![Гранатомет РГС-50- фото взято из Электронной энциклопедии "Военная Россия" Гранатомет РГС-50- фото взято из Электронной энциклопедии "Военная Россия"](/wp-content/gallery/granatomet_rgs50/thumbs/thumbs_rgs-50_4.png)
![Проект 1331М - фото взято с электронной энциклопедии Военная Россия Проект 1331М - фото взято с электронной энциклопедии Военная Россия](/wp-content/gallery/srsproject-1331m/thumbs/thumbs_srs_project-1331m_2.jpg)
![Вертолеты тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" - фото взято с сайта Вертолеты тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" - фото взято с сайта](/wp-content/gallery/ships_gp-avia/thumbs/thumbs__22.png)
![Противотанковая мина ТМ-46 (ТМН-46) - фото взято с сайта ww.arms.ru Противотанковая мина ТМ-46 (ТМН-46) - фото взято с сайта ww.arms.ru](/wp-content/gallery/tankminestm-46/thumbs/thumbs_tm-46_3.gif)
![Тип Киев (проект 1143) - фото взято с энциклопедии Военная Россия Тип Киев (проект 1143) - фото взято с энциклопедии Военная Россия](/wp-content/gallery/kreiser1143/thumbs/thumbs_tip-1143_1.jpg)
![Зенитная ракетная система большой и средней дальности Триумф (С-400) - фото взято с сайта Зенитная ракетная система большой и средней дальности Триумф (С-400) - фото взято с сайта](/wp-content/gallery/rszo_s-400_3/thumbs/thumbs_015.png)
![Гранатомёт противотанковый ручной РПГ-7 - фото взято с сайта Гранатомёт противотанковый ручной РПГ-7 - фото взято с сайта](/wp-content/gallery/granatomet_rpg-7/thumbs/thumbs_rpg-7_3.png)
![Зенитная ракетная система большой и средней дальности Триумф (С-400) - фото взято с сайта Зенитная ракетная система большой и средней дальности Триумф (С-400) - фото взято с сайта](/wp-content/gallery/rszo_s-400_4/thumbs/thumbs_018.png)
![Братухин Г-4 - фото взято с электронной энциклопедии Военная Россия Братухин Г-4 - фото взято с электронной энциклопедии Военная Россия](/wp-content/gallery/helicopt_g-4/thumbs/thumbs_5_g-4_1.jpg)
![Камов Ка-27ПЛ - фото взято с электронной энциклопедии Военная Россия Камов Ка-27ПЛ - фото взято с электронной энциклопедии Военная Россия](/wp-content/gallery/helicopt_ka-27pl/thumbs/thumbs_37_ka-25pl_3.jpg)
ФРАНЦИЯ • 1916
В декабре 1915 года по поручению Военного министерства Франции специалистами компании «Шнейдер», крупнейшего производителя оружия и военной техники этой страны, на базе американского трактора фирмы «Холт» была создана боевая бронированная машина. Ее представили высокопоставленной комиссии, и та сочла образец вполне надежным и полезным, но обратила при этом внимание на недостаточную проходимость. Посте внесения в конструкцию ряда изменений, призванных устранить данный изъян, 25 февраля 1916 года компания «Шнейдер» получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1. но более известных под названием фирмы-производителя. В отличие от английских, французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса «Шнейдера» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, за одно облегчавшим облегчавшим преодоление широких рвов. Вот, пожалуй, и все достоинства французской машины. Что *же касается недостатков, то главный из их заключался в том, что конструкторы установили коробку бронекорпуса на позаимствованное у американского трактора и совершенно не подходящее для движения по пересеченной местности шасси.
Еще одна ошибка была допущена при установке вооружения. Решение разместить орудие у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делается на кораблях, выглядит более чем сомнительным, хотя и объяснимым — ведь слева располагался двигатель. Такой вариант установки пушки привел к тому, что сектор ее наведения в горизонтальной плоскости составлял лишь 20°, а все цели слева по ходу движения вообще становились недосягаемыми. Кроме того, «Шней-дер» имел еще один большой недостаток; из-за размещения топливных баков вдоль бортов достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк тут же вспыхивал как факел.
Первое боевое подразделение из танков СА 1 было сформировано 1 декабря 1916 года, а в марте следующего года в армии насчитывалось уже 208 танков этого типа. 16 апреля «Шнейдеры» пошли в атаку на позиции немецких войск в районе Жювенкура, но она оказалась неудачной. Французы понесли большие потери (76 танков из 132 принимавших участие в наступлении) от огня размещенной на передовой артиллерии противника, да и пехота еще просто не знала, как организовать эффективное взаимодействие с новой техникой. После неудачного первого опыта бронирование бортов танка и днища было несколько усилено,’ но это, конечно же, не могло изменить ситуацию кардинально.
Попытки конструкторов создать на базе танка СА 1 более совершенные модификации СА 2 и СА 3 в силу разных причин не увенчались успехом, и после появления на поле боя гораздо более эфективных легких танков «Рено» FT-17 с начала 1918 года «Шнейдеры» постепенно стали выводиться с передовой и переделываться в артиллерийские тягачи и транспортеры для перевозки орудий и танков. К окончанию войны в войсках оставалось всего 97 танков этого типа.
Позже часть из них переделали в ремонтные машины, а 6 продали Испании — им довелось принять участие в боевых действиях в Марокко и в сражениях гражданской войны 1936-1939 годов.
Технические данные «Шнейдер»СА1 |
|
Боевая масса | 14,6 т |
Экипаж | 6 человека |
Габаритные размеры |
|
длина | 6320 мм |
ширина | 2050 мм |
высота | 2030 мм |
Броня |
|
лоб борт | 11,5 мм |
Вооружение |
75-мм пушка, короткоствольная пушка 3х8-мм «Гочкис» |
Боекомплект | 90-96 выстрелов |
Двигатель | «Шнейдер» ,
карбюраторный, мощность 55 л. с. |
Скорость по шоссе | 7,5 км/ч |
Запас хода по шоссе | 48 км |
Преодолеваемые препятствия |
|
Угол подъёма | 25-30° |
ширина рва | 1,75 м |
Высота стенки |
0,78 м |