Средний танк В1
ФРАНЦИЯ • 1935
В 1927 году технический отдел бронетанковых войск французской армии поручил фирмам «Рено», FAMH, FCM и «Делоне-Бельвилль» приступить к разработке проекта нового среднего танка, получившего из соображений секретности обозначение «Трактор 30». Через три года фирмы FCM и «Рено» представили три прототипа, которые после длительных всесторонних испытаний и устранения выявленных недостатков в марте 1934 года были приняты на вооружение под обозначением Char B1.
Танк имел мощное вооружение и бронирование. Его характерной особенностью (и одновременно большим недостатком) было размещение основного вооружения — 75-мм пушки — в лобовой части корпуса. Правда, ограниченный угол наведения по горизонтали отчасти компенсировался применением сложного многорадиусного механизма поворота танка, позволявшего осуществить этот маневр быстро и с достаточно высокой точностью. Несмотря на архаичный вид, который придавала машине закрытая броневым фальшбортом ходовая часть с модифицированной фирмой FCM подвеской типа «Холт», ис-пользовавшейся еще в годы первой миро-вой войны на танках «Шнейдер», в кон-конструкции В1 было воплощено немало новшеств. Протестированные топливные баки, автоматическая централизованная ;система смазки, электрический стартер,противопожарные переборки, гирокомпас и аварийный люк в днище, служивший также для выбрасывания гильз, — вот их неполный перечень.
В1 выпустили небольшой серией — всего 36 единиц. В 1937 году он был заменен в производстве более мощным вариантом — танком В1bis. На нем было усилено бронирование, установлены новая башня с 47-мм пушкой и более мощный двигатель, увеличен запас хода. Эти машины производились на заводах фирм «Рено», FAMH, «Сен-Шамон», «Шнейдер» и FCM. В. 1939 году к ним подключились также фирмы АМХ и ARL, и всего до 15 июня 1940 года было выпущено 342 танка В Ibis.
Танк следующей модификации Biter представлял собой дальнейшее развитие В Ibis. В новой машине устанавливался двигатель мощностью 370 л. с, она имела еще более сильное бронирование, а экипаж вырос до пяти человек за счет введения в его состав механика. Вооружение осталось таким же, как и в танке В1bis. Было изготовлено только пять машин В1ter, и в боевых действиях они участия не принимали.
В целом танки В1, особенно В1bis и B1ter, были грозными боевыми машинами — по сути, первыми танками с проти-воснарядным бронированием. Но они оказались чересчур громоздкими и малоподвижными, к тому же были слишком сложны в управлении и обслуживании. Для того чтобы использовать весь немалый потенциал танка, требовалась высокая слаженность работы всех членов экипажа, которой можно было достичь только в результате длительной подготовки.
Танки В1 активно использовались во время боев на французском фронте в мае-июне 1940 года, где заслужили репутацию неуязвимых — ни одна немецкая танковая и противотанковая пушка того времени не могла пробить их броню.
После оккупации Франции в руки победителей попало около 160 исправных танков В Ibis. Часть из них использовалась в вермахте до конца войны, особенно в войсках, находившихся на территории Франции, 16 были переделаны в 105-мм самоходные артиллерийские установки, а 60 — в огнеметные танки. Некоторые В1 после демонтажа вооружения использовались в качестве тягачей.
Захваченные уже у немцев В1 активно применялись в конце 1944 — начале 1945 года войсками «Свободной Франции».
Технические данные танка B1 bis |
|
Боевая масса | 32 т |
Экипаж | 4 человека |
Габаритные размеры
|
|
длина | 6520 мм |
ширина | 2500 мм |
высота | 2790 мм |
Броня |
|
лоб и борт корпуса | 60 мм |
башня | 56 мм |
корма | 55 мм |
крыша | 25мм |
днище | 20 мм |
Вооружение |
47-мм пушка SA 35 L/3 2х7,5-мм пулемета «Шательро» образца 1931 года
|
Боекомплект | 74 выстрела, калибра 75 мм
50 выстрелов: калибра 47 мм 5100 патронов калибра 7,5 мм |
Двигатель | «Рено» карбюраторный моoность 307 л.c. |
Удельное давление на грунт | 0,85 кг/с |
Скорость по шоссе |
28 км/ч |
Запас хода по шоссе | 150 км |
Преодолеваемые препятствия |
|
Ширина рва | 2,75 м |
Высота стенки | 0,93 м |
Глубина брода | 1,5 м |