Легкий танк «Рено» FT-17
ФРАНЦИЯ • 1917
В июле 1916 года главному идеологу французского танкостроения полковнику Ж.-Б. Этьену удалось убедить известного промышленника и конструктора Луи Рено взяться за проектирование легкого танка непосредственного сопровождения пехоты, который должен был стать отличным дополнением к средним танкам. Этьен пообещал Рено заказ на 150 машин, и тот принялся за дело.Взяв за основу командирскую модель танка «Шнейдер» СА 2, который был разработан одноименной фирмой, но в серию не пошел, Рено быстро изготовил образец легкой боевой машины с экипажем из двух человек и пулеметным вооружением. Прошедшие весной 1917 года испытания завершились успешно, и первоначальный заказ был увеличен до 1000 танков. Одновременно было принято решение поставить на часть из них вместо пулемета 37-мм пушку. Вскоре заказ вырос до 3500 машин. С таким крупным заказом одна фирма Рено справиться в установленные сроки не могла по этому к строительству танков , подключить ряд других французских компаний.США взялись изготовить у себя еще 1200 танков.
С марта 1918 года новые танки, получившие официальное обозначение «лег-кий танк «Рено» FT модель 1917 года» з обиходе его сократили до более крткого FT-17), начали поступать в войска. Несомненно, это была одна из самых выдающихся конструкций в истории танкостроения, на многие годы определившая направление его развития. Компоновка, в первые примененная на танке «Рено» двигатель, трансмиссия, ведущее колесо — сзади, отделение управления — спереди, а боевое отделение с размещением вооружения во вращающейся башне — в центре), до сих пор остается классической, и подавляющее большинство танков, выпущенных в мире с тех пор, выполнено именно по такой схеме.«Рено» FT-17 оказался не только новаторской, но и очень дешевой машиной, простой и надежной воспроизводстве и обслуживании Благодаря низкому удельному давлению на грунт он обладал хорошей проходимостью, однако скорость и запас хода, как и у предшественников, невелики, из-за чего на поле боя танки чаще всего доставлялись на грузовиках. Для повышения проходимости через рвы и траншеи они оборудовались специальными съемными «хвостами».«Рено» FT-17 выпускался в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском (с неподвижной прямоугольной рубкой, где находились радиостанция и три человека экипажа) и, наконец, огне-вой поддержки с 75-мм орудием, установленным в открытой спереди и сзади рубке и стрелявшим назад. Впрочем, последние в боях поучаствовать не успели.Всего же до конца войны было построено 3177 танков «Рено» FT-17, что сделало их самой массовой машиной первой мировой войны. За относительно короткий период — с 31 мая по 11 ноября 1918 года — «Рено» FT-17 имели 3292 встречи с противником, в ходе которых 440 машин было потеряно.Естественно, такая выдающаяся для своего времени боевая машина не могла не привлечь внимания военных всего мира. Первой иностранной армией, принявшей на вооружение танки FT-17 и успевшей испытать их в боях первой мировой, стала, американская — она получила 514 танков французского производства. Позднее, уже после окончания войны, «Рено» FT-17 был закуплен 20 странами, в том числе Бельгией, Бразилией, Канадой, Китаем, Японией, Испанией, Голландией, Польшей и Чехословакией. Многим из этих танков довелось повоевать. Так, они сражались в Испании в годы гражданской войны, причем с обеих сторон, в 1939 году защищали Варшаву, а в 1940 — Париж. После капитуляции Франции захваченные немцами танки «Рено» использовались в полицейских частях и для охраны различных объектов. Скорее всего, последнее упоминание о боевом применении ветерана «Рено» относится к 1945 году, когда подразделение этих танков отражало наступление японцев на Ханой.
-
Технические данные «РЕНО» FT-17
Боевая масса 7 т Экипаж 2 человека Габаритные размеры
длина (с «хвостом») 4960 мм ширина 1740 мм высота 2140 мм Броня
лоб корпуса 16 мм борт 6 мм башня 22 мм Вооружение 37-мм пушка или 8-мм пулемет«Гочкис»
Боекомплект 240 снарядов или 4800 патронов
Двигатель «Рено», карбюраторный, мощность 35 л. с. Удельное давление на грунт 0,59 кг/см2 Скорость по шоссе 7,7 км/ч Запас хода по шоссе 35 км Преодолеваемые препятствия
Угол подъёма 45° ширина рва 1,8 м (с «хвостом») 1,35 м (без «хвоста»)
Высота стенки 0,6 м
глубина брода 0,7 м