Тяжелый танк КВ-1
СССР • 1939
В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны СССР в конце 1938 года специалисты сразу нескольких предприятий приступили к работе по проектированию нового тяжелого танка -с противоснарядным бронированием, призванного заменить устаревший Т-35 и стать основной ударной силой бронетанковых войск Красной Армии. В СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде, коллектив которого возглавлял Ж. Я. Котин, началась разработка проекта машины, получившей название СМК (Сергей Миронович Киров), а на Ленинградском заводе опытного машиностроения имени Кирова работали над проектом танка под индексом Т-100.
По первоначальному проекту танка СМК предполагалось создание трехбашенной машины с массой 55 т. В процессе работы было принято решение отказаться от одной башни, а полученный выигрыш в весе использовать для усиления бронезащиты. Параллельно с СМК в СКБ-2 группой дипломников Военной академии механизации и моторизации РККА, проходивших практику на Кировском заводе, был разработан эскизный проект тяжелого однобашенного танка с дизельным двигателем, по своим характеристикам сходного с СМК. Результаты работы молодых инженеров выглядели весьма многообещающе и легли в основу проекта нового танка, названого KB (Клим Ворошилов) и унаследовавшего от СМК компоновку бронекорпуса, оптику, элементы трансмиссии и ряд других узлов и агрегатов. Вооружение KB состояло из двух установленных в башне орудий калибра 76 и 45 мм.
Изготовленные в августе 1939 года опытные образцы танков СМК и KB 23 сентября приняли участие в показе новых образцов бронетанковой техники в подмосковной Кубинке. 8 октября KB вернулся в Ленинград на испытания, которые вскоре после начала советско-финской войны были прерваны. В составе 91-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады опытные образцы танков KB, СМК и Т-100 были отправлены на фронт. В условиях реальных боевых действий KB, 45-мм пушка которого по прибытию на фронт была демонтирована, проявил себя просто отлично, гораздо лучше своих конкурентов-соперников. 19 декабря 1939 года постановлением ГКО танк KB, так и не завершивший полную программу испытаний, был принят на вооружение РККА.
После появления созданного на базе KB тяжелого танка со 152-мм гаубицей танк с 7б-мм пушкой стал называться «танком KB с малой башней», а танк с гаубицей соответственно «танком КБ с большой башней». Лишь в начале 1941 года появились обозначения КВ-1 и КВ-2.
Серийное производство танков KB было освоено в кратчайшие сроки: уже в феврале 1940 года первые машины вышли из цехов ленинградского Кировского завода. Вскоре их стал выпускать и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). Планы производства танков KB, даже несмотря на выявившиеся вскоре серьезные недостатки, постоянно пересматривались в сторону увеличения: в 1941 году предполагалось выпустить 1200 таких машин, из них 1000 — на Кировском заводе и 200 — на ЧТЗ. Однако война внесла свои коррективы. Всего в 1940 году было построено 243 машины, а в первом полугодии 1941 — еще 393.
На КВ-1 первых выпусков устанавливалась 7б-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года — 7б-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами — спаренным, курсовым и кормовым. На части танков ставился дополнительно зенитный пулемет ДТ.
Оценивая танк КВ-1 в целом, следует отметить, что для своего времени по совокупности характеристик его можно смело назвать самым мощным танком мира. По большому счету, до конца 1942 года у него просто не было достойных противников. И как ни парадоксально, именно это обстоятельство негативно отразилось на судьбе танка, ведь никаких явных преимуществ перед более дешевым и простым в производстве средним Т-34, за исключением более толстой брони, он не имел. Вооружение было таким же, а маневренность, из-за гораздо большего веса, — заметно хуже. Кроме того, KB мог разбить любую грунтовую дорогу до такой степени, что та для колесной техники становилась просто непроходимой, а количество мостов, способных выдержать его вес, на территории Советского Союза было очень и очень невелико. Но не это было главным недостатком танка. Его ахиллесовой пятой стала крайне ненадежная в работе трансмиссия, выход ее из строя был массовым явлением. В целях устранения выявившихся недостатков в конструкцию танка был внесен ряд изменений, но более подробно речь об этом пойдет в следующем разделе.
Тяжелый танк КВ-1. Модификации и боевое применение
Танк КВ-1, обладая рядом неоспоримых достоинств, не был лишен и существенных недостатков, устраняя которые на основе базовой машины создали целый ряд других образцов боевой техники. Еще в ходе испытаний опытных образцов новых тяжелых танков в условиях боевых действий на Карельском перешейке зимой 1940 года выяснилось, что 76-мм пушка не обладает достаточной мощью для успешной борьбы с сильно укрепленными огневыми точками противника. Поэтому в сжатые сроки был разработан и построен танк, ставший позднее известным под обозначением КВ-2, основное отличие которого состояло в установке новой башни больших размеров со 152-мм гаубицей.
Двигатель, силовая передача, ходовая часть, электро- и радиооборудование остались такими же, как и на КВ-1 Танк КВ-2 выпускался в ограниченном количестве и находился в производстве до начала Великой Отечественной войны. Тяжелые ожесточенные бои начального периода Великой Отечественной позволили дать справедливую оценку всем видам боевой техники, принявшим в них участие. И если средний танк Т-34 получал лишь положительные отклики, то отношение к КВ-1, запущенному в серийное производство слишком поспешно, было гораздо более критическим как у танкистов, так и командования. Если до начала 1942 года KB продолжал доминировать на полях сражений, а невозможность серьезного противодействия со стороны танков и артиллерии противника позволяла нашим танкистам проводить эффектные атаки или чуть ли не в одиночку останавливать продвижение целых колонн немецких танков, то по мере появления у противника более эффективных противотанковых средств, в том числе подкалиберных снарядов, способных пробивать броню еще недавно практически неуязвимого советского танка, его основное достоинство — мощная бронезащита — стало терять свое первостепенное значение. Зато все более явственно стали проявляться изъяны КВ-1: недостаточная маневренность, слишком большой вес и исключительно низкая надежность.
С целью устранения названных недостатков был разработан и 20 августа 1942 года принят на вооружение модернизированный вариант КВ-1 — танк KB-1С (скоростной). Он заменил предшественника в производстве и начал поступать в войска уже с сентября. Вес новой машины был снижен на 5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса и габаритных размеров башни.
Литая башня (на КВ-1 помимо литых башен устанавливались также два варианта сварных — с прямоугольной и сглаженной кормовой частью) приобрела новую обтекаемую форму и командирскую башенку, которая облегчила командиру танка задачу управления танком в бою. Часть недостатков трансмиссии за счет установки ряда новых узлов была устранена, но из-за того, что в погоне за маневренностью толщина брони была уменьшена, а вооружение осталось прежним, по своим боевым характеристикам тяжелый танк KB-1С еще больше приблизился к средним. Единственным основанием для продолжения выпуска KB параллельно с Т-34 могла быть установка на него более мощной пушки. Такая попытка была предпринята, но поставить 85-мм пушку в штатную башню танка KB-1С из-за ее малых габаритов и недостаточной ширины подбашенной коробки не удалось.
Пришлось существенно изменять конструкцию танка, поэтому новый вариант KB, получивший обозначение КВ-85, начал поступать в войска лишь с сентября 1943 года. Его экипаж за счет стрелка-радиста сократился до четырех человек, а курсовой пулемет стал крепиться в лобовом листе корпуса жестко. Огонь из него вел механик-водитель и это, естественно, уменьшило его эффективность в ближнем оборонительном бою. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть, по сравнению с KB-1С, изменений не претерпели. В конце 1943 года после выпуска 143 машин танк КВ-85 был сменен в производстве новым тяжелым танком ИС-1.
Тяжелые танки серии KB послужили базой для создания ряда самоходных артиллерийских установок: опытных КВ-7 (два варианта — либо с двумя 76-мм пушками ЗИС-5, либо с тремя — одной ЗИС-5 и двумя калибра 45 мм) и КВ-9 со 122-мм гаубицей У-11, а также серийной СУ-152 (КВ-14), которая была создана в 1943 году на базе танка КВ-1С и вооружалась 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20.
На базе танков КВ-1, а затем и KB-1С с апреля 1942 года выпускался также огнеметный танк КВ-8. На первом этапе Великой Отечественной войны танк КВ-1 являлся, безусловно, самой мощной боевой машиной, практически не имевшей себе равных. Экипажи KB записали на свои счета множество блестящих побед, одно перечисление которых заняло бы несколько страниц. Назовем лишь, пожалуй, самую яркую страницу в истории танка — бой КВ-1 старшего лейтенанта Зиновия Колобанова, состоявшийся 19 августа 1941 года под Красногвардейском. Танкисту-асу удалось запереть колонну немецких танков на окруженном болотами шоссе и уничтожить 22 танка. После боя на броне КБ насчитали следы от 135 попаданий, но ни один вражеский снаряд броню советского танка не пробил.
Танк того же класса, что и КВ-1 — PzKpfw VI «Тигр», появился на вооружении вермахта только в конце 1942 года, и если раньше у советского тяжелого танка не бьло достойных противников, то теперь он тут же устарел. Превосходная 88-мм пушка «Тигра» могла поражать KB на дистанциях, на которых 76-мм орудие последнего было просто беспомощно против мощной брони немецкого «одноклассника». Несколько улучшить ситуацию позволило создание КВ-85, но эти машины появились поздно, выпущено было их немного и поэтому внести существенный вклад в дело борьбы с тяжелыми танками противника они не смогли.
Всего за период с 1940 по 1944 год на заводах в Ленинграде и Челябинске было выпущено 4775 танков KB всех модификаций (в том числе 1087 KB-1С и 143 КВ-85). Первоначально они состояли на вооружении танковых бригад смешанной организации, но после того как выяснилось, что эффективность их применения в этом случае существенно снижается из-за сложностей при организации согласованных действий подразделений, вооруженных разнородными боевыми машинами, они были сведены в отдельные танковые полки прорыва. Тяжелые танки KB принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до ее завершения и внесли свой вклад в дело разгрома фашистской Германии, хотя реализовать весь заложенный в них потенциал в полной мере так и не смогли.
Технические данные танка KB-1 |
|||
КВ-1 образца 1941 года
|
КВ-1С | КВ-85 | |
Боевая масса | 47,5 т | 42,5 т | 46 т |
Экипаж | 5 человек | 5 человек | 4 человек |
Габаритные размеры |
|||
длина | 6750 мм | 6900 мм | 6900 мм |
ширина | 3320 мм | 3250 мм | 3250 мм |
высота | 2710 мм | 2640 мм | 2830 мм |
клиренс | 430 мм | 450 мм | 450 мм |
Броня |
|||
лоб корпуса | 75 мм | 75 мм | 60-75 мм |
борт | 75 мм | 40 мм | 40 мм |
корма | 60-75 мм | 30-60 мм | 30-60 мм |
крыша, днище | 30-40 мм | 30 мм | 30 мм |
башня | 75 мм | 40-82 мм | 1000 мм |
Вооружение | 76-мм пушка Л-11 образца 1939 года (или Ф-32 образца 1940 года), 4х7,62-мм пулемета ДТ | 76,2-мм пушка ЗИС-5, Зх7,62-мм пулемета ДТ | 85-мм пушка Д-5-Т85, Зх7,62-мм пулемета ДТ |
Боекомплект | 135 выстрелов, 2772 патрона | 114 выстрелов, 3000 патронов | 70 выстрелов, 3276 патронов |
Двигатель | В-2к, дизельный, мощность 600 л. с. | В-2к, дизельный, мощность 600 л. с. | В-2к, дизельный, мощность 600 л. с. |
Скорость по шоссе | 34 км/ч | 42 км/ч | 42 км/ч |
Запас хода по шоссе | 250 км | 330 км | 330 км |
Удельное давление на грунт | 0,77 кг/см2 | нет данных | нет данных |
Преодолеваемые препятствия |
|||
подъем | 36° | 36° | 36° |
высота стенки | 0,87 м | 1,2 м | 1,2 м |
ширина рва | 2,7 м | 2,7 м | 2,7 м |
глубина брода | 1,6 м | 1,6 м | 1,6 м |