









ЧЕХОСЛОВАКИЯ • 1938
Промышленность Чехословацкой республики в период между двумя мировыми войнами достигла очень высокого уровня развития, позволившего стране войти в немногочисленную когорту производителей бронетанковой техники.
Первым широко известным ее образцом стал легкий танк LT vz. 35 (LT-35) фирмы «Шкода», поступавший не только на вооружение чехословацкой армии, но и экспортировавшийся в Австрию, Болгарию, Венгрию, Румынию, Литву, Швецию, Швейцарию, Турцию и Перу. Лучшим же чехословацким легким танком стал танк TNHP (известный также под обозначением LT vz. 38, или LT-38) производства фирмы ЧКД, предназначавшийся для замены LT-35. Это была последняя модель танка, полностью разработанная и прошедшая испытания до оккупации страны фашистской Германией. В 1938 году 150 единиц заказало командование чешской армии. Однако по условиям Мюнхенского договора Чехословакия должна была ограничить производство вооружений, поэтому подготовка к серийному выпуску танков LT-38 была приостановлена. Ко времени оккупации Чехии и Моравии Германией 15 марта 1939 года со сборочной линии завода фирмы ЧКД сошли всего три предсерийных образца.
После оккупации производство легкого танка LT-38 было возобновлено уже для нужд немецкой армии, в которой он получил обозначение PzKpfw 38(t). И это неудивительно, ведь по основным характеристикам чешские танки, не только LT-38, но и LT-35, превосходили технику, составлявшую основу бронетанковых войск вермахта в 1938-1939 годах (то есть PzKpfw I и PzKpfw II). Использование мощностей чехословацкой промышленности и материальной части чехословацких танковых войск способствовало значительному усилению немецкой армии. Всего в период с 1939 по 1942 год было выпущено примерно 1400 танков PzKpfw 38(t) 8 модификаций, отличавшихся в основном степенью бронезащиты (так, толщина лобовой брони корпуса и башни выросла с 25 до 50 мм). Если бронелисты корпуса ранних версий PzKpfw 38(t) соединялись заклепками (прямое попадание снаряда часто срывало головки заклепок, которые наносили серьезные ранения экипажу), то поздние варианты выполнялись, в основном, сварными. Все они были вооружены неплохими чешскими 37-мм пушками •Шкода» А7 и являлись надежными, легко управляемыми, простыми в производстве и эксплуатации машинами. После того как танк PzKpfw 38(t) утратил свою боевую ценность, а такая участь постигла практически все легкие танки, улучшенные версии шасси последних модификаций использовались в качестве базы для ;задания различных самоходных артиллерийских установок («Мардер» III, «Бизон Трилле», «Хетцер»), зенитной САУ •Флакпанцер» 38(f), огнеметного танка •Флампанцер» 38(f) и ряда других машин специального назначения. Боевое крещение танки PzKpfw 38(f) получили во время польской кампании, в которой участвовали 59 машин. К началу наступления на Францию в строю находилось уже около 230 танков этого типа, а по состоянию на 22 июня 1941 года в пяти немецких танковых дивизиях первой линии имелось 632 PzKpfw 38(t). Столкнувшись с серьезным противником, к концу года почти все они были потеряны. В начале 1942 года большая часть уцелевших танков этого типа была сведена во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию, которая воевала сначала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в боях в районе города Калач-на-Дону дивизия была разгромлена, и впоследствии немногие оставшиеся в строю танки PzKpfw 38(t) применялись главным образом в полицейских и учебных целях 351 башня с PzKpfw 38(f) была использована при сооружении укреплений в самых различных уголках Европы.
Помимо Германии эти танки состояли на вооружении армий Румынии, Словакии, Болгарии и Венгрии. В румынской армии они прослужили до конца войны.
Технические данные танка PzKpfw 38(t) Ausf. G |
|
Боевая масса | 9,85 т |
Экипаж | 4 человека |
Габаритные размеры |
|
длина | 4610 мм |
ширина | 2140 мм |
высота | 2400 мм |
клиренс | 400 мм |
Броня |
|
лоб корпуса | 50 мм |
борт | 30 мм |
корма | 10-15 мм |
башня | 30-50 мм |
крыша | 10 мм |
днише | 8 мм |
Вооружение | 37-мм пушка «Шкода» А7 (Kwk 38(t) L747), 2х7,92-мм пулемета МС 37(t) |
Боекомплект | 72 выстрела, 2700 патронов |
Двигатель | «Прага» ЕРА,
карбюраторный, мощность 125 л. с |
Скорость по шоссе | 42 км/ч |
Запас хода по шоссе | 250 км |
Удельное давление на грунт | 0,55 кг/см2 |
Преодолеваемые препятствия |
|
подъем | 28,7° |
ширина рва | 2,1 м |
глубина брода | 0,8 м |
высота стенки | 0,8 м |