Плавающий танк Т-40
СССР • 1939
Несмотря на большое число критических замечаний в адрес танков Т-37А и Т-38, идея оснащения бронетанковых войск РККА большим числом легких плавающих боевых машин с противопульным бронированием и пулеметным вооружением по-прежнему оставалась популярной. После того как к 1938 году выявилась необходимость в качественно новом, по сравнению с Т-37А и Т-38, танке подобного типа, к его проектированию приступили специалисты КБ завода № 37 под руководством Н. А Астрова. К июлю следующего года бьшо построено четыре опытных образца с двигателями фирмы «Додж». В течение двух месяцев они прошли обширную программу испытаний, в ходе которых был даже осуществлен пробег по маршруту Москва -Минск – Киев – Москва протяженностью около трех тысяч километров с преодолением всех встречавшихся на пути водных преград. По результатам испытаний, после устранения ряда выявленных недостатков и замены импортного двигателя на отечественный, новый танк постановлением ГКО от 19 декабря 1939 года под обозначением Т-40 был принят на вооружение Красной Армии. Его серийное производство началось на заводе № 37 в октябре 1940 года, и до конца года была изготовлена 41 машина. До 22 июня 1941 года был построен еще 181 танк. Таким образом, к началу войны в строю насчитывалось 222 танка Т-40.
По своей конструкции Т-40 существенно отличался от предшественников и представлял собой абсолютно новую машину Общими у них бьло, пожалуй, только число членов экипажа и широкое использование, в целях удешевления и упрощения процесса производства, автомобильных узлов и агрегатов. Корпус Т-40, внизу кормовой части которого находилась ниша для установки винта и двух водоходных рулей, изготав ливался из катаных броневых листов, соединявшихся сваркой или клепкой. За счет принятия специальных мер водоходность Т-40, по сравнению с Т-37А и Т-38, стала существенно выше : он мог уверенно преодолевать водные преграды с быстрым течением при волнении до 3 баллов.
По сравнению с предшественниками, Т-40 обладал значительно более высокой огневой мощью. Этого удалось достичь за счет установки в башне спаренного с ДТ крупнокалиберно -го пулемета ДШК Его бронебойная пуля со стальным сердечником пробивала на дистанции 300 м броню толщиной 16 мм а большой угол возвышения (25°) позволял вести огонь не только по наземным целям, но и по низколетящим самолетам. Тем не менее уже в ходе первых боев Великой Отечественной войны слабость вооружения танка стала очевидной. В целях устранения этого недостатка летом 1941 года на Т-40 стала устанавливаться 20-мм авиационная пушка ШВАК. Кроме того, с танка был снят гребной винт с приводом, что позволило несколько упростить процесс производства и удешевить его, тем более что в реальной боевой обстановке плавать танку практически не приходилось. Новый вариант получил обозначение Т-40С («сухопутный»).На следующей модификации Т-30 отсутствовала уже и ниша для винта. В остальном форма водоизмещающего корпуса изменений не претерпела, зато максимальная толщина брони возросла до 15 мм, что, конечно же, не могло полностью устранить второй основной недостаток танка — слабую бронезащиту. Поэтому в сентябре 1941 года вместо танка Т-40 был запущен в производство лучше вооруженный и защищенный Т-60. Следует отметить, что все три варианта танка (Т-40, Т-40С и Т-30) в войсках по-прежнему именовались Т-40. Так что сказать, сколько было изготовлено машин того или иного варианта, невозможно. Всего же их было выпущено 709 единиц. Вместе со своими «младшими братьями» Т-60 они состояли на вооружении танковых бригад смешанной организации и использовались до середины 1942 года.
-
Технические данные танка Т-40
Боевая масса 5,5 т Экипаж 2 человека Габаритные размеры
длина 4035 мм ширина 2230 мм высота 1905 мм клиренс 300 мм Броня
лоб ,борт, корма 12 мм крыша 6 мм днище 4 мм башня 10 мм Вооружение 12,7-мм пулемет ДШК, 7,62-мм пулемет ДТ Боекомплект 500 патронов калибра 12,7 мм, 2016 патронов калибра 7,62 мм Двигатель ГАЗ-202, карбюраторный, мощность 70 л. с. Скорость
По шоссе 45 км/ч на воде 6 км/ч Запас хода по шоссе 300 км Удельное давление на грунт 0,42 кг/см2 Преодолеваемые препятствия
подъем 34° высота стенки 0,6 м ширина рва 1,7 м