Средний танк «Сен-Шамон»
ФРАНЦИЯ • 1916
Одновременно с выдачей фирме «Шнейдер» заказа на производство 400 танков начальник Управления автомобильной службы французской армии добился от главнокомандующего разрешения выдать аналогичный заказ расположенной в городе Сен-Шамон компании FAME На фирме постарались, и всего через два месяца 27 апреля 1916 года верховному командованию было доложено о проекте бронетрактора, якобы обладающего, по сравнению со «Шнейдером», рядом существенных преимуществ. В результате компания FAMH также получила заказ на 400 машин.
В погоне за выгодным контрактом спешно была создана очень «сырая» машина. Конструкторы FAMH, так же как и их коллеги с фирмы «Шнейдер», проигнорировали опыт англиских танкостроителей и взяли за основу ходовую часть трактора «Холт», абсолютно непригодную для преодоления изрытых воронками и траншеями передовых позиций, правда, при этом они значительно увеличили длину опорной поверхности гусениц. Подвеска нового танка имела пружинное подрессорива-ние, поэтому условия работы экипажа были не такими каторжными,как на английских машинах, которые принимали все неровности пути прямо на корпус. И это было, пожалуй, единственное преимущество «француза».Корпус танка, получившего название «Сен-Шамон», представлял собой броневую коробку со скошенными носом и кормой. Передняя и задняя части сильно нависали над гусеницами, что обусловило крайне низкую проходимость танка и делало невозможным, даже несмотря на установку специальных роликов, преодоление даже относительно невысоких вертикальных препятствий.Новшеством, впервые примененным в мировом танкостроении, стала установка на «Сен-Шамон» электро механической трансмиссии. Бензиновый двигатель работал на динамо-машину, ток от которой подавался на два тяговых электромотора (по одному на каждую гусеницу). Поворот осуществлялся за счет подачи на электродвигатели тока различной силы, таким же образом достигалось неограниченное в имеющихся пределах число передач. Это обеспечивало не сравнимую с оборудованными механической трансмиссией машинами легкость управления. Правда, за подобную легкость пришлось заплатить лишним весом, громоздкостью и низкой надежностью привода. Тем не менее «Сен-Шамон» получился довольно-таки скоростным танком (на испытаниях ему удалось развить скорость 12 км/ч), но на практике давать максимальную нагрузку из-за опасения поломки не рекомендовалось, поэтому скорость была ограничена 8 км/ч.Первые танки «Сен-Шамон» (образца 1916 года) имели цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов корпуса на них, прикрывая ходовую часть, почти достигали земли. Крыша была плоской, а в качестве танкового орудия использовалась 75-мм пушка специальной конструкции, стрельба из которой могла вестись лишь в узком секторе прямо по курсу, что заставляло при любом переносе огня разворачивать всю неповоротливую и тяжелую машину. Уже первые испытания, проведенные в середине 1916 года, выявили необходимость внесения в конструкцию ряда изминений. Поскольку бортовые бронелисты, прикрывающие ходовую часть, существенно снижали и без того отвратительную проходимость, их сняли. Гусеницы расширили сначала с 32 до 41, а затем и до 50 см. Получившийся в результате доработки вариант «Сен-Шамона» и был запущен в серийное производство. Не прошло и года, как танк снова подвергся модернизации: его крыша стала двускатной, а место цилиндрических башенок заняли прямоугольные. Кроме того, было усилено бронирование. После выпуска 160 машин на них заменили и артсисте-му — вместо специальной танковой стала устанавливаться полевая 75-мм пушка фирмы «Шнейдер».
Впервые «Сен-Шамоны» пошли в бой 5 мая 1917 года: 16 «Сен-Шамонов» и две роты «Шнейдеров» двинулись на немецкие позиции, но не сумели преодолеть окопы и остановились перед ними. Один за другим они были уничтожены артиллерией противника. Звездный час для французских танков наступил не скоро — лишь 18 июля 1918 года под Суассоном, когда на противника двинулись одновременно 216 «Шнейдеров». 131 «Сен-Шамон» и 220 «Рено» FT-17. Из всей бронированной армады именно «Сен-Шамоны», оказавшись наиболее устойчивыми к ру-жейно-пулеметному огню противника, смогли повести за собой пехоту, демонстрируя при этом всю свою огневую мощь. Всего же «Сен-Шамоны» приняли участие в 375 боях первой мировой войны.Последняя серийная машина этого типа вышла из сборочного цеха завода в марте 1918 года. Выбывающие из строя танки стали постепенно заменяться бо-лее эффективными «Рено» FT-17 и к концу войны в войсках оставалось лишь 72 «Сен-Шамона», из которых 50 уже были переделаны в транспортеры.
-
Технические данные «СЕН-ШАМОН»
Боевая масса 23 т Экипаж 8 человека Габаритные размеры
длина 8690 мм ширина 2670 мм высота 2360 мм Броня
лоб борт 11,5 мм лоб корпуса 17 мм борт 11 мм Вооружение 75-мм полевая пушка образца 1897 года,
4х8-мм пулемета
«Гочкис»
Боекомплект 106 выстрелов, 7500 патронов
Двигатель «Панар», карбюраторный, мощность 90 л. с. Скорость по шоссе 8 км/ч Запас хода по шоссе 59 км Удельное давление на грунт 0,79 кг/см2 Преодолеваемые препятствия
Угол подъёма 35° ширина рва 2,44 м Высота стенки 0,38 м
глубина брода 0,8 м