Средний танк Т-34
СССР • 1939
Концепция колесно-гусеничных танков получила в Советском Союзе широкое признание и была достаточно успешно реализована в семействе самых популярных в нашей стране в 30-е годы боевых машин БТ. Вместе с тем наряду с неоспоримыми достоинствами выявились и существенные недостатки танков данного типа. В первую очередь это касалось сложности конструкции ходовой части и, как следствие, недостаточно высокой ее надежности, а также невозможности существенного усиления бронезащиты, приводившей к увеличению массы и перегрузке элементов все той же ходовой части. Споры о целесообразности применения на танках колесно-гусеничного движителя стали звучать все громче, наконец дискуссия по этому вопросу завязалась на проходившем 4 мая 1938 года в Москве расширенном заседании Государственного Комитета Обороны СССР, на котором присутствовали И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, В.И.Молотов, другие высокие государственные и военные руководители, представители оборонной промышленности, а также недавно вернувшиеся из Испании командиры танковых подразделений. В результате обсуждения представленного участникам заседания проекта разработанного на Харьковском паровозостроительном заводе (завод № 183) нового колесно-гусе-ничного танка А-20 было решено поручить конструкторам ХПЗ разработать проект чисто гусеничного танка, по всем основным тактико-техническим характеристикам аналогичного А-20, и уже после изготовления опытных образцов и проведения сравнительных испытаний принять окончательное решение в пользу одного из вариантов машины. К маю 1939 года были построены опытные образцы двух танков — колес-но-гусеничного А-20 и гусеничного А-32, который по своим техническим данным и внешнему виду незначительно отличался от конкурента. Зато отсутствие привода колесного хода позволило при возросшей всего на одну тонну массе усилить бронирование и вооружить танк вместо 45-мм пушки гораздо более мощным 7б-мм орудием. Совместные испытания обоих танков производились в июле-августе 1939 года на полигоне в Харькове, а 23 сентября 1939 года они вместе с новыми тяжелыми танками KB, СМК и Т-100 были продемонстрированы командованию Красной Армии и представителям руководства страны. По результатам испытаний и показа был сделан вывод о целесообразности, соответственно повысив прочность отдельных узлов и деталей, защитить имевший запас в плане увеличения массы танк А-32 еще более мощной 45-мм броней и подвергнуть новой серии испытаний. Впрочем, сборка двух таких танков, получивших заводское обозначение А-34, уже шла в опытном цехе завода № 183, хотя из-за ряда сложностей технологического характера и не такими высокими темпами, как хотелось бы руководству завода и главному конструктору М. И. Кошкину. Тем не менее, еще до изготовления машины в металле, 19 декабря 1939 года постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443сс танк А-34 был рекомендован для принятия на вооружение под обозначением Т-34, правда, при условии успешного завершения госиспытаний пробегом на 2000 км. Сразу же после окончания сборки машин в январе 1940 начались их войсковые испытания. 17 марта опытные экземпляры танка А-34 своим ходом пришли из Харькова в Москву, где были продемонстрированы Сталину, а еще через две недели был подписан протокол Комитета Обороны о постановке танка Т-34 (А-34) в серийное производство на Харьковском паровозостроительном заводе и подготовке его выпуска на Сталинградском тракторном. Первоначальный производственный план на 1940 год предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, затем он был увеличен до 600, но из-за трудностей с освоением производства новой, во многом революционной по своей конструкции машины три первых серийных танка были готовы лишь к 15 сентября, а всего до конца года их было изготовлено 115. Первые сталинградские «тридцатьчетверки» покинули заводские цеха только в 1941 году.
Тем временем первые три серийные машины Т-34 подверглись в ноябре-декабре интенсивным испытаниям на НИБТ Полигоне, в ходе которых у них было выявлено так много конструктивных недостатков, что даже возникли сомнения в их боеспособности и на повестку дня стал вопрос о снятии танка с производства. Шли рекламации и из боевых частей, куда стали поступать «тридцатьчетверки». Танкисты жаловались на низкую надежность работы ряда узлов и агрегатов, дефекты двигателя, коробки передач, главного фрикциона и т.д. Положение усугублялось еще и тем, что ряд руководителей ГАБТУ и Наркомата обороны были твердо убеждены — самым массовым танком Красной Армии должен стать легкий Т-50, и именно производство этих машин должно стать приоритетным.
К счастью, этого не произошло. Конструкторам, техникам и простым рабочим ценой неимоверных усилий удалось устранить большинство недоработок и недостатков, без которых, впрочем, не обходится ни один новый образец сложной техники, и буквально в считанные месяцы повысить качество выпускаемых танков Т-34 до необходимого уровня — уровня, который наряду с заложенными в боевую машину превосходными характеристиками и позволил советскому танку стать настоящим шедевром, на много лет определившим пути развития мирового танкостроения.
Непростым и тернистым оказался начальный отрезок пути самого знаменитого танка всех времен и народов к славе, но это лишь еще более подчеркивает заслуги его создателей. Именно поэтому мы позволили себе так подробно на нем остановиться. О технических деталях, о развитии конструкции Т-34, о его боевых достижениях речь пойдет в следующем разделе.
Средний танк Т-34. Модификации и боевое применение
После начала Великой Отечественной войны, а к тому времени в войсках пяти приграничных округов насчитывалось 967 танков Т-34 и уже ни у кого не возникало сомнений в том, что именно этим машинам придется вынести «на своих плечах» основную тяжесть войны, постановлением ГКО № 1 к их производству подключился горьковский завод «Красное Сормово». К19 октября 1941 года по понятным причинам производство Т-34 в Харькове пришлось свернуть, а завод № 183 эвакуировать в Нижний Тагил. О трудностях, с которыми пришлось столкнуться при освоении производства на новом месте, о проблемах, возникших из-за потери многих смежников и поставщиков комплектующих, можно говорить очень долго, но у нас для этого нет места, поэтому, отдавая должное трудовому подвигу советских танкостроителей, отметим лишь, что в итоге их удалось преодолеть и дать фронту максимально возможное количество столь необходимой боевой техники.
Если же говорить о развитии конструкции танка Т-34, то нужно отметить, что уже с первых дней выпуска в нее стали вноситься многочисленные изменения, призванные не столько улучшить боевые параметры машины, сколько повысить надежность отдельных узлов и агрегатов, упростить и ускорить производство, привести техпроцесс в соответствие с технологическими возможностями конкретных заводов-изготовителей. Так, еще до конца 1941 года в конструкцию «тридцатьчетверки» были внесены 770 изменений, упрощавших изготовление различных деталей и узлов, более тысячи наименований отдельных деталей и комплектующих из нее было просто исключено, более чем в три раза была снижена трудоемкость обработки броневых элементов. В дальнейшем эта тенденция получила еще большее развитие.
Танки Т-34 разных серий в отличие от, например, немецких машин не принято относить к различным модификациям (четко можно выделить лишь два варианта — с 7б-мм или 85-мм пушкой). Поэтому обычно в рамках первого варианта различают танки Т-34 образцов 1940,1941,1942 и 1943 годов с уточнением, каким заводом данный танк был выпущен (танки разных заводов отличались даже внешне). Поскольку внесенных изменений было очень много, перечислять их мы не станем, скажем лишь, что совершенствование Т-34 в области его тактико-технических характеристик шло в основном в направлении усиления бронезащиты (например, толщина лобовой брони башни с 1941 по 1943 год увеличилась с 52 до 70 мм). Основные элементы танка, такие как двигатель и вооружение, оставались неизменными. По большому счету, до поры до времени необходимости в серьезной модернизации просто не было, настолько «тридцатьчетверка» по большинству параметров превосходила своих соперников.
Лишь в 1943 году после появления у противника в большом количестве новых танков PzKpfw V «Пантера» и PzKpfw VI «Тигр» качественное превосходство Т-34 по многим позициям было утрачено. С особой остротой вопрос о кардинальной модернизации встал после сражения на Курской дуге, где потери танков с нашей стороны достигли огромных размеров. И если двигатель и трансмиссия нареканий не вызывали, то к вооружению появилось много претензий. В ходе боев выяснилось, что эффективно бороться с отлично вооруженными и хорошо бронированными новыми немецкими танками Т-34 может лишь на дистанциях не более 600 м, в то время как длинноствольные 75-мм пушки не только «Пантер», но и последних модификаций PzKpfw IV, не говоря уже о 88-мм орудии «Тигра», были способны поражать Т-34 с дистанции 1000-1500 м.
Попытка установить более мощную 85-мм пушку в штатную, и без того достаточно тесную, башню Т-34 закончилась неудачей, поэтому конструкторам пришлось разработать новую башню больших размеров и внести существенные изменения в подбашенную коробку. В результате на свет появился танк с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, который и был принят на вооружение Красной Армии постановлением ГКО от 23 января 1944 года.
В марте первые танки начали сходить с конвейера. Установка орудия большего калибра, безусловно, повысила огневую мощь «тридцатьчетверки», но переломить ситуацию в корне не удалось, дуэльно поражать новые танки противника Т-34-85 все равно не мог, но этот недостаток вполне можно было преодолеть за счет превосходства в подвижности и маневренности. Основное отличие танка Т-34-85 от предшественника, помимо новой пушки, заключалось в том, что экипаж танка увеличился до пяти человек. Освобожденный от лишних обязанностей командир мог теперь более эффективно выполнять свои основные функции по наблюдению за полем боя и управлению боевой машиной, что привело к еще большему повышению боеспособности танка.
Помимо линейных танков выпускались огнеметные танки ОТ-34 и ОТ-34-85, у которых вместо курсового пулемета устанавливался огнемет, танки-тралыци-ки и мостоукладчики, а также командирский вариант «тридцатьчетверки», отличительной чертой которого было наличие более мощной радиостанции. Кроме того, на базе Т-34 производились самоходные артиллерийские установки СУ-85,СУ-100иСУ-122. Танки Т-34 прошли всю войну от первого до последнего дня. Как уже говорилось, на ее первом этапе они наголову превосходили всех своих соперников, и зачастую лишь неграмотное применение бронетанковых войск высшим командованием Красной Армии не позволило в полной мере продемонстрировать всесокрушающую мощь крупных соединений средних и тяжелых советских танков.
Отдельные же примеры умелого использования экипажами возможностей своих «тридцатьчетверок» наглядно убеждают в выдающихся достоинствах прекрасной боевой машины. Один из наиболее результативных советских танкистов-асов, воевавших на Т-34, лейтенант Д. Ф. Лаври-ненко из 4-й танковой бригады в ходе всего лишь 28 боев уничтожил 52 танка и штурмовых орудия противника. Не вызывает сомнений, что счет побед отважного танкиста был бы гораздо выше, если бы он не погиб в ноябре 1941 года под Москвой.
Уже первые столкновения с «тридцатьчетверками» произвели на немцев ошеломляющее впечатление. Абсолютное превосходство Т-34 над всеми имевшимися на тот момент танками противника заставило командование вермахта всерьез рассматривать возможность освоения производства копии советского танка на заводах Германии. Лишь сложности технологического характера и возможные проблемы с идентификацией танка на поле боя вынудили отказаться от этой идеи. Тем не менее можно сказать, что именно неоспоримые достоинства Т-34 послужили толчком к созданию немцами новых образцов танков, и в первую очередь танка РгКрй^ V «Пантера». В лице «Тигра» и «Пантеры» Т-34 получил очень серьезных противников, по огневой мощи и бронезащите превосходивших его. Появление нового танка Т-34-85 с более мощной пушкой позволило несколько выправить положение, и в умелых руках он стал грозным противником для новейших немецких танков. Например, экипаж младшего лейтенанта Ивана Голуба (13-я гвардейская танковая бригада 4-го гвардейского танкового корпуса) в ходе нескольких боев под Житомиром и Бердичевом в декабре 1944 года подбил пять «Тигров» и две «Пантеры». В целом танк Т-34 следует по праву считать бесспорно лучшим танком мира на первом этапе второй мировой войны и одним из лучших — на втором. После окончания войны боевая биография «тридцатьчетверок» (а точнее Т-34-85) не завершилась. За пределами Советского Союза танки этого типа участвовали в боевых действиях практически на всех континентах и вплоть до самого последнего времени. И это неудивительно, ведь после 1945 года танки Т-34-85 в разное время состояли на вооружении в Австрии, Албании, Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Гане, Гвинее, Гвинее-Биссау, ГДР, Египте, Израиле (трофейные египетские), Ираке, Кипре, Китае, КНДР, Конго, Кубе, Лаосе, Ливане, Ливии, Мали, Мозамбике, Монголии, Польше, Румынии, Северном и Южном Йемене, Сирии, Сомали, Судане, Того, Уганде, Финляндии (трофейные советские), Чехословакии, Экваториальной Гвинее, Эфиопии, ЮАР (трофейные ангольские), Югославии. По состоянию на 1996 год танки этого типа еще имелись в армиях Кубы, Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Анголы, Гвинеи-Биссау, Мали, Афганистана и Вьетнама.
И в заключение немного статистики. Танк Т-34, вооруженный 7б-мм пушкой, производился с 1940 по 1944 год на шести заводах, и всего за это время было изготовлено 35 312 танков, включая 1170 огнеметных. Выпуск Т-34-85 осуществлялся на трех заводах и продолжался до 1946 года, до конца же второй мировой войны было произведено 21 048 танков этого типа. Такие объемы производства сделали Т-34 самыми массовыми в мире танками периода второй мировой.
Технические данные танка Т-34 |
||
T-34-76 образца 1941 года |
Т-34-85 образца 1944 года | |
Боевая масса | 26,5 т | 32 т |
Экипаж | 4 человека | 5 человек |
Габаритные размеры |
||
Длина |
6680 мм | 8100 мм |
Ширина | 3000 мм | 3000 мм |
Высота | 2450 мм | 2720 мм |
Клиренс | 400 мм | 400 мм |
Броня |
||
Лоб | 45 мм | 45 мм |
Борт | 45 мм | 45 мм |
корма | 40-45 мм | 45 мм |
крыша | 15-20 мм | 20 мм |
днище | 15-20 мм | 20 мм |
башня | 45-52 мм | 60-90 мм |
Вооружение |
||
76,2-мм пушка Ф-34 образца 1940 года, 2х7,62-мм пулемета AT | 85-мм пушка ЗИС-С-53 образца 1944 года, 2х7,62-мм пулемета AT 60 выстрелов, | |
Боекомплект | 77 выстрелов 3906 патронов | 60 выстрелов 1920 патронов |
двигатель | В-34, дизельный,
мощность 500 л. с. |
В-2-34 дизельный, мощность 500 л. с. 0,85 кг/см2 |
Удельное давление на грунт | 0,64 кг/см2 | 0,85 кг/см2 |
Скорость по шоссе |
54 км/чс |
55 км/чс |
Запас хода по шоссе | 400 км/чс | 360 км/чс |
Преодолеваемые препятствия |
||
подъем | 30° |
30° |
высота стенки | 0,73 м |
0,73 м |
Ширина рва | 2,5 м | 2,5 м |
Глубина брода | 1,11 м | 1,11 м |