Новости России




Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100

Средний танк «Сен-Шамон»


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Loading ... Loading ...
Оставить комментарий // Версия для печати Версия для печати // Отправить по почте знакомым Отправить по почте знакомым

ФРАНЦИЯ • 1916

Одновременно с выдачей фирме «Шнейдер» заказа на производство 400 танков начальник Управления автомобильной службы французской армии добился от главнокомандующего разрешения выдать аналогичный заказ расположенной в городе Сен-Шамон компании FAME На фирме постарались, и всего через два месяца 27 апреля 1916 года верховному командованию было доложено о проекте бронетрактора, якобы обладающего, по сравнению со «Шнейдером», рядом существенных преимуществ. В результате компания FAMH также получила заказ на 400 машин.

В погоне за выгодным контрактом спешно была создана очень «сырая» машина. Конструкторы FAMH, так же как и их коллеги с фирмы «Шнейдер», проигнорировали опыт англиских танкостроителей и взяли за основу ходовую часть трактора «Холт», абсолютно непригодную для преодоления изрытых воронками и траншеями передовых позиций, правда, при этом они значительно увеличили длину опорной поверхности гусениц. Подвеска нового танка имела пружинное подрессорива-ние, поэтому условия работы экипажа были не такими каторжными,как на английских машинах, которые принимали все неровности пути прямо на корпус. И это было, пожалуй, единственное преимущество «француза».Корпус танка, получившего название «Сен-Шамон», представлял собой броневую коробку со скошенными носом и кормой. Передняя и задняя части сильно нависали над гусеницами, что обусловило крайне низкую проходимость танка и делало невозможным, даже несмотря на установку специальных роликов, преодоление даже относительно невысоких вертикальных препятствий.Новшеством, впервые примененным в мировом танкостроении, стала установка на «Сен-Шамон» электро механической трансмиссии. Бензиновый двигатель работал на динамо-машину, ток от которой подавался на два тяговых электромотора (по одному на каждую гусеницу). Поворот осуществлялся за счет подачи на электродвигатели тока различной силы, таким же образом достигалось неограниченное в имеющихся пределах число передач. Это обеспечивало не сравнимую с оборудованными механической трансмиссией машинами легкость управления. Правда, за подобную легкость пришлось заплатить лишним весом, громоздкостью и низкой надежностью привода. Тем не менее «Сен-Шамон» получился довольно-таки скоростным танком (на испытаниях ему удалось развить скорость 12 км/ч), но на практике давать максимальную нагрузку из-за опасения поломки не рекомендовалось, поэтому скорость была ограничена 8 км/ч.Первые танки «Сен-Шамон» (образца 1916 года) имели цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов корпуса на них, прикрывая ходовую часть, почти достигали земли. Крыша была плоской, а в качестве танкового орудия использовалась 75-мм пушка специальной конструкции, стрельба из которой могла вестись лишь в узком секторе прямо по курсу, что заставляло при любом переносе огня разворачивать всю неповоротливую и тяжелую машину. Уже первые испытания, проведенные в середине 1916 года, выявили необходимость внесения в конструкцию ряда изминений. Поскольку бортовые бронелисты, прикрывающие ходовую часть, существенно снижали и без того отвратительную проходимость, их сняли. Гусеницы расширили сначала с 32 до 41, а затем и до 50 см. Получившийся в результате доработки вариант «Сен-Шамона» и был запущен в серийное производство. Не прошло и года, как танк снова подвергся модернизации: его крыша стала двускатной, а место цилиндрических башенок заняли прямоугольные. Кроме того, было усилено бронирование. После выпуска 160 машин на них заменили и артсисте-му — вместо специальной танковой стала устанавливаться полевая 75-мм пушка фирмы «Шнейдер».

Впервые «Сен-Шамоны» пошли в бой 5 мая 1917 года: 16 «Сен-Шамонов» и две роты «Шнейдеров» двинулись на немецкие позиции, но не сумели преодолеть окопы и остановились перед ними. Один за другим они были уничтожены артиллерией противника. Звездный час для французских танков наступил не скоро — лишь 18 июля 1918 года под Суассоном, когда на противника двинулись одновременно 216 «Шнейдеров». 131 «Сен-Шамон» и 220 «Рено» FT-17. Из всей бронированной армады именно «Сен-Шамоны», оказавшись наиболее устойчивыми к ру-жейно-пулеметному огню противника, смогли повести за собой пехоту, демонстрируя при этом всю свою огневую мощь. Всего же «Сен-Шамоны» приняли участие в 375 боях первой мировой войны.Последняя серийная машина этого типа вышла из сборочного цеха завода в марте 1918 года. Выбывающие из строя танки стали постепенно заменяться бо-лее эффективными «Рено» FT-17 и к концу войны в войсках оставалось лишь 72 «Сен-Шамона», из которых 50 уже были переделаны в транспортеры.

Технические данные «СЕН-ШАМОН»

Боевая масса 23 т
Экипаж 8 человека

Габаритные размеры

длина 8690 мм
ширина 2670 мм
высота 2360 мм

Броня

лоб борт 11,5 мм
лоб корпуса 17 мм
борт 11 мм
Вооружение 75-мм полевая пушка 

образца 1897 года,

4х8-мм пулемета

«Гочкис»

Боекомплект 106 выстрелов, 

7500 патронов

Двигатель «Панар», карбюраторный, мощность 90 л. с.
Скорость по шоссе 8 км/ч
Запас хода по шоссе 59 км
Удельное давление на грунт 0,79 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

Угол подъёма 35°
ширина рва 2,44 м
Высота стенки

0,38 м

глубина брода

0,8 м


Обсуждение данной записи


© 2007-2021 Военный портал ·
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика