяснить, что являются эвакуированными или беспри¬зорными.
29 и 31 августа с.г. диверсанты в количестве 29 человек 3 группами с аэродрома в г. Орша вылетели на нашу сторону на самолетах и были сброшены на парашютах в районах гг. Ржев, Гжатск и Сычевка, а также в районах Тульской, южной части Московской, Воронежской и Курской областей.
Ориентируя об изложенном и учитывая, что германская разведка в дальнейшем может использовать подростков для выполнения в нашем тылу аналогичных заданий по диверсии,
предлагаю:
1. При появлении в районах железных дорог и населенных пунктов подростков, вызывающих подозрение, тщательно обыскивать их в целях обнаружения взрывчатки, пропусков, выданных немецкой разведкой, путем допроса выяснять причины и цели появления их в данном пункте для выявления среди них немецких диверсантов.
2. Проинструктировать сотрудников оперативно-розыскных групп и агентуру, используемую по розыску вражеских разведчиков, а также ориентировать командование частей Красной Армии, контрольно-пропускных пунктов и постов службы ВНОС о возможных забросках немецкой разведкой на нашу сторону подростков с диверсионными заданиями для усиления их розыска.
3. При задержании подростков-диверсантов и получении от них заявлений о том, что полученные от немцев взрывчатые вещества ими спрятаны или выброшены, немедленно принимать меры к розыску последних, привлекая для этой цели в необходимых случаях самих диверсантов.
4. О всех случаях задержания подростков-диверсантов немедленно сообщать в Главное управление «Смерш».
Начальник Главного управления контрразведки «Смерш» Абакумов
ЦА ФСБ России
«Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне» сборник документов, «Великий перелом. 01 июля – 31 декабря 1943 года»; М., изд-во «Русь»; 2008 г.; том № 4; книга № 2; стр. 380-382; док. № 1615


Обсуждение данной записи

© 2007-2021 Военный портал ·
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика